Воспитание советских людей, воинов армии в флота в духе патриотизма и интернационализма.
Союз Советских Социалистических Республик существует более 60 лет. Мы с огромной гордостью смотрим на тот путь, который под руководством Коммунистической партии прошел советский народ, преодолев многочисленные преграды и трудности в построении развитого социалистического общества и его защите. Наша страна, достигнув невиданных в истории высот в экономическом, социальном, духовном развитии, добилась расцвета всех наций и народностей, сближения их в единую братскую семью. Впервые в истории многонациональный состав страны превратился из источника ее слабости в условиях эксплуататорского строя в источник силы и процветания. Это стало возможным благодаря мудрой национальной политике Коммунистической партии. В постановлении ЦК КПСС «О 60-й годовщине образования Союза Советских Социалистических Республик» подчеркивается, что надо и впредь уделять первостепенное внимание патриотическому и интернациональному воспитанию трудящихся[134].
Усиление воспитания молодежи на революционных, боевых и трудовых традициях принесло и приносит важные морально-политические результаты. Более углубленное изучение истории нашей Родины, партии, Вооруженных Сил; повышение заботы о сохранении и развитии конкретных революционных традиций; понимание высокой социальной ответственности перед прошлым за настоящее и будущее; постоянная готовность выступить на защиту социализма — эти и многие другие положительные элементы сознания формируются в результате этой работы.
В развитом социалистическом обществе патриотизм стал не только социальным, нравственным чувством, но и глубоко осознанным классовым пониманием идеи любви к Советской Родине, выступающим как одна из важнейших сторон коммунистического мировоззрения.
Почему идеологические недруги столь настойчиво пытаются подменить советский патриотизм национализмом, а социалистический интернационализм космополитической индифферентностью?
[263]
Почему эти вопросы столь широко отражены в буржуазной радиопропаганде, «научных» изысканиях и т. д.? Дело в том, что социалистический патриотизм и интернационализм, как явления принципиально новые, не только представляют могучую движущую силу социалистического общества, но и выступают как непримиримые антиподы шовинизму, национализму, расизму и космополитизму. Это вынуждены нередко признавать и враги социализма. В злобном антикоммунистическом журнале «Проблемз оф коммьюнизм», издающемся советологами в США, в 1982 г. была опубликована серия статей, посвященных интернационализму. В одной из них американский советолог Э. Понд с сокрушением констатирует, что «многолетние усилия Запада изменить качество советского патриотизма и социалистического интернационализма, по существу, ни к чему не привели». «Национализм в СССР не может поднять головы», — заключает свой вывод автор.
Принципиальная новь, если говорить о советском патриотизме, заключается в том, что в нашем социалистическом обществе любовь к Родине как месту своего рождения неразрывно связана с преданностью коммунистическим идеям. В каждом советском человеке живет чувство Родины. С этим словом ассоциируются бескрайние просторы нашей страны, родительский дом, родные песни и народные обычаи. Но главным в содержании советского патриотизма стало глубоко осознанное стремление, желание осуществить на своей Родине, земле наших свершений и надежд, коммунистические идеалы, которые уже давно из «призрака, бродящего по Европе», превратились в убедительнейшую реальность.
Вот почему, осуществляя патриотическое воспитание подрастающего поколения, мы не можем ограничиваться лишь «природным», естественным пониманием родины, вне тесной связи с социально-политическим контекстом. Буржуазная пропаганда, касаясь проблемы родины, делает акцент на наличие у всех людей «более общей родины» — планеты Земля. Действительный факт возникновения в мире ряда общечеловеческих проблем (демографических, экологических, экономических и т. д.) истолковывается в том смысле, что ныне идеологические, государственные, социальные, нравственные противоречия различных обществ, мол, отступают на второй план и не играют якобы более решающей роли перед лицом общечеловеческих опасностей. В подобных рассуждениях на страницах многих переводных художественных и научных книг, в западных фильмах. нетрудно увидеть в ряде случаев попытку буржуазных
[264]
идеологов растворить классовые, социально-политические критерии родины, патриотизма аморфными идеями космополитизма и абстрактного гуманизма. А они, в свою очередь, широко используются в психологической войне.
Другой характерной чертой советского патриотизма является то, что любовь и преданность социалистической Родине представляют собойэффективный морально-политический фактор, движущую силу построения нового общества. Действенный, революционно-творческий характер советского патриотизма проявлялся на всех этапах развития нашего общества. В бурные годы первых пятилеток — как неукротимое стремление максимально быстрее сделать Родину самой могучей индустриальной державой, в опаленное войной время — как священная ненависть к агрессору и готовность до последнего дыхания сражаться с ним до полной победы. В послевоенные годы патриотические силы нацелены на всенародную борьбу по реализации наших величественных планов и программ. Патриотизм в условиях социализма играет роль могучего, постоянно действующего социального, морального двигателя истории. Действенный характер советского патриотизма объясняется общностью целей, совпадением личных и общественных интересов, возрастанием роли нравственных начал. Нравственная сила патриотизма — это то, что позволяет человеку сказать себе по-макаренковски—«не пищать»; приказать самому себе— «надо»; заставить себя в тяжкую минуту испытаний перешагнуть через «не могу».
Поэтому не удивительно, что радиопередачи Би-Би-Си, «Голоса Америки», рассчитанные на молодежную аудиторию, настойчиво внушают, что, мол, «жертвенные» времена героических пятилеток, целины, ударных строек прошли, что нынешнему поколению надо якобы больше заниматься собой, внутренними, духовными проблемами. Платные радиопропагандисты буржуазии вкрадчиво нашептывают, что качества самоотверженности, страстной одержимости, дескать, отвергаются самим техническим веком. Как бы им хотелось, чтобы в орлиных гнездовьях отцов рождались воробьи, пусть и розового оттенка: индифферентные, вялые, смятенные, бесхребетные! Лишить материальной силы великие идеи социалистического патриотизма и интернационализма, однако, не удавалось и не удастся никому. Дела, свершения, помыслы молодых людей говорят о глубокой преемственности поколений в социалистическом обществе, об их постоянной готовности бороться за наши идеалы.
И наконец, еще одна важнейшая особенность советского
[265]
патриотизма — егоглубокая интернациональность. Единство советского патриотизма и социалистического интернационализма объективно обеспечивается теснейшей связью, общностью и совпадением коренных интересов всех наций и народностей социалистической страны. У нас единая социальная программа — строительство коммунизма, единая идеология — марксизм-ленинизм, единая мораль, единая территория. У нас общий враг — империализм. Таким образом, наше великое единство имеет общие экономические, политические и идеологические основы.
Процесс усиления единства патриотического и интернационального в нашей стране выражается в дальнейшем расцвете братской дружбы между нациями, товарищества, взаимопомощи, взаимообогащении культур. Наша страна многонациональна, и советский патриотизм — это любовь более 100 наций и народностей к своей единой Родине, единому Отечеству — Союзу Советских Социалистических Республик. Каждый из нас прежде всего советский человек, а затем уже русский, украинец, белорус, казах, грузин, человек любой другой национальности. Общность судьбы, общность целей, общность идеологии делают наш советский патриотизм общенародным интернациональным. Советский патриотизм свободен от национальной ограниченности, свободен от преувеличения значения национальных особенностей, традиций, нравов. Интернациональность советского патриотизма выражается в приобретении советскими людьми многих общих черт, рельефно отражающихся в социальном портрете нашего современника: коммунистическая убежденность, коллективизм, высокая социальная ответственность, глубокое осознание своего долга, общественная активность и другие.
Против социалистического интернационализма как принципа взаимоотношений и нравственного качества направляется особенно много отравленных стрел из стана буржуазных идеологов. Они пытаются «доказать» устарение «классического» интернационализма пролетариата, пытаются бросить тень на братский характер отношений наций и народностей в Советском Союзе, кощунственно утверждают об «экспансионистских замыслах» нашего государства во второй мировой войне и в настоящее время. Но эти домыслы тут же обращаются в эфемерные лживые мифы, как только их сопоставляешь с фактами истории, фактами действительности.
Критерий интернационального толкования патриотизма мы находим в работах В. И. Ленина. Суть патриотизма заключается
[266]
в том, что патриот-интернационалист тот, кто беззаветно работает над развитием революционного движения в своей стране и поддерживает такую же борьбу во всех без исключения странах[135].
Интернациональная традиция исключительно сильна в нашем обществе. История революционной борьбы, история справедливых и освободительных войн, которые был вынужден вести наш народ, яркое тому свидетельство. Молодежь должна знать, что советские люди сделали все возможное, чтобы оказать помощь Советской Венгрии в 1919 г., Монголии — в 1921 и 1938 гг. Немало советских патриотов сражалось в интернациональных бригадах в Испании. Никогда прогрессивным человечеством не будет забыт подвиг советского народа, освободившего Восточную Европу от фашизма. Более 20 млн. своих сынов и дочерей потерял наш народ, приняв на себя главный удар самого сильного отряда мировой реакции.
Освободительная миссия Советских Вооруженных Сил полна глубокого социального и нравственного значения. Советский солдат пришел в Прагу и Бухарест, Варшаву и Белград, на равнины Северного Китая и Кореи как освободитель, интернационалист и защитник. И это трудно вытравить из памяти народной нашим идеологическим недругам. Многочисленные монументы в столицах разных стран в память об интернациональном подвиге советских воинов — вечный символ верности советского народа ленинскому принципу великой солидарности братьев по классу. Мы вместе с тем никогда не забудем бойцов-интернационалистов, сражавшихся на полях битв гражданской войны в России, мужественную борьбу патриотов различных стран с немецким фашизмом.
Советский человек — патриот и интернационалист. В этих словах заложен глубокий смысл. Советский человек, будучи патриотом и интернационалистом, всегда глубоко непримирим ко всему враждебному, чуждому, антисоциалистическому. Его непримиримость к буржуазной идеологии, расизму, шовинизму, национализму — не слепое фанатичное чувство, а глубоко осознанное понимание коренной классовой противоположности идеалов, программ, целей и средствих достижения в социалистическом и буржуазном мире.
Для того чтобы конкретные идеи патриотизма, интернационализма стали материальной силой, их следует соединить,
[267]
слить с личными переживаниями, чувствами, конкретными практическими делами молодежи, с тем чтобы эти идеи как бы «проросли» в сознании, стали внутренними убеждениями. Ведь принципы патриотизма и интернационализмамы не просто соблюдаем, а постоянно утверждаем их в жизни. Именно этого боятся ландскнехты психологической войны, которым нечего противопоставить этим чистым и действенным принципам.
В патриотическом, интернациональном воспитании очень важно дать человеку непосредственно прикоснуться к высокому, возвышенному, взволновать его, затронуть сокровенные струны чувств. Кто не видел, какими становятся люди, приходя к монументам Славы, к Священным могилам, к Вечному огню?! Боль и гордость, жажду свершений и вечную признательность чувствуют ветеран и молодой воин, седая вдова и сразу посерьезневший пионер.
В воспитании патриотизма и интернационализма большое место занимает разъяснение громадных социальных преимуществ нашего строя, нашей демократии, великой дружбы народов Советского государства, достигшего мировых высот в самых различных областях своего развития. В то же время обращение к истории, к современным Соединенным Штатам, к другим буржуазным странам наглядно подтверждает, что эксплуататорский строй — источник национализма, расизма, социального угнетения. Бесчинства империалистов в Ливане, Ольстере, Чили, ЮАР — звенья одной, империалистической цепи. В этих противопоставлениях советской и капиталистической действительности рельефно видна социальная полярность подхода к решению национального вопроса в СССР и США, в социалистическом я капиталистическом мире.
Чтобы уметь зорко и далеко смотреть вперед, иногда важно и оглянуться назад, на пройденный нашим многонациональным государством беспримерный путь. Когда молодой человек зримо видит величие социальных, экономических и культурных сдвигов, осуществленных нашим народом, он особенно обостренно чувствует свою социальную ответственность, ответственность за прошлое, ответственность за настоящее и будущее нашего Отечества, уверенно претворяющего в жизнь самые дерзновенные планы и программы.
Самое страшное для наших классовых врагов — интернациональное единство народов стран социализма. Поэтому не случайно в идеологической борьбе империалистическая пропаганда особую ставку делает на национализм, это отравленное
[268]
оружие самых реакционных сил. Приемы различны. С одной стороны, буржуазные идеологи стремятся любой ценой оживить национальные предрассудки, подчеркнуть значимость национальных особенностей некоторых исторических дат, «неповторимую самобытность» того или иного народа. И все это делается для противопоставления одних национальностей другим. Именно для этого периодически вытаскиваются на свет всякие «вопросы»: так называемый «прибалтийский», «еврейский», «мусульманский» и т. д. Чтобы придать большую видимость правдоподобности своим измышлениям, буржуазная пропагандистская машина широко использует в своих целях различных ренегатов, перебежчиков, оппортунистов, которые не прекращают рядиться в марксистские одежды и одновременно клеветать на социализм.
С другой стороны, атаки на советский патриотизм и социалистический интернационализм ведутся с позиций космополитизма, выражающего в данном случае национальный и моральный нигилизм. Суть этих атак заключается в утверждениях устарелости, «старомодности» патриотических идей, в требованиях более широких общений с западной культурой и моралью. В произведениях буржуазной литературы и искусства, научных фолиантах все чаще предстает некий абстрактный «гражданин мира», якобы перешагнувший через «предрассудки» различных идеологий и культур. В подобных рассуждениях на страницах некоторых переводных книг, в лентах западных фильмов нетрудно увидеть попытку растворить классовые, социально-политические критерии родины, патриотизма, интернационализма в аморфных идеях космополитизма. С их помощью подрывные идеологические центры буржуазии стремятся ослабить морально-политическое единство советских людей, единство народов стран социалистического содружества. Недооценивать опасность подобных диверсий нельзя.
В условиях исторического противоборства между двумя различными общественными системами усиливается роль и значение патриотизма и социалистического интернационализма как важного морально-политического фактора, определяющего духовное превосходство социализма над империализмом. Интернациональный характер социалистического патриотизма, носителями которого являются наш народ, народы других социалистических стран, наглядно показывает те громадные моральные изменения в «человеческом материале», которые произошли со времени создания первого в мире социалистического государства. За это время
[269]
сформировался и вырос новый Гражданин, Патриот, Интернационалист — беззаветный борец за идеалы коммунизма.