Профессиональные и организационные критерии подбора персонала
Решающее значение в качестве критериев подбора персонала имеют служебные обязанности, профессиональные задачи и условия труда. Они достаточно глубоко изучены для многих широко распространенных в нашей стране профессий [7, 15. 18], Этому способствовала высокая степень унификации условий труда и требований к работе на предприятиях государственной собственности. Разнообразие форм собственности, возросшие различия в условиях труда, появление новых профессий требует как доработки имеющихся профессиограмм, так и создания новых. Примером может служить разработанная автором профессиограмма главного бухгалтера коммерческого банка (см. Приложение 1).
Как было сказано выше, традиционный подход нуждается в дополнении и пересмотре с точки зрения соответствия качеств персонала особенностям организации. Учитывая специфику организации, следует помнить, что это - гибкая динамичная структура, развитие которой имеет определенную цикличность. «На стадии интенсивного роста менеджмент персонала в основном направлен на формирование кадрового состава - привлечение и найм персонала, оценку кандидатов, расстановку и адаптацию кадров. На стадии стабилизации наиболее существенны вопросы оценки и интенсификации труда, аттестации персонала, формирования кадрового резерва, разработки системы стимулирования труда. Стадия спада требует работы по оптимизации кадровой программы
реструктуризации» [1, с. 16]. Стадия жизненного цикла организации является сквозным параметром определяющим индивидуальную специфику конкретной организации, т.к. определяет ее цели, стратегии, позицию на рынке, структуру, имидж и т.д.
Существенное влияние на подбор кадров оказывает внешняя среда фирмы. Для нее характерна многофакторность, неопределенность, сложность и подвижность [8]. Некоторые факторы внешней среды фирмы {уровень безработицы, уровень конкуренции, реальные доходы населения) предполагают, в качестве предварительной подготовки к подбору персонала, проведение анализа соотношения цены и качества персонала на рынке труда. На наш взгляд, условия, в которых находится фирма: стабильность или нестабильность политической ситуации, тенденции в налогообложении и государственном регулировании, могут определять состав профессионально важных качеств (ПВК) некоторых профессий (например, стрессоустойчивость, склонность к риску или высокая нормативность поведения менеджеров и бухгалтеров).
Внутренняя среда организации определяется признаками совместности, которые могут выступать критериями подбора персонала. В первую очередь, это; цели, задачи, структура, иерархия, стиль управления, ценности, поведенческие нормы, система стимулирования персонала, психологические особенности социальных контактов, потребность организации в профессиональном росте и обучении персонала, имидж организации, особенности социально-бытовой сферы. Ниже рассмотрим наиболее значимые критерии подбора персонала, относящиеся к внутренней среде организации.
Немаловажным критерием является особенность социальных контактов работника на его рабочем месте. Речь идет не только о группе профессий «человек-человек», но и о группах ((человек-техника» и «человек-знак», по классификации Е.А. Климова. Если не учесть психологическую совместимость сборщиков на конвейере или диспетчеров, вынужденных проводить в ограниченном сообществе всю рабочую смену, можно допустить серьезный просчет в расстановке людей. Для профессий группы «человек-человек» существенным является не только «личностный компонент деятельности, т.е. характеристики эмоциональной, волевой и мотнвационной сфер, организаторские способности» [15, с.280], но также: имидж, нравственные качества, жизненный опыт, ком-
муникативные качества, устойчивые поведенческие проявления (привычки) работника Дефицит методического инструментария, времени или средств на практике приводит к упрощенному решению проблемы, что хорошо видно на примере подбора персонала, в частности для страховой компании* «с одной стороны, это должны быть профессионалы, а с другой - это люди из тех же социально-экономических и профессиональных слоев и групп, среди которых они проводят работу по страхованию» [3, с.253]
Е Г. Вельская и Е.В. Ромашкина [2] провели исследование эффективности мотивирования персонала (способов стимулирования) с учетом организационной культуры предприятия В основу была положена аналитическая концепция организационной культуры Ч. Хэнди, выделяющая тины культуры, власти, роли, задачи и личности «Использование психологических механизмов мотивирования персонала происходит только в организациях, где хотя бы фрагментарно присутствуют элементы культуры задачи. Такие организации ориентированы на то, чтобы соединить соответствующие ресурсы и подходящих сотрудников на нужном уровне и дать им возможность хорошо выполнять работу. Культуры власти, роли и личности опираются либо на методы принуждения, либо на материально-денежное стимулирование, следствием этого является то, что работники этих организаций нелояльны по отношению к своему предприятию, и основной проблемой управления персоналом является проблема доверия» [2, с.241]. Для подбора персонала интерес представляют выявленные соответствия между личностными особенностями и предпочитаемой формой организационной культуры В частности, люди с преобладанием доминантно-агрессивных тенденций, ориентированные на самостоятельность, не склонные доверять окружению ориентированы на культуру роли и власти, работники, ориентированные на стратегические проблемы, те, чьи действия в большей степени определяются уровнем собственной ответственности, предпочитают культуру задачи [2, с 242]
Процесс формирования организационных культур отечественных предприятий испытывает заметное влияние исторических и этно-культурных факторов, отмечает Г. Д. Сафина [16] На примере Татарстана «это приводит к одновременному присутствию в организации, клановой по своей сущности, представителей различных организационных культур: органической, предпринимательской, бюрократической» [16, с. 304]. При подборе кадров происходит
декларация со стороны руководства организации требований к кандидатам, основанных на принципах предпринимательской культуры, а реальная оценка кандидатов производится по принципам, действующим в клановой структуре. Представители предпринимательской культуры плохо приживаются в клановой организации, «рассматривающей ценность работника с точки зрения преданности, и решающей задачу по увеличению зависимости работника от своего к нему отношения, для чего текущие рабочие ситуации используются для создания у работника чувства вины, которое затем используется для повышения его управляемости» [16, с. 305]. В процессе приема на работу, а затем и в работе сотрудник вынужден контактировать в одной организации с руководящими работниками, принадлежащими к различным типам корпоративных культур. Существование поликультурных организаций является препятствием для разработки технологий подбора кадров на основе корпоративной культуры.
Достаточно разработана проблема влияния стиля руководства на эффективность деятельности подразделений и организации в целом. Созданы, в частности А.Л. Журавлевым, стандартизированные технологии оценки индивидуального стиля руководства. Стиль руководства формируется под воздействием: институциональных факторов, характеристик выполняемых коллективом задач, свойств коллективного субъекта, свойств личности руководителя и ситуационных факторов. Кроме того, «стиль руководства не относится к потенциальным свойствам руководителя, он легко может восприниматься другими людьми» [4, C.72, следовательно, является признаком совместной жизнедеятельности организации.
Экономическая эффективность организации в немалой степени зависит от эмоционального восприятия организации партнерами. Поэтому имидж организации и работника является феноменом, который необходимо учитывать при подборе кадров. «Имидж - целенаправленно сформированный образ-представление, который с помощью ассоциаций наделяет объект... дополнительными ценностями... и благодаря этому способствует более направленному и эмоциональному его восприятию. Те ценности, которыми имидж дополняет объект, могут и не иметь оснований в его реальных свойствах, но в то же время обладать определенной значимостью для воспринимающего его» [11, с.187-188]. Имидж организации в значительной степени зависит от имиджа, деловых,
нравственных и некоторых других качеств работников.
Таким образом, используя совместную жизнедеятельность организации как концептуальную основу, рассмотрены основные факторы внешней и внутренней среды организации, определяющие требования к персоналу. Кроме того, обоснована необходимость пересмотра списка служебных обязанностей и профессиональных задач работников не только в соответствии с требованиями профессии, но и в соответствии со спецификой организации.