Тема 9. Индивидуальные особенности человека. Способности
1.Понятие о способности.
2.Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека.
· Природа и истоки творческой деятельности. Предназначение творчества. Постановка проблемы креативности.
· Исследования П.Торенса.
· Исследования Дж.Гилфорда.
3.Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Структура способностей.
· Различные подходы к определению способностей.
· Условия развития способностей: активность, обучение и воспитание.
· Классификация способностей.
· Уровни способностей: репродуктивный и творческий.
4.Уровни развития способностей и индивидуальные различия.
· Врожденные задатки и генотип.
· Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности.
· Общие и специальные способности. Компенсация способностей.
· Одаренность.
· Мастерство и талант.
· Гениальность.
5.Природа человеческих способностей.
· Наследственная природа способностей: первые теории способностей, концепция способностей Ф.Галлея, Ф.Гальтона, близнецовый метод в исследовании способностей.
· Роль особенностей воспитания в развитии способностей: концепция способностей К.А.Гельвеция.
· Биосоциальная природа способностей человека (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев).
6.Развитие и диагностика способностей.
Терминологический тезаурус:способности, задатки.
Основная литература:
1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3.Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.
4.Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.
5.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
6.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Дополнительная литература:
Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.
2.Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992.
3.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
4.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
5.Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.
6.Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.
7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.
8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996.
Тема 10. Характер
1.Понятие о характере и его природе.
· Определение характера.
· Характер как совокупность устойчивых черт личности. Структура характера.
· Классификация черт характера.
· Характер и темперамент.
2.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.
· Типология характера как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Различные направления «характерологии».
· Концепция акцентуации характера А.Е.Личко.
· Концепция акцентуации характера К.Леонгарда.
· Классификация типов характера по Э.Фромму.
· Типология характера по К.Юнгу.
3.Формирование характера.
Терминологический тезаурус: характер, акцентуация характера.
Основная литература
1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.
2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.
3. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.
4. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.
5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.
Дополнительная литература
1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.
2. Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.
3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.
4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.
5. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.
КСР осуществляется с помощью
1 проверки конспектов первоисточников и обсуждения их содержания в форме дискуссии.
2 защиты реферативных работ.
3 обсуждения группой реферативных сообщений.
4 тестирования.