Тема 9. Индивидуальные особенности человека. Способности

1.Понятие о способности.

2.Креативные психические образования как проявление преобразовательной деятельности человека.

· Природа и истоки творческой деятельности. Предназначение творчества. Постановка проблемы креативности.

· Исследования П.Торенса.

· Исследования Дж.Гилфорда.

3.Способности как качественное проявление психических возможностей человека. Структура способностей.

· Различные подходы к определению способностей.

· Условия развития способностей: активность, обучение и воспитание.

· Классификация способностей.

· Уровни способностей: репродуктивный и творческий.

4.Уровни развития способностей и индивидуальные различия.

· Врожденные задатки и генотип.

· Развитие задатков как социально обусловленный процесс. Потенциальные и актуальные способности.

· Общие и специальные способности. Компенсация способностей.

· Одаренность.

· Мастерство и талант.

· Гениальность.

5.Природа человеческих способностей.

· Наследственная природа способностей: первые теории способностей, концепция способностей Ф.Галлея, Ф.Гальтона, близнецовый метод в исследовании способностей.

· Роль особенностей воспитания в развитии способностей: концепция способностей К.А.Гельвеция.

· Биосоциальная природа способностей человека (Б.М.Теплов, В.Д.Небылицын, А.Н.Леонтьев).

6.Развитие и диагностика способностей.

Терминологический тезаурус:способности, задатки.

Основная литература:

1.Гамезо М.В. Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2.Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3.Маклаков О.А. Общая психология. - СПб.: Питер, 2000.

4.Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.

5.Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.

6.Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Дополнительная литература:

Выготский Л.С. Собрание сочинений. — М., 1984.

2.Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992.

3.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

4.Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

5.Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.

6.Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.

7.Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

8.Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н / Д., 1996.

Тема 10. Характер

1.Понятие о характере и его природе.

· Определение характера.

· Характер как совокупность устойчивых черт личности. Структура характера.

· Классификация черт характера.

· Характер и темперамент.

2.Теоретические и экспериментальные подходы к исследованию характера.

· Типология характера как центральная проблема экспериментальных исследований и теоретических поисков. Различные направления «характерологии».

· Концепция акцентуации характера А.Е.Личко.

· Концепция акцентуации характера К.Леонгарда.

· Классификация типов характера по Э.Фромму.

· Типология характера по К.Юнгу.

3.Формирование характера.

Терминологический тезаурус: характер, акцентуация характера.

Основная литература

1.Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. М., 2001.

2. Крысько В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2007.

3. Немов Р.С. Психология. - М., 1997. Т.1.

4. Рогов Е.И. Общая психология: Курс лекций. - М.: ВЛАДОС, 1995.

5. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности. - М., 1995.

Дополнительная литература

1.Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. - М.: Смысл, 2001.

2. Максименко С.Д. Общая психология. ─ М.: Рефл-бук, 1999.

3. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. зав. - М., 1998.

4. Психология / Под ред. А.А.Крылова. - М., 2001.

5. Психология / Под ред. В.Н.Дружинина. ─ СПб.: Питер, 2001.

КСР осуществляется с помощью

1 проверки конспектов первоисточников и обсуждения их содержания в форме дискуссии.

2 защиты реферативных работ.

3 обсуждения группой реферативных сообщений.

4 тестирования.

Наши рекомендации