Как заниматься с новорожденным
Наиболее трудная задача, стоящая перед новорожденным ребенком в течениепервого месяца его жизни, -- приспособиться к условиям вне материнскогоорганизма. Большую часть времени малыш спит. Проснувшись, он начинает вестисебя в соответствии со своим внутренним физиологическим состоянием. Периодыактивного бодрствования, когда ребенок готов воспринимать новую информацию,редки и кратковременны. Поэтому не стоит заранее планировать занятия сноворожденным, просто старайтесь использовать удобный случай. Такаявозможность появляется, когда ребенок сыт и пребывает в хорошем настроении.Помните, что у детей разные пороги возбудимости, и если вы переутомитемалыша, он может начать беспокоиться, кричать и плакать. Зрение Прикрепите к детской кроватке двигающуюся музыкальную игрушку В те моменты, когда малыш не спит и находится в хорошем настроении, оностановит взгляд на игрушке и будет следить за ее движениями. Это вызовет уребенка интерес к окружающему миру за пределами кроватки. Движущиесямузыкальные игрушки особенно привлекают внимание малышей. Перемещайте фонарик взад и вперед Прикройте фонарик красным или желтым полиэтиленом. Медленно поводите имиз стороны в сторону перед лежащим на спине ребенком. Сначала малыш задержитвзгляд только на мгновение, но затем начнет следить за фонариком. Покажите язык Некоторые двух-трехнедельные малыши могут подражать взрослым, когда тевысовывают язык. Попробуйте проделать это. Слух Повесьте колокольчик Повесьте цветной колокольчик так, чтобы ребенок мог видеть, как ондвигается, и слышать его звук. Это позволит малышу связывать красивоеувиденное с приятным звуком. Если колокольчик повесить над кроваткой, тосначала некоторое время малыш будет смотреть на него, а затем уснет. Танцуйте под музыку Ваш ребенок обрадуется знакомому покачиванию и потряхиванию, к которымон уже привык. Слушайте музыку, держа ребенка на руках и тихонькопританцовывая. Потрясите погремушкой рядом с малышом Осторожно потрясите погремушкой справа и слева от ребенка. Сначаласделайте это тихо, а затем громче. Спустя какое-то время малыш поймет, чтозвук, который он слышит, доносится откуда-то извне. Он начнет искать глазамиисточник звука. (Если в жестяную банку из-под сока положить несколько сухихгорошин, получится отличная погремушка.) Осязание Положите ребенку на ладошку палец или погремушку Положите ребенку на ладошку палец или погремушку. Малыш обхватит ихпальчиками. Упражнения Упражнения для ног Положите малыша на жесткий матрас (матрасик из детской кроватки илиманежа вполне подойдет). Позволь- те малышу некоторое время подвигать ножками и ручками. Если он начнетплакать, попробуйте успокоить его, осторожно покачивая. Время кормления Сохраняйте хорошее настроение Независимо от того, кормите вы ребенка грудью или из рожка, старайтесьделать это так, чтобы и ребенок и вы чувствовали себя спокойно и удобно.Помните, что малыш лучше вас знает, когда он уже насытился, поэтому неделайте попыток заставить его съесть еще немножко. Избегайте принуждения,чтобы не потерять доверие ребенка. Протяните руку и дотроньтесь Пока малыш ест, ласково поглаживайте ему головку, плечи и пальцы рук,тогда кормление у него будет ассоциироваться с вашими нежнымиприкосновениями. Некоторые дети во время еды любят слушать пение, а другие,услышав мамин голос, перестают сосать. Если вашего ребенка легко отвлечь,отложите пение на время перерыва в еде или пока малыш будет срыгивать. Купание Первые ванночки Купайте малыша в детской ванночке. (Посоветуйтесь с доктором, преждечем купать ребенка в первый раз.) Во время купания тихонько напевайте,ласково потирая его мягкой губкой или тряпочкой. Если ребенок скользит и емунужна мягкая подстилка, положите на дно ванночки полотенце. Общение через прикосновения После купания хорошо заняться массажем. Используя детский крем илирастительное масло, осторожно помассируйте малышу плечи, руки, ноги, ступни,спину, живот и ягодицы. Продолжайте делать это, пока ваш ребенок находится вхорошем расположении духа. Пеленание/одевание Поцелуи в животик Меняя малышу пеленки, ласково поцелуйте ему животик, пальчики на рукахи ногах. Эти нежные прикосновения помогают ребенку научиться осознаватьчасти своего тела. При этом он не только ощущает свое тело, но и чувствуетвашу любовь. Разденьте ребенка Не кутайте малыша. Если в комнате 20 -- 25 градусов, он будет хорошосебя чувствовать в легкой рубашечке и пеленке. Дети перегреваются, потеют иощущают дискомфорт, если их одеть слишком тепло. Время отдыха Включите ребенку радио Укладывая малыша в кроватку, включите радио, магнитофон или заведитемузыкальную шкатулку. Тихая музыка успокоит его. Запишите на пленку шум стиральной машины Вместо того чтобы покупать дорогостоящую игрушку, издающую звуки,запишите на пленку шум посудомоечной или стиральной машины. Монотонный гул,который слышит ребенок, поможет ему успокоиться и заснуть. Дайте малышу музыкальную игрушку Если с самого раннего возраста в сознании ребенка связывать время сна смягкой музыкальной игрушкой, она станет неотъемлемым элементом этогопроцесса. Становясь старше, некоторые дети сопротивляются, когда их кладут вкроватку, а эта игрушка поможет им успокоиться и заснуть. Используйте пустышку Перед сном дайте малышу пустышку. Дети, которые с раннего возрастапривыкли к пустышке, умеют засыпать самостоятельно. Если ваш ребенокотказывается от соски, то сначала ее можно класть ему в рот только нанесколько минут, пока он не привыкнет. Если малыш продолжает упорствовать,найдите другой способ. Прогулка в коляске Если погода позволяет, возьмите ребенка погулять, катая его в коляске.Постоянное движение поможет ему заснуть. Игра теней Ночью дети часто просыпаются. Оставьте гореть ночную лампу -- мягкийсвет позволит ребенку наблюдать за причудливыми очертаниями окружающихпредметов. Пеленки и мягкие подушки За последние несколько месяцев утробного состояния ребенок привык спатьв тесноте. Поэтому он будет хорошо себя чувствовать, если его запеленать илиобложить подушками. Во многих магазинах продаются подвесные гамачки, которыеможно укрепить внутри обычной детской кроватки. Некоторые из них снабженыспециальным устройством, создающим у ребенка иллюзию биения материнскогосердца. Ритмичные звуки напоминают малышу те, которые он слышал, находясь вутробе матери; это успокаивает его, и он засыпает.
Практические советы
Занимайтесь ребенком не больше, чем это нужно Ему необходимо человеческое тепло, и поэтому он любит, чтобы его бралина руки. Попробуйте узнать, как относится к этому ваш малыш. Некоторые детанервничают и раздражаются, когда их держат на руках слишком долго. Бывает,что раскапризничавшийся малыш затихает, если его положить в удобный детскийрюкзачок. Однако если ребенок очень редко бывает на руках, он может статьвялым и апатичным. Меняйте положение ребенка Когда ребенок бодрствует, старайтесь разнообразить его позы. Пусть онкакое-то время лежит на животе, затем на спине или на боку. Находясь вразных положениях, малыш научится двигать руками и ногами. Детский календарь Рядом с пеленальным или туалетным столиком повесьте календарь икарандаш. В отдельную графу можно записывать каждое новое достижение вашегоребенка. Наслаждайтесь временем, которое вы проводите с малышом Смейтесь и веселитесь вместе с ребенком. Иногда кажется, что он всостоянии выразить свою радость. Не бойтесь избаловать ребенка Старайтесь быстро выполнять его желания. Если вы уделяете малышудостаточно внимания, когда он в нем нуждается, он не станет досаждать вамлишний раз. Обращайтесь с малышом бережно Возвращаясь домой из больницы, привезите новорожденного в удобном,надежном автомобиле.Время игр
Повседневные дела
* Один месяц *
Мир ребенка
В предыдущей главе мы говорили о том, как возникает общение междуноворожденным и родителями. Теперь мы будем наблюдать развитие этихотношений в течение второго месяца жизни ребенка, когда малыш становитсяболее восприимчив к окружающей действительности и отчетливее проявляет своюреакцию на поведение взрослых. В то же время мы увидим, как улучшаетсякоординация движений ребенка и его способность реагировать на зрительныеобразы и звуки. По мере того как развивается способность малыша воспринимать иусваивать новую информацию, родители начинают относиться к нему как кличности. Уже в возрасте одного месяца можно определить индивидуальные чертыхарактера ребенка, отличающие его от сверстников. Разговаривая с малышомодин на один, вы сможете настроиться на его естественный ритм ипочувствовать, когда можно заниматься с ним, а когда необходимо дать емуотдохнуть. Вы узнаете, как обращаться с ребенком, когда он перевозбужден исильно кричит. Вы откроете новые способы помочь малышу сохранить состояниепокоя и бодрости, утихомириться перед сном. Один из способов, которым можно помочь ребенку, это научить его сосатьпустышку. Некоторые дети начинают сосать соску инстинктивно, другие упорноотказываются от нее. Если малыш сопротивляется и выплевывает пустышку,будьте настойчивы. Постарайтесь дать ее ребенку, укачивая его и напеваякакую-нибудь мелодию. Купите две или три разные соски, чтобы можно былоопределить, какая ему больше нравится. Спустя некоторое время ваши усилиявознаградятся -- с помощью соски ребенок научится самостоятельноуспокаиваться и засыпать. Пустышка -это средство, которое и вы и ребенок вближайшее время оцените по достоинству.Двигательные навыки