Порядок проведения междисциплинарного
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа о порядке проведения государственного экзамена по журналистике разработана на основе Государственного стандарта по специальности 030601 «журналистика» и положения НовГУ об итоговой аттестации выпускников специальности.
Задача государственного экзамена – выявление уровня профессиональной компетентности будущего журналиста. В отличие от курсовых экзаменов он имеет комплексный, интегрированный характер.
В своих ответах на экзамене студенты должны показать глубину и осознанность знаний по журналистике в свете следующих требований:
1. Понимание функций и роли СМИ в современном мире.
2. Представление о системе функционирования СМИ в России и за рубежом в различные исторические периоды.
3. Рассмотрение вопросов профессиональной компетентности в теоретическом, психологическом и правовом аспектах.
Ответы студентов на экзамене должны продемонстрировать готовность студентов к работе в различных типах СМИ, умение анализировать профессиональные проблемы.
Студенты должны знать:
- Основные научные понятия по теории журналистики, стилистике и литературному редактированию, экономике СМИ;
- Историю отечественной журналистики и ее влияние на развитие современных СМИ;
- Международные, федеральные и региональные документы, регламентирующие журналистскую деятельность;
- Жанровые особенности журналистских текстов в СМИ различных видов;
- Специфику работы в информационных носителях, соответствующих специализации студента;
Студент должен уметь:
- Логично и последовательно изложить вопрос, раскрыв соответствующие методологические и теоретические положения современной теории журналистики;
- Применить теоретические знания на практике при выполнении практического задания, связанного с анализом текста;
- Формулировать и выражать свое мнение, свое оценочное суждение при анализе процессов и явлений, имеющих место в журналистике различных стран и иссторических периодов.
ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ВОПРОСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА
ПО ЖУРНАЛИСТИКЕ
1. Свобода журналистики как базовая основа функционирования средств массовой информации.
2. Принципы разделения мнений и новостей в американской прессе.
3. Цели и задачи редактирования. Редакторский анализ: виды правки, редактирование логики и композиции текста.
4. Проблема популяризации специализированных знаний средствами массовой информации в современных условиях.
5. Функции журналистики.
6. Место рекламы и PR в различных коммуникационных системах.
7. Регулятивная функция Закона «О средствах массовой информации».
8. Вопрос по дисциплинам специализаций:
9. Журналистика как массово-информационная деятельность, структура массово-информационной деятельности.
10. Специфика работы службы PR со СМИ.
11. Современные информационные теории и журналистика.
12. сЖанры журналистской деятельности в Европе середины XIX века.
13. Проблемы становления и развития Западноевропейской журналистики.
14. Основные проблемы Западноевропейской журналистики ХVIII –ХIХ вв
15. Основные проблемы развития Западноевропейской журналистики ХХ века.
16. Развитие Западноевропейской журналистики в современных условиях.
17. Ценность новостей: понятие и характеристики.
18. Понятие функционального стиля. Вопрос о правомерности выделения художественного стиля.
19. Характеристика массовых информационных потоков. Механизмы их формирования.
20. Специфика американской журналистики в первой половине XX века.
21. Виды текстов по способу изложения, особенности их редактирования. Редактирование фактического материала.
22. Публицистический стиль, его функция и стилевые черты. Приемы речевой выразительности в СМИ (на 5-6 примерах).
23. Журналистское произведение как особый информационный продукт. Этапы его создания.
24. Возникновение массовой периодической печати в конце XIX – начале XX вв.
25. Стресс и психологическая защита журналиста.
26. Композиция выступления и функционально-смысловые типы речи. Риторические приемы, их использование в журналистской практике (3-4 примера).
27. Документы, регламентирующие нормы профессиональной этики российских журналистов.
28. Сравнительный анализ функционарования русской журналистики в дооктябрьский период XX века и в советский период.
29. Вопрос по дисциплинам специализации:
30. Дискутивно-полемическая речь как разновидность публицистики и ораторства. Уловки в споре, их оценка и использование в работе журналиста (на 3-4 примерах).
31. Базовые профессионально-этические принципы журналистики.
32. Цензура в России и ее влияние на процесс развития журналистики в XVIII-XX веках.
33. Финансовые аспекты функционирования средств массовой информации.
34. Особенности функционирования информационного рынка.
35. Зарождение и развитие профессиональной морали журналистского сообщества. Состояние профессиональной этики в настоящий момент.
36. Развитие либерального и революционного направлений в дореволюционной журналистике XIX и XX вв.
37. Социология журналистики и потребности практики средств массовой информации.
38. Система журналистских жанров как составная часть типологии журналистского творчества. Понятие жанра. Категории жанра.
39. Два этапа развития русской журналистики в XVIII веке.
40. Организация предпринимательской деятельности в информационной сфере.
41. Редакционные социологические исследования. Оперативные опросы: репрезентативность.
42. Особенности постсоветской российской журналистики. Современное осмысление теории жанров.
43. Сравнительный анализ процессов возникновения и функционирования журналистики на Западе и в России. Исторические особенности русской журналистики.
44. Глобализация и антиглобализм как актуальные проблемы современности. Тенденции оценки данных явлений.
45. Личность журналиста (социально-демографический портрет, значимость и престиж профессии, морально-этические нормы и профессиональная культура).
46. Жанрово-стилистические особенности информационных (оперативно-новостных и оперативно-исследовательских) жанров.
47. Природа сатирической образности.
48. Правовое обеспечение свободы СМИ. Сферы ограничения свободы информации.
49. Социальные кампании в рекламе и PR. Спонсоринг и фанд-рейзинг.
50. Функции аналитической (исследовательско-новостной и исследовательской) журналистики. Предмет и метод аналитического отображения действительности. Проблемность в аналитической журналистике.
51. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
52. Правовой статус редакции, главного редактора, журналиста.
53. Проблемы формирования единого информационного пространства в России.
54. Роль и место факта в исследовательских жанрах. Специфика жанров, не имеющих языковых жанрообразующих признаков.
55. Аспекты убеждающего воздействия в профессии журналиста.
56. Сегментация рынка российских периодических изданий. Позиционирование издания: информационная ниша, ее значение, виды.
57. Финансовая база периодического издания: состав, источники средств.
58. Коммерческая деятельность редакции как источник ее доходов
59. Промоушн издания: основные этапы, проблемы.
60. Информационный рынок Новгородской области.
Вопросы по дисциплинам специализации
PR – связи с общественностью
1. Связи с общественность в системе маркетинговых коммуникаций. Черты сходства и различия ПР и рекламы.
2. Принципы антикризисного управления информационными потоками в ПР.
3. Основные методы и формы взаимодействия ПР - объекта со СМИ.
4. Основные сферы ПР-деятельности. Специфика ПР в политике, экономике, социальной сфере и в органах государственной власти и управления.
5. Тенденции развития рынка связей с общественностью в России.
6. Правовые основы деятельности ПР - специалиста.
7. Методы конструирования имиджа политика с последующим тиражированием в СМИ.
8. Оценка эффективности ПР – деятельности.
9. Этические нормы в паблик рилейшнз
10. Основные институты паблик рилейшнз
Телерадиожурналистика
1. Телевидение и радиовещание в системе средств массовой информации.
2. Информационная политика и информационная практика сегодняшнего телевещания.
3. Место, роль и значение телевидения в системе СМИ. Специфика телевидения в сравнении с прессой и радио.
4. Отечественное радиовещание: пути и проблемы становления (ретроспектива и современность).
5. Профессиональная этика как важнейшее условие осуществления культуроформирующей функции телевидения.
6. Радиовещание в период перестройки (1985-1990 гг.).
7. Слагаемые экранной образности: изображение, слово и звук. Соотношение этих компонентов.
8. Жанровые проблемы радиожурналистики.
9. Тенденции развития современного телевидения.
Периодическая печать
1. Типология печатных СМИ.
2. Организационные принципы редакции печатного издания. Система комплексного планирования выпуска. Сетевой график. Перспективный и текущий план.
3. Маркетинг в печатных СМИ. Целевая аудитория. Тематика.
4. Лид. Его функции и виды.
5. Дизайн газетной полосы, принципы дизайна. Фотография как составляющее номера.
6. Макет издания. Назначение, состав и основные принципы верстки. Тематико-оформительская модель.
7. Жанровые особенности печатных СМИ на современном этапе.
8. Электронная версия периодического издания. Проблемы поддержания и перспективы развития.
ПРИМЕР БИЛЕТА
Теоретические вопросы
1. Современные ресурсы художественной публицистики. Способы создания документального образа.
2. Макет издания. Назначение, состав и основные принципы верстки.
Практическое задание
Сократите текст заметки на 1 /3. Внесите правку.
В РИМ ПЛЫВЕТ АЛЛИГАТОР
Его обнаружила в верховьях реки под Перуджей команда каноистов гребного клуба городка Кастелло. Деталей о том, как именно выглядела рептилия, помахавшая гребцам хвостом, какой породы, длины и чешуйчатости, полиции выяснить не удалось – ребята так налегли на весла, что подробно рассмотреть рептилию им не удалось. Тренировка получилась короткая, но интенсивная.
Сопоставив несколько таких рассказов любителей отдыха на воде, полиция Перуджи несколько дней ищет хищника, пока он сам не нашел кого-нибудь.
После проливных дождей, вызвавших наводнение в Тоскане, Лигурии и Умбрии, Тибр разлился, и крокодилу есть где скрыться, а течение должно принести его прямехонько в Рим, к туристам и ресторанам на набережной. Как экзотическая тварь оказалась в реке – пока неизвестно. Скорее всего, аллигатор – из домашних и был выброшен хозяином под каким-нибудь мостом после того, как вырос из размера джакузи.
ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОГО