Им весело или скучно? Почему?
5) Кто из нарисованных людей самый счастливый?
Почему?____________________________________
6) Кто из них самый несчастный? Почему?___________
Интерпретация рисунка условно подразделяется на 3 части:
- анализ структуры рисунка;______________________
- интерпретация особенностей графической презен-
maцuu членов семьи;___________________________
- анализ процесса рисования.______________________
Как правило, ребенок, испытывающий эмоциональный комфорт в семье, рисует полную семью. Искажение реального состава семьи заслуживает пристального внимания, так как за этим почти всегда стоит эмоциональный конфликт, недовольство семейной ситуацией.
Крайние варианты представляют собой рисунки, на которых:
1) вообще не изображены люди;___________________
2) изображены только не связанные с семьей люди.
За такими реакциями чаще всего кроются:
• травматические переживания, связанные с
семьей;
• чувства отверженности, покинутости;_________
3) мутизм;_____________________________________
4) высокий уровень тревожности;
плохой контакт с исследуемым ребенком._________
Чаще приходится сталкиваться с менее выраженными отступлениями от реального состава семьи: 1) Уменьшение состава семьи. Дети “забывают” нарисовать тех членов семьи, которые для них менее эмоционально привлекательны, с которыми сложились конфликтные отношения. Не рисуя их, ребенок как бы “разряжает” неприемлемую эмоциональную атмосферу семьи, избегает связанных с ними негативных реакций. Наиболее
часто в рисунке отсутствуют братья и сестры,
что связано с ситуацией “сиблингового соперниче
ства”. Ребенок таким образом в символической
ситуации “монополизирует” недостающую
любовь и внимание родителей.___________________
2) Иногда вместо реальных членов семьи ребенок
рисует маленьких зверушек. Всегда следует
выяснить, с кем ребенок их отождествляет
(чаще всего так рисуются братья и сестры, чье
влияние в семье ребенок стремится уменьшить).
3) В случаях, когда ребенок не рисует себя или,
наоборот, вместо семьи изображает только себя,
свидетельствует об отсутствии чувства общно-
сти в семье.____________________
4) Увеличение состава семьи — связано с неудовле
творенными в семье психологическими потребно
стями ребенка (часто встречается в рисунках
единственных детей).__________________________
5) Рисование дополнительно к родителям (или
вместо них) не связанных с семьей взрослых
указывает на поиск ребенком человека, способного
удовлетворить его потребность в близких эмо-
циональных контактах.________________________
Расположение членов семьи на рисунке указывает на психологические особенности взаимоотношений в семье:
1) индикаторы психологического благополучия в
семье - сплоченность членов семьи, рисование их с
соединенными руками, объединепность в общей
деятельности;_______________________________
2) показатели низкого уровня эмоциональных связей
-разобщенность членов семьи, их удаленность
друг от друга. Группировка членов семьи в рисунке
иногда помогает выделить психологические
микроструктуры семьи, коалиции.
Индивидуальные особенности каждой нарисованной фигуры свидетельствуют об отношении ребенка к конкретным членам семьи. Хорошие эмоциональные отношения с человеком сопровождаются позитивной концентрацией на его рисовании, что в результате отражается в большем количестве деталей тела, декорировании, использовании разных цветов.
С другой стороны, негативное отношение к человеку ведет к большей схематичности его изображения.
О восприятии ребенком значимости членов семьи можно судить на основе сравнения величины фигур, поскольку для ребенка (как и в архаическом искусстве Египта и Вавилона) величина фигуры выступает средством выражения значимости.
Байярд Р., БайярдД. Ваш беспокойный подросток.-М.: Просвещение, 1991. -224 с.
Беляускайте Р.Ф. Рисуночные пробы как средство диагностики развития личности ребенка//Диагностическая и коррекционная работа школьного психолога.-М.,1987. -С.67-80.
Желдак И. М., Игумнов С. А. Групповая психотерапия эмоциональных и поведенческих расстройств в детском возрасте: Метод. рекомендации. -Мн.,1997. -с.16.
Захаров А. И. Психотерапия неврозов у детей и подростков.-
Л.: Медицина, 1982. -215 с. Захаров А.И. Как помочь нашим детям избавиться от страха.-
СПб.,1995.
Захаров А.И. Групповая психотерапия неврозов у детей:Ме-тод. рекомендации.-Л.,1979.
Захаров А.И. Неврозы у детей и подростков.-Л.: Медицина, 1988
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -Л.: Медицина, 1983. -256 с.
Лэндрет Г. Игровая терапия; искусство отношений/Международная педагогическая академия, 1994.
Мягер В. К., Мишина Т. М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. -Л.: Медицина, 1979. -С. 297-310.
4SZ
Романова Е.С., Потемкина С.Ф. Графические методы в психологической диагностике.-М., 1992.-289 с.
Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста.-М., 1995.-96 с.
Теория и практика аутогенной тренировки. /Под ред. проф. В.С.Лобзина.-Л.:Медицина,1980.-272 с.
Теория и практика аутогенной тренировки. /Под ред. проф. В. С.Лобзина.-Л.Медицина, 1980.-272 с.
Тополянский В. Д., Струковская М. В, Психосоматические расстройства. -М.: Медицина, 1986. -384 с.
Эйдемиллер Э. Г. Семейная психотерапия при психопатиях, акцентуациях характера, неврозах и неврозопо-добных состояниях: Метод, рекомендации. -М., 1980.-27 с.
Allen F. Psychotherapy with Children.-New York:W.W. Norton,Allen F. Psychotherapeutic work with Children/ /American Journal of Orthopsychiatry.-1939.-Vol.4.-p.193-202.
Amster F. Differential use of play in treatment of young children// American Journal of Orthopsychiatry. -1943.- Vol.13.-p.62-69.
Axline V. Play therapy procedures and results//American Journal of Orthopsychiatry.-1955.-Vol.25.-p.618-626.
Everiy G.S., Rosenfeld R. The Nature and Treatment of the Stress Response. A practical Guide for Clinicians.-New York and London: Plenum Press, 1981.
Freud A. Introduction to the technique of child analysis.-New York: Disease Publishing,1928.
Freud. A. The psychoanalytical treatment of children.-New York:Schecken Books,1964.
Jacobson E. You must relax sed.-New York,1976.
Klein M. The psychoanalytic play technique//American Journal of
Orthopsychiatry.-1955.-Vol.25.-p.223-237.
Levi P. Release therapy//American Journal of Orthopsychiatry. Vol.9.-p.713-736.
Webb N.B. Play therapy with children.-New York,1991.
Научно-популярное издание Желдак Игорь Михайлович
Практическое руководство.
Ответственный за выпуск А.В. Рудый Художественный редактор Д.И. Колодинский Корректоры Т.С. Рыбникова, И.Ю. Найдович
Подписано в печать 06.03.98. Формат 84x108 1/32. Бумага офсетная №1. Гарнитура Arial Суг Печать офсетная. Усл. печ. л. 9,8. Усл.-изд. л. 7,5. Тираж 7000 экз. Заказ № 528.
МП “Лерокс”. Лицензия № 178 от 21.01.98.
220113, Минск, ул. Восточная, 64-182.
Отпечатано с готовых диапозитивов заказчика
в типографии издательства “Белорусский Дом печати”
Республика Беларусь, 220013, Минск, пр. Ф.Скорины, 79.
Оптовые поставки
книги И. Желдака “Искусство быть семьей”
осуществляет ООО “Литограф” ■ Тел./факс 017-211-83-08