Предполагаемые роли и игровые действия
ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ СЮЖЕТНО-РОЛ ЕВЫХ ИГР ДЕВОЧЕК
МОДЕЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «САЛОН КРАСОТЫ "ЛОТОС"»(с. 30 – 36.)
Цель:развитие самостоятельной самодеятельной игры, дающей детям возможность не только выполнять трудовые процессы, определяемые ролью, но и воспроизводить жизнь взрослых, их деятельность и отношения.
Задачи
1. Закреплять умение использовать игрушки-самоделки (копии орудий труда взрослых) не только по прямому назначению, но и в соответствии с замыслом игры.
2. Направить руководство игрой на формирование взаимоотношений со сверстниками,помочь выразить в игре отношение к окружающему миру.
3. Создать условия, позволяющие детям выразить в игре осведомленность о трудовой стороне жизни взрослых.
4. Привлечь детей к изготовлению игрушек-самоделок, задающих содержание игры и побуждающих к игровому взаимодействию (аппарат для просушивания маникюра, косметические массажеры, солярий).
5. Поощрять исполнение роли, раскрывающее особенности различных профессий и дающее образец поведения, которому надо следовать.
6. Уточнить представление о женском стиле поведения.
Предварительная работа.
Экскурсия в парикмахерскую: знакомство с мужским и женским залом, рассматривание оборудования, наблюдение за работой парикмахера.
Встреча с парикмахером в группе (рассказ о своей работе, демонстрация каталога с модным прическами, стрижка детей, укладка волос воспитателю).
Экскурсия в маникюрный кабинет: знакомство с трудом мастера по маникюру, наблюдение за ее работой, рассматривание оборудования.
Экскурсия в косметологический кабинет наблюдение за процедурами (массаж, чистка лица, физиопроцедуры), рассматривание оборудования.
Экскурсия в солярий: знакомство со спецификой работы кабинета, рассказ медсестры о свое работе.
Беседа о труде парикмахер (стилиста), мастера по маникюр косметолога, массажиста, работ ник солярия (формирование понятия о красоте, способах ухо за своим телом, мерах предосторожности).
Рассказ о работниках, обслуживающих салон красоты — директор, охранник, вахтер, уборщица, прачка (формирование представлений о том, что любой труд и хороший результат зависит от слаженной работы всего коллектива).
Рассматривание каталогов с прическами, оттенками краски для волос, эскизами маникюра. Экскурсия в магазин: рассматривание средства для ухода за телом и волосами (шампунь, краска волос, косметика), рассказ продавца о назначении той или инойпродукции.
Игры: дидактические игры «Парикмахерская» (закрепление в речи знаний профессиональных атрибутов, воспитание культуры поведения), «Составь узор для маникюра» (развитие воображение, формирование интереса к труду мастера по маникюру), «Кто что делает» (уточнение знаний о профессиях стилиста, косметолога, мастера по маникюру, массажиста и др.); драматизации «В парикмахерской» (творческое воспроизведение действий парикмахера и клиента), «Стрижка льва» (имитация действий парикмахера); словесная игра «Чтобы быть красивой» закрепление знаний о способах ухода за телом).
Конкурсы: стилистов (моделирование детьми причесок для кукол), художников (рисование эскизовс прическами и маникюром). Пошив униформы клиента, стилиста, мастера по маникюру, космолога, процедурной медсестры, гардеробщика, охранника, уборщика.
Изготовление атрибутов для игры: фен, бигуди, бритвенный станок, аппарат для просушивания маникюра, массажеры, солярии и т.п. Рисование каталогов, вывесок.
Предполагаемые роли и игровые действия
Главные роли
Парикмахер — предлагает каталоги для выбора прически, моет голову, стрижет, завивает, укладывает и сушит феном, красит, делает мелирование, наращивает и лечит волосы.
Мастер по маникюру — распаривает руки, массажирует, подпиливает и подстригает ногти, убирает заусеницы, обрабатывает руки кремом, накладывает лечебный слой лака, наносит маникюр, сушит его в специальном аппарате.
Массажист — делает массаж руками и с помощью специальных аппаратов.
Косметолог — делает маски и ванночки для лица, шеи, рук, обрабатывает кожу кремом, наносит макияж.
Процедурная медсестра (солярий) — выполняет процедуры по назначению врача или просьбе посетителя на разные части тела, обрабатывает солярий после каждого приема.
Врач — осматривает посетителей, назначает процедуры, рассказывает о правилах посещения солярия, массажного и косметологического кабинета (принять душ, иметь тапочки, простынки, смену белья), беседует о самочувствии после процедур.
Второстепенные роли
Гардеробщик — принимает одежду, выдает номерки.
Прачка — собирает грязные простыни, накидки, халаты, стирает в машине-автомате, сушит, гладит, выдает чистое белье работникам салона красоты.
Уборщица — моет кабинеты, поливает цветы, выносит мусор, проветривает, кварцует.
Рабочий по ремонту оборудования — проверяет оборудование перед началом работы салона красоты, устанавливает новое оборудование,устраняет неполадки.
Охранник — следит за порядком, напоминает о правилах поведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный им кабинет.
Шофер — привозит оборудование, средства по уходу за телом, волосами, возит специалистов салона красоты на конкурсы и на работу по заказу (подготовка клиента к свадьбе, юбилею, дню рождения).
Директор — нанимает сотрудников на работу, рассказывает о профессиональных обязанностях, договаривается о поставках оборудования, рекламе услуг, контролирует работу специалистов, принимает жалобы и заявки от посетителей.
Варианты начала игры
1-й вариант. Принять на себя роль корреспондента, изучить мнение играющих о том, какой уход за своим телом и волосами они бы хотели получить. Объявить по радио рейтинг, сообщить об открытии салона красоты. Пригласить на работу в салон парикмахера, косметолога, мастера по маникюру и др.
2- й вариант. Объявить о том, что скоро состоится праздник — юбилей игрового городка, пригласить жителей на торжество, обратить внимание на то, что гости должны быть красиво одеты и причесаны.
3- й вариант. Открыть курсы по обучению стрижке, маникюру, массажу с последующим устройством на работу.
Руководство игрой
1. Обогащение содержания игры:
• приход комиссии из санитарно-эпидемиологической службы: рекомендации о кварцевании кабинетов, обработке оборудования специальными дезинфицирующими растворами;
• приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;
• приход сотрудника энергокомпании: обследование электропроводки, требование установить кабель-каналы.
2. Советы:
• открыть буфет, аптечный киоск;
• организовать продажу газет и журналов, чтобы клиенты не скучали в ожидании своей очереди.
3. Вопросы:
• что делать, если волосы стали выпадать и ломаться?
• где можно выбрать образец маникюра?
• у меня проблемы с кожей лица, к кому можно обратиться?
4. Проблемные ситуации:
• отключили воду, что делать? (Обзвонить клиентов и перенести процедуру на другой день);
• сломалась аппаратура, что делать? (Вызвать электрика, наладчика, программиста и т.д.);
• ребенок боится стричься, как быть? (Приобрести детские книги. игрушки, ласково с ним разговаривать);
• в детском саду выпускной вечер, родители не могут привести детей в парикмахерскую, что гать? (Договориться о выезде парикмахера в детский сад).
Окончание игры
1 –й вариант. В салоне красоты отключили свет, работники временно распускаются по домам (в группу).
2-й вариант. В салоне красоты будет проводиться санитарная обработка, всем работникам рекомендуется срочно покинуть помещение.
Анализ игры:
• интервьюирование клиентов салона красоты: почему они посещают именно его, что нравится, а что нет;
• вопросы по организации игры: что планировали, а что получилось, почему так вышло, что надо было сделать по-другому?
МОДЕЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОИ ИГРЫ «ЮВЕЛИРНЫЙ МАГАЗИН "АЛМАЗ"»
Цель:развитие игрового творчествана основе знаний об окружающем.
Задачи
1. Способствовать моделированию сюжетовна основе событий из жизни, используя игрушки-самоделки.
2. Использовать активизирующее общение со взрослым для формирования таких форм поведения, которые позволяли ребёнку использовать роль как средство развертывания коллективной игры.
3.Удовлетворять стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми в ходе подготовительного этапа к игре (знакомство со спецификой работы ювелирного магазина) и через создание соответствующей предметно - развивающей среды, сделанной из бросового материала совместно с детьми (весы для взвешивания украшений, стойки для демонстрации украшений, ювелирные изделия - кольца, серьги, бусы, часы, униформа продавца, реклама).
4. В процессе игры раскрыть значение труда продавца, экспедитора, менеджера, отношения между работниками магазина и покупателями. Формировать нравственные мотивы поведения.
5. Развивать дипломатические качества общения.
Предварительная работа
1. Рассматривание ювелирных изделий и бижутерии, акцентирование внимания на особенностях каждого изделия.
2. Рассказ о материалах, из которых делаются ювелирные украшения. 3. Рассказ о предприятиях, на которых делают золотые, серебряные и пластмассовые кольца, серьги, бусы, цепочки.
4. Встреча с ювелиром, знакомство с особенностями его работы.
5. Экскурсия в магазин. Знакомство с особенностями труда ювелира, продавца-консультанта, менеджера. Рассматривание орудий труда. Наблюдение за общением продавца и покупателя.
6. Дидактическая игры «Собери бусы» (по схеме и по воображению), «Разложи товар» (группировка ювелирных изделий), «Назови действия» (трудовые операции ювелира, продавца, менеджера, охранника).
7. Словесная игра «В ювелирном магазине» (проговаривание диалогов между покупателем и продавцом-консультантом).
8. Изготовление с детьми атрибутов для игры из бросового материала - весы, бусы, цепочки, колье, браслеты, футляры, стойки для демонстрации товара. Пошив униформы продавца, охранника. Рисование вывески ювелирного магазина, его отделов, прайсов с образцами изделий.
Предполагаемые роли и игровые действия
Главные роли
Ювелир - изготовляет новь кольца, серьги, бусы, цепочки т.д., ремонтирует сломанные украшения, взвешивает на весах и оценивает украшения.
Продавец-консультант - раскладывает товар, прикрепляет ценники, рекламирует украшения покупателям, беседует с покупателями, продает украшения.
Менеджер - ездит на базу, выбирает товар, договаривается транспортом, нанимает работников в магазин.
Второстепенные роли
Покупатели - выбирают и примеряют украшения, советуются продавцом, рассматривают каталоги, делают заказ на поставку или изготовление украшений, сдают сломанные украшения в ремонт, покупают изделия для себя, в подарок на день рождения, юбилей.
Охранник - следит за посетителями магазина, включает и выключает охранную сигнализацию
Уборщица - обтирает витрины, моет пол, окна, выбрасывает упаковку от товара.
Рабочий по обслуживанию охранной сигнализации - проверяет исправность системы, ремонтирует неполадки.
Шофёр - привозит товар, ездит с менеджером на базу.
Варианты начала игры
1-й вариант. В совместной с детьми деятельности сделать украшения (кольца, серьги, брошки и др.)вспомнить, как ходили на экскурсию в ювелирный магазин, обсудить. Во время ручного труда, как можно играть с поделками, какие роли и соответствующие им действия выполнять.
2-й вариант. Взять на себя роль менеджера и пригласить на работу ювелира, продавца-консультанта, охранника.
3-й вариант. Создать проблемную ситуацию: сломалась застёжка у сережки или браслета, обратиться за помощью.
Руководство игрой
1. Активизация игры - принять на золь менеджера, договариватьсяо поставках ювелирных изделий, агитировать на работу новых сотрудников (второго продавца на изделия из серебра, кассира, оформителя подарков и т.д.).
2. Поощрение интересных игровых находок - соблюдение правил поведения в магазине (продавцу: спасибо, мне очень понравилосьпокупать товар в вашем магазине, потому что вы были вежливыми и красиво упаковали покупку,яснова приду к вам и друзьям свои посоветую), коммуникативные действия (вы купили подарки всем свои друзьям, я тоже так сделаю).
3. Создание проблемных ситуаций для развёртывания длительной игры:
- при примерке кольцо не снимаетсяс пальца, как быть? (обратиться в службу спасения.);
- лопнула золотая цепочка, как быть? (принести в магазин и попросить ювелира её запаять.);
- моя дочь хочет в подарок набор из кольца, серёжек и подвески, но у вас в продаже его нет, как быть? (обратиться к ювелиру, чтобы он нарисовал эскиз и сделал набор).
4. Советы, вопросы и предложения для объединения нескольких игровых сюжетов:
- здесь у вас мало освещения и практически не видно разложенного товара, надо вызвать электрика и поставить дополнительную подсветку, тогда товар будет выглядеть привлекательнее и его быстрее купят;
- а где вы обедаете, может вам дать номер телефона организации по доставке горячих обедов.
Окончание игры
1 вариант. Сообщение о том, что магазин работает до 19.00 и через 5 минут он закрывается.
2 вариант. Торжественная церемония круглой даты работы магазина - поздравление директора, благодарность лучшим работникам, приглашение на банкет в группу (ужин).
Анализ игры
- собрание у директора магазина
- всем работникам предоставляется слово для анализа работы своего магазина и внесению предложений по улучшению качества обслуживания покупателей;
- зачитывание отзывов из «Книги жалоб и предложений»;
- вопросы: какой момент был саамы интересным и почему? чьи действия наиболее достоверно отражали труд взрослых? каких атрибутов для игры не хватило и почему?
Литература
1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе// Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78
2. Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.
4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду М.: Линка-Пресс, 2009.
5. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам. М. Линка-Пресс, 1998.
6. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. Значение самодеятельных игр и рукотворных игрушек в конструировании тендерного сознания старших дошкольников // Научно-методический журнал «Детский сад: теория v практика. 2012. № 12. С. 6-24.
7. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Организация образовательной средь ДОУ // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». 2012. № 3 С. 87-96.
8. Новоселова СЛ. О новой классификации детских игр //Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84-87.
9. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб. Питер, 2003.
10. Соколова Л.В., НекрыловаА.Ф. Воспитание ребенка в русских традициях. М.: Айрис-Пресс, 2003.
11. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к организации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.
12. Лыкова И.А., Шипу нова В. А. Игрушки изначальные. М.: ИД «Цветной мир», 2012.