Предполагаемые роли и игровые действия

ПРИМЕРНЫЕ МОДЕЛИ СЮЖЕТНО-РОЛ ЕВЫХ ИГР ДЕВОЧЕК

МОДЕЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «САЛОН КРАСОТЫ "ЛОТОС"»(с. 30 – 36.)

Цель:развитие самостоятель­ной самодеятельной игры, дающей детям возможность не только вы­полнять трудовые процессы, опре­деляемые ролью, но и воспроиз­водить жизнь взрослых, их дея­тельность и отношения.

Задачи

1. Закреплять умение исполь­зовать игрушки-самоделки (копии орудий труда взрослых) не только по прямому назначению, но и в со­ответствии с замыслом игры.

2. Направить руководство игрой на формирование взаимоотноше­ний со сверстниками,помочь вы­разить в игре отношение к окру­жающему миру.

3. Создать условия, позволяю­щие детям выразить в игре осведомленность о трудовой стороне жизни взрослых.

4. Привлечь детей к изготовле­нию игрушек-самоделок, задаю­щих содержание игры и побуж­дающих к игровому взаимодей­ствию (аппарат для просушивания маникюра, косметические масса­жеры, солярий).

5. Поощрять исполнение роли, раскрывающее особенности раз­личных профессий и дающее об­разец поведения, которому надо следовать.

6. Уточнить представление о женском стиле поведения.

Предварительная работа.

Экскурсия в парикмахерскую: знакомство с мужским и женским залом, рассматривание оборудования, наблюдение за работой па­рикмахера.

Встреча с парикмахером в группе (рассказ о своей работе, демонстрация каталога с модным прическами, стрижка детей, укладка волос воспитателю).

Экскурсия в маникюрный кабинет: знакомство с трудом мастера по маникюру, наблюдение за ее работой, рассматривание оборудования.

Экскурсия в косметологический кабинет наблюдение за процедурами (массаж, чистка лица, физиопроцедуры), рассматривание оборудования.

Экскурсия в солярий: знакомство со спецификой работы кабинета, рассказ медсестры о свое работе.

Беседа о труде парикмахер (стилиста), мастера по маникюр косметолога, массажиста, работ ник солярия (формирование понятия о красоте, способах ухо за своим телом, мерах предосторожности).

Рассказ о работниках, обслуживающих салон красоты — директор, охранник, вахтер, уборщица, прачка (формирование представлений о том, что любой труд и хороший результат зависит от слаженной работы всего коллектива).

Рассматривание каталогов с прическами, оттенками краски для волос, эскизами маникюра. Экскурсия в магазин: рассматривание средства для ухода за телом и волосами (шампунь, краска волос, косметика), рассказ продавца о назначении той или инойпродукции.

Игры: дидактические игры «Парикмахерская» (закрепление в речи знаний профессиональных атрибутов, воспитание культуры поведения), «Составь узор для маникюра» (развитие воображение, формирование интереса к труду мастера по маникюру), «Кто что делает» (уточнение знаний о профессиях стилиста, косметолога, мастера по маникюру, массажиста и др.); драматизации «В парикмахерской» (творческое воспроизведение действий парикмахера и клиента), «Стрижка льва» (имитация действий парикмахера); сло­весная игра «Чтобы быть красивой» закрепление знаний о способах ухода за телом).

Конкурсы: стилистов (моделирование детьми причесок для кукол), художников (рисование эскизовс прическами и маникюром). Пошив униформы клиента, стилиста, мастера по маникюру, кос­молога, процедурной медсестры, гардеробщика, охранника, уборщи­ка.

Изготовление атрибутов для игры: фен, бигуди, бритвенный станок, аппарат для просушивания маникюра, массажеры, солярии и т.п. Рисование каталогов, вывесок.

Предполагаемые роли и игровые действия

Главные роли

Парикмахер — предлагает ка­талоги для выбора прически, моет голову, стрижет, завивает, уклады­вает и сушит феном, красит, делает мелирование, наращивает и лечит волосы.

Мастер по маникюру — распа­ривает руки, массажирует, подпи­ливает и подстригает ногти, уби­рает заусеницы, обрабатывает руки кремом, накладывает лечебный слой лака, наносит маникюр, сушит его в специальном аппарате.

Массажист — делает массаж руками и с помощью специальных аппаратов.

Косметолог — делает маски и ванночки для лица, шеи, рук, об­рабатывает кожу кремом, наносит макияж.

Процедурная медсестра (соля­рий) — выполняет процедуры по назначению врача или просьбе по­сетителя на разные части тела, обрабатывает солярий после каждого приема.

Врач — осматривает посети­телей, назначает процедуры, рас­сказывает о правилах посещения солярия, массажного и косметологического кабинета (принять душ, иметь тапочки, простынки, смену белья), беседует о самочувствии после процедур.

Второстепенные роли

Гардеробщик — принимает одежду, выдает номерки.

Прачка — собирает грязные простыни, накидки, халаты, стирает в машине-автомате, сушит, гладит, выдает чистое белье работникам салона красоты.

Уборщица — моет кабинеты, поливает цветы, выносит мусор, проветривает, кварцует.

Рабочий по ремонту оборудо­вания — проверяет оборудование перед началом работы салона красоты, устанавливает новое обору­дование,устраняет неполадки.

Охранник — следит за поряд­ком, напоминает о правилах по­ведения в общественном месте, направляет посетителей в нужный им кабинет.

Шофер — привозит оборудова­ние, средства по уходу за телом, волосами, возит специалистов са­лона красоты на конкурсы и на ра­боту по заказу (подготовка клиента к свадьбе, юбилею, дню рождения).

Директор — нанимает сотруд­ников на работу, рассказывает о профессиональных обязанностях, договаривается о поставках обо­рудования, рекламе услуг, контро­лирует работу специалистов, при­нимает жалобы и заявки от посе­тителей.

Варианты начала игры

1-й вариант. Принять на себя роль корреспондента, изучить мнение играющих о том, какой уход за своим телом и волосами они бы хотели получить. Объявить по ра­дио рейтинг, сообщить об открытии салона красоты. Пригласить на ра­боту в салон парикмахера, косме­толога, мастера по маникюру и др.

2- й вариант. Объявить о том, что скоро состоится праздник — юбилей игрового городка, пригла­сить жителей на торжество, обра­тить внимание на то, что гости должны быть красиво одеты и при­чесаны.

3- й вариант. Открыть курсы по обучению стрижке, маникюру, массажу с последующим устройством на работу.

Руководство игрой

1. Обогащение содержания игры:

• приход комиссии из санитар­но-эпидемиологической служ­бы: рекомендации о кварцевании кабинетов, обработке обо­рудования специальными дез­инфицирующими растворами;

• приход инспектора пожарной охраны: требование установить пожарную сигнализацию;

• приход сотрудника энергоком­пании: обследование электро­проводки, требование устано­вить кабель-каналы.

2. Советы:

• открыть буфет, аптечный киоск;

• организовать продажу газет и журналов, чтобы клиенты не скучали в ожидании своей оче­реди.

3. Вопросы:

• что делать, если волосы стали выпадать и ломаться?

• где можно выбрать образец ма­никюра?

• у меня проблемы с кожей лица, к кому можно обратиться?

4. Проблемные ситуации:

• отключили воду, что делать? (Обзвонить клиентов и перенести процедуру на другой день);

• сломалась аппаратура, что делать? (Вызвать электрика, наладчика, программиста и т.д.);

• ребенок боится стричься, как быть? (Приобрести детские книги. игрушки, ласково с ним разговаривать);

• в детском саду выпускной вечер, родители не могут привести детей в парикмахерскую, что гать? (Договориться о выезде парикмахера в детский сад).

Окончание игры

1 –й вариант. В салоне красоты отключили свет, работники вре­менно распускаются по домам (в группу).

2-й вариант. В салоне красоты будет проводиться санитарная обработка, всем работникам реко­мендуется срочно покинуть поме­щение.

Анализ игры:

• интервьюирование клиентов са­лона красоты: почему они по­сещают именно его, что нра­вится, а что нет;

• вопросы по организации игры: что планировали, а что получи­лось, почему так вышло, что надо было сделать по-другому?

МОДЕЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОИ ИГРЫ «ЮВЕЛИРНЫЙ МАГАЗИН "АЛМАЗ"»

Цель:развитие игрового творчествана основе знаний об окружающем.

Задачи

1. Способствовать моделированию сюжетовна основе событий из жизни, используя игрушки-самоделки.

2. Использовать активизирующее общение со взрослым для формирования таких форм поведения, которые позволяли ребёнку использовать роль как средство развертывания коллективной игры.

3.Удовлетворять стремление ребенка к совместной социальной жизни со взрослыми в ходе подготовительного этапа к игре (знакомство со спецификой работы ювелирного магазина) и через создание соответствующей предметно - развивающей среды, сделанной из бросового материала совместно с детьми (весы для взве­шивания украшений, стойки для демонстрации украшений, юве­лирные изделия - кольца, серьги, бусы, часы, униформа продавца, реклама).

4. В процессе игры раскрыть значение труда продавца, экспе­дитора, менеджера, отношения между работниками магазина и покупателями. Формировать нрав­ственные мотивы поведения.

5. Развивать дипломатические качества общения.

Предварительная работа

1. Рассматривание ювелирных из­делий и бижутерии, акцентирова­ние внимания на особенностях каж­дого изделия.

2. Рассказ о материалах, из ко­торых делаются ювелирные укра­шения. 3. Рассказ о предприятиях, на которых делают золотые, сереб­ряные и пластмассовые кольца, серьги, бусы, цепочки.

4. Встреча с ювелиром, знаком­ство с особенностями его работы.

5. Экскурсия в магазин. Зна­комство с особенностями труда ювелира, продавца-консультанта, менеджера. Рассматривание ору­дий труда. Наблюдение за обще­нием продавца и покупателя.

6. Дидактическая игры «Собери бусы» (по схеме и по воображе­нию), «Разложи товар» (группиров­ка ювелирных изделий), «Назови действия» (трудовые операции ювелира, продавца, менеджера, охранника).

7. Словесная игра «В ювелир­ном магазине» (проговаривание диалогов между покупателем и продавцом-консультантом).

8. Изготовление с детьми ат­рибутов для игры из бросового ма­териала - весы, бусы, цепочки, колье, браслеты, футляры, стойки для демонстрации товара. Пошив униформы продавца, охранника. Рисование вывески ювелирного магазина, его отделов, прайсов с образцами изделий.

Предполагаемые роли и игровые действия

Главные роли

Ювелир - изготовляет новь кольца, серьги, бусы, цепочки т.д., ремонтирует сломанные украшения, взвешивает на весах и оценивает украшения.

Продавец-консультант - раскладывает товар, прикрепляет ценники, рекламирует украшения покупателям, беседует с покупателями, продает украшения.

Менеджер - ездит на базу, выбирает товар, договаривается транспортом, нанимает работников в магазин.

Второстепенные роли

Покупатели - выбирают и при­меряют украшения, советуются продавцом, рассматривают ката­логи, делают заказ на поставку или изготовление украшений, сдают сломанные украшения в ремонт, покупают изделия для себя, в по­дарок на день рождения, юбилей.

Охранник - следит за посети­телями магазина, включает и вы­ключает охранную сигнализацию

Уборщица - обтирает витрины, моет пол, окна, выбрасывает упа­ковку от товара.

Рабочий по обслуживанию охранной сигнализации - прове­ряет исправность системы, ремон­тирует неполадки.

Шофёр - привозит товар, ездит с менеджером на базу.

Варианты начала игры

1-й вариант. В совместной с детьми деятельности сделать украшения (кольца, серьги, брошки и др.)вспомнить, как ходили на экскурсию в ювелирный магазин, обсудить. Во время ручного труда, как можно играть с поделками, какие роли и соответствующие им действия выполнять.

2-й вариант. Взять на себя роль менеджера и пригласить на работу ювелира, продавца-консультанта, охранника.

3-й вариант. Создать проблемную ситуацию: сломалась застёжка у сережки или браслета, обратиться за помощью.

Руководство игрой

1. Активизация игры - принять на золь менеджера, договариватьсяо поставках ювелирных изделий, агитировать на работу новых сотрудников (второго продавца на изделия из серебра, кассира, оформителя подарков и т.д.).

2. Поощрение интересных игровых находок - соблюдение правил поведения в магазине (продавцу: спасибо, мне очень понравилосьпокупать товар в вашем магазине, потому что вы были вежливыми и красиво упаковали покупку,яснова приду к вам и друзьям свои посоветую), коммуникативные действия (вы купили подарки всем свои друзьям, я тоже так сделаю).

3. Создание проблемных ситуаций для развёртывания длительной игры:

- при примерке кольцо не сни­маетсяс пальца, как быть? (обратиться в службу спасения.);

- лопнула золотая цепочка, как быть? (принести в магазин и по­просить ювелира её запаять.);

- моя дочь хочет в подарок на­бор из кольца, серёжек и подвески, но у вас в продаже его нет, как быть? (обратиться к ювелиру, чтобы он нарисовал эскиз и сделал на­бор).

4. Советы, вопросы и предло­жения для объединения нескольких игровых сюжетов:

- здесь у вас мало освещения и практически не видно разложен­ного товара, надо вызвать элек­трика и поставить дополнительную подсветку, тогда товар будет вы­глядеть привлекательнее и его бы­стрее купят;

- а где вы обедаете, может вам дать номер телефона организации по доставке горячих обедов.

Окончание игры

1 вариант. Сообщение о том, что магазин работает до 19.00 и через 5 минут он закрывается.

2 вариант. Торжественная це­ремония круглой даты работы ма­газина - поздравление директора, благодарность лучшим работни­кам, приглашение на банкет в груп­пу (ужин).

Анализ игры

- собрание у директора магазина

- всем работникам предоставляет­ся слово для анализа работы своего магазина и внесению предло­жений по улучшению качества об­служивания покупателей;

- зачитывание отзывов из «Кни­ги жалоб и предложений»;

- вопросы: какой момент был саамы интересным и почему? чьи действия наиболее достоверно от­ражали труд взрослых? каких ат­рибутов для игры не хватило и по­чему?

Литература

1. Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные от­ношения в детской группе// Вопросы психологии. 1987. № 5. С. 70-78

2. Адлер А. Воспитание детей: взаимодействие полов. Ростов н/Д: Феникс, 1998.

3. Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991. № 4. С. 74-82.

4. Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3-4 лет в семье и детском саду М.: Линка-Пресс, 2009.

5. Ефремова В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира Нейропсихологи - учителям, воспитателям, школьным психологам. М. Линка-Пресс, 1998.

6. Лыкова И.А., Касаткина Е.И. Значение самодеятельных игр и руко­творных игрушек в конструировании тендерного сознания старших до­школьников // Научно-методический журнал «Детский сад: теория v практика. 2012. № 12. С. 6-24.

7. Лыкова И.А., Протасова Е.Ю. Организация образовательной средь ДОУ // Научно-практический журнал «Управление ДОУ». 2012. № 3 С. 87-96.

8. Новоселова СЛ. О новой классификации детских игр //Дошкольное воспитание. 1997. № 3. С. 84-87.

9. Практикум по тендерной психологии / Под ред. И.С. Клециной. СПб. Питер, 2003.

10. Соколова Л.В., НекрыловаА.Ф. Воспитание ребенка в русских тра­дициях. М.: Айрис-Пресс, 2003.

11. Тельнюк И.В. Индивидуально-дифференцированный подход к ор­ганизации самостоятельной деятельности девочек и мальчиков 5-6 лет в детском саду: Автореф. ... канд. пед. наук. СПб., 1999.

12. Лыкова И.А., Шипу нова В. А. Игрушки изначальные. М.: ИД «Цветной мир», 2012.

Наши рекомендации