Речи при поражениях передних отделов речевых зон 5 страница
В ряде психологических исследований процесс называния предмета связывается с процессом узнавания. На эту связь в свое время указывал еще И.М.Сеченов, который впервые выдвинул гипотезу о механизме называния. Он писал, что узнавание предметов является результатом сложной переработки повторяющихся внешних воздействий, результатом сравнения реального впечатления с имеющимся в памяти. Выделение опознавательных признаков предмета в процессе сравнения с целью его узнавания связано по своей природе с процессом называния. Та же мысль высказывается и в современных исследованиях, проводимых в русле изучения процесса узнавания (опознания). Исследователи выделяют в процессе опознания несколько звеньев. Так, Б.Ф.Ломов (1966) считает основными составляющими этого процесса формирование перцептивного образа, сличение этого образа с системой «эталонов», хранящейся в памяти, и выбор из них того, который соответствует образу. В.Ф.Рубахин придает существенное значение анализу признаков объекта при формировании его образа в процессе восприятия (1966).
Процесс называния исследователи склонны более всего связывать с выделением существенных признаков объектов, хотя они указывают, что в общем-то называние является результатом «срабатывания* всех звеньев, но непосредственно оно связано с выделением характерных, признаков предмета. По этому поводу М.С.Шсхтер пишет: «...Результат процесса сличения — это сигнал, в ответ на который срабатывают механизмы образованных в прошлом опыте связей, например, связей между характерными признаками объектов данного класса и их словесным обозначением» (1967, с.42).
Итак, слово имеет чувственную основу, а процесс называния связан с процессом опознания и прежде всего выделением характерных признаков объекта. На связь слова с чувственной основой указывали многие исследователи. Выполняя функцию обозначения, слово является «специфическим единством чувственного и смыслового содержания» (C.JJ,Рубинштейн, 1958). Обозначающее слово выделяет в объекте или явлении существенное, обобщает его, и тем самым выводит явление или объект в систему объектов (или явлений).
Далее, в литературе по афазии всеми авторами ртмечается характерная особенность амнестической афазии, заключающаяся в том, что больные затрудняются прежде всего в нахождении тех слов, которые обозначают предметы. Слова же, обозначающие признаки, качества и различные свойства предметов, актуализируются значительно легче. Об этом свидетельствует и наша собственная практика.
Литературные данные указывают еще на одно существенное обстоятельство, а именно, на наличие тонких дефектов предметного оптического гнозиса, нередко имеющих место в синдроме амнестической афазии (ЕМ. Кок, 1967). В нашей практике мы также нередко встречали подобного рода симптомы, сопровождающие эту форму нарушения речи, И наконец, анатомо-морфологическис данные свидетельствуют о наличии связей задне-височных и нижнс-теменных отделов коры мозга с затылочными отделами. Все это даст основание поставить вопрос: не связан ли этот дефект в системе речи, дефект актуализации предметно отнесенного слова с нарушениями гностического уровня слова, а именно, с дефектами процесса опознания объекта? Если это так, то возникает следующий вопрос: какое звено процесса опознания должно быть нарушенным, чтобы привести к нарушению актуализации нужного слова?
Мы предположили, что природа нарушений актуализации нужного слова при амнестической афазии связана скорее с нарушением гностической основы слова, чем с нарушением у больных способности к абстрагированию. Что касается нарушения механизмов выбора нужного слова из-за всплывающих альтернатив, то им может оказаться нарушение в звене выбора характерных опознавательных признаков объекта (предмета, явления).
методика
Для проверки гипотезы мы провели исследование с участием 20 больных с амнестической и акус-тико-мнестической афазией1.
Исследование состояло из двух частей. В первой части мы изучали способность больных к выделению существенных признаков: а) класса объектов и б) отдельных объектов класса на уровне зрительного восприятия и зрительных представлений.
С этой целью были использованы два метода — рисование картинок и классификация стилизованных картинок, изображающих животных. При этом нас интересовал и следующий вопрос — нарушено ли у больных выделение характерных признаков отдельных объектов и если нарушено, то каких именно — обобщенных, характерных для целого класса объектов, или признаков более частных, характерных для отдельных объектов класса?
Рис. 1. Схема головы и туловища цыпленка, курицы и петуха |
1 Эксперимент проводился совместно с Н.Г.Калитой. |
В первой части исследования было проведено четыре серии опытов с использованием метода рисования. В первой серии испытуемые рисовали конкретные предметы по слову-наименованию данного предмета. Во второй серии производилось дорисовывание исходно изображенного предмета до названного. В наших опытах испытуемому давался схематический рисунок головы и туловища курицы, задание заключалось в дорисовывании тех признаков, которые являются характерными и отличительными для цыпленка, петуха и курицы (рис. 1).
В следующей, третьей серии, от испытуемого требовалось дорисовать некоторые данные элементы до какого-либо объекта целого класса, причем название класса ему давалось. Например, больному предлагалось произвести дорисовывание до любого представителя «овошей». И, наконец, в четвертой серии проверке подвергалось наличие у больного зрительных предметных образов и возможность их актуализации через дорисовывание данного схематического элемента предмета.
Во всех четырех сериях экспериментов было исследовано 14 больных, 20 здоровых испытуемых и 25 детей дошкольного и младшего школьного возраста.