Значение объединяющего символа 2 страница
"землю и небо, лицезрел Брахмана". [Atharvaveda 2,1; 4,1; 11,5] Это интимное
отношение, даже тождество божественной сущности с самостью (Атман) человека
могло бы считаться общеизвестным. Приведу следующий пример из Atharvaveda:
"Ученик Брахмана обходит, оживляя, оба мира.
Единодушно в нем живут все боги,
Он держит и несет как землю, так и небо,
Через Тапас [Упражнение, самовысиживание. /28/] свой он насыщает самого
учителя.
К ученику подходят навестить
Отцы и боги, то в одиночку, то толпами,
И Тапасом он насыщает всех богов".
Сам ученик Брахмана есть воплощение Брахмана, из чего с несомненностью
явствует тождество сущности Брахмана с определенным психологическим
состоянием.
7. "Богами воздвигнутое, непревзойденное сияет солнце там;
и из него произошла мощь Брахмана, и Брахман высший;
произошли все боги и то, что им дает бессмертие
И Брахмана в сиянии несет тот, кто есть ученик его;
Богами всеми он проникнут". [Atharvaveda 11, 5, 23 (Deussen)]
8. Брахман есть также и Прана (Prana) = жизненное дыхание и космический
жизненный принцип; точно так же Брахман есть Vayu = ветер, который в
Brihadaranyaka-Upanishad (3, 7) характеризуется как космический и
психический жизненный принцип. /50- Bd.1. Teil 2. S.93 ff/
9. "Он, этот (Брахман), в человеке, и он, тот (Брахман), в солнце, -
суть едино". [Tait.-Up. 2, 8, 5 (F. Max Muller)]
10. (Молитва умирающего): "Лик Истинного (Брахмана) покрыт золотым
диском. Открой его, о Пушан (Савитри, солнце), дабы увидеть нам сущность
Истинного. О Пушан, единый провидец, Яма, Сурья (солнце), сын Праджапати,
раскинь свои лучи и собери их вновь. Свет, который есть твой прекраснейший
образ, я лицезрею. Я есмь то, что он есть (то есть человек в солнце)".
[Brihadaranyaka-Upanishad 5, 15, 1 ff (F. Max Muller)]
11. "И этот свет, сияющий над этим небом, выше всего, выше каждого, в
превышнем мире, над которым нет больше миров, это тот же свет, который и
внутри человека. И для этого у нас есть такое видимое доказательство: когда
мы, чрез прикосновение, воспринимаем здесь тепло и тела". [Khandogya-Up. 3,
13; 7 f (F. Max Muller)]
12. "Как зерно риса, или ячменя, или проса, или как ядро просового
зерна, так этот дух находится во внутренней самости, - златозарный, как
пламя без дыма; и он больше неба, больше пространства, больше этой земли,
больше, чем все существа. Он - душа жизни, он - моя душа; умирая, я войду
отсюда к нему, к этой душе". [Catap.-Brahm. 10, 6, 3 (Deussen)]
13. Atharvaveda 10, 2, понимает Брахмана как виталистический принцип,
как жизненную силу, создающую все органы и присущие им влечения.
"Кто наделил его семенем, для того, чтобы он продолжил нить рода, кто
сосредоточил в нем силы духа, дал ему голос и выразительность лица?"
Сила человека также происходит от Брахмана. Из этих примеров, число
которых можно было бы во много раз увеличить, с несомненностью вытекает, что
понятие Брахмы, со всеми его символами и атрибутами, совпадает с тою идеею
динамической или творческой величины, которую я назвал либидо. Слово
"Брахман" значит: 1) молитва, 2) заклинание, 3) священное слово, 4)
священное знание (veda), 5) святой образ жизни, 6) абсолютное, 7) священное
сословие (браминов). Дейссен подчеркивает, как особенно характерный термин,
"молитву". [Это подтверждает также и соотношение Brahman - prana - Ма
taricvan в матери распухающей. Atharvaveda 11, 4] Слово Brahman происходит
от barh, farcire, "распухание" /50- Bd.1. Teil 1. S.240 ff/, то есть
"молитва", понятая как "стремление человеческой воли ввысь, к святому,
божественному". Такое производство слова указывает на известное
психологическое состояние, а именно на специфическую концентрацию либидо,
которая, благодаря чрезмерному скоплению иннервации, вызывает общее
состояние напряженности, связанное с чувством распухания. Вот почему нередко
и в обиходном языке такое состояние образно описывают словами "перетекло
через край", "нельзя больше удерживать", "лопнуло" и т. д. ("Чем душа полна,
то изливается и через уста".) Индийская практика старается планомерно
вызывать такое состояние запруженности или скопления либидо путем отвлечения
внимания (либидо) от объектов и от психических состояний, от
"противоположностей". Отсечение чувственных восприятий и погашение
содержания сознания властно приводят человека к понижению сознания вообще
(точно так же, как во время гипноза) и оживляют тем самым содержания
бессознательного, то есть исконные образы, которые в силу их универсальности
и их беспредельной древности имеют космический и сверхчеловеческий характер.
Таким образом привносятся все те уподобления солнцу, огню, пламени, ветру,
дыханию и т. д., издревле служившие символами для производительной,
творческой, двигающей мирами силы. Так как я подробно исследовал символы
либидо в специально посвященном этому вопросу труде /29/, то здесь я могу
избавить себя от повторений.
Идея творческого, мирового принципа есть проекция восприятия живой
сущности в самом человеке. Было бы лучше всего понимать эту сущность
абстрактно, как энергию, для того, чтобы с самого начала исключить всякие
виталистические недоразумения. Однако, с другой стороны, надо решительно
отвергнуть и то гипостазирование понятия энергии, которое позволяют себе
современные энергетики. Вместе с понятием энергии дано и понятие
противоположности, потому что энергетический процесс необходимо предполагает
существование некоторой противоположности, то есть двух различных состояний,
без которых никакой процесс вообще невозможен. Каждый энергетический феномен
(а феноменов неэнергетических вообще нет) являет начало и конец, верх и низ,
жару и холод, раннее и позднее, возникновение и цель и т. д., то есть пары
противоположностей. Нераздельность понятий энергии и противоположности
присуща также и понятию либидо. Поэтому символы либидо, мифологические или
философски-умозрительные, или прямо представлены противоположностями, или же
быстро распадаются на противоположности. Я уже раньше указывал на такое
внутреннее раскалывание либидо и наткнулся при этом на сопротивление, но,
как мне кажется, необоснованное, ибо непосредственное ассоциирование символа
либидо с понятием противоположности подтверждает мою правоту. Ту же самую
ассоциацию мы находим и в понятии или символе Брахмана. В одном из гимнов
Ригведы [Rigveda 10,31,6 (Deussen)] есть замечательное место, в котором
Брахман является в образе молитвы и вместе с тем в образе домировой,
творческой силы, причем последняя оказывается распавшейся на половые
противоположности:
15. "И вот, эта молитва песнопевца, разрастаясь,
коровой стала, еще до мира имевшей бытие.
И в лоне бога этого совместное жилище
Имеет сонм богов, единого кормления питомцев.
Чем был древесный материал, чем было древо,
Из коих ими вырублены небо и земля,
Теми двоими, что, не стараясь, всегда помочь готовы,
И в смене дней, и до восхода зорь? -
Нет ничего, что было бы, как он, велико,
Он бык, несущий на себе и небеса, и землю,
Он сетью облаков, как шкурой, опоясан,
Он властелин, несущийся, как Сурья, на бледных конях.
Как солнца луч, он далеко всю землю озаряет,
Проносится по существам, как ветер по туманам:
Там, где он носится во образе Варуйы, Митры,
Распространяя жаркий свет - в лесах, как Агни.
Когда корова, что к нему пригнали, родила,
Она, подвижная, произвела недвижное на свет,
хотя сама паслась свободно.
И сына родила, который был старей родителей".
В Catapatha-Brahmanam 2, 2, 4, эта, непосредственно связанная с
создателем мира, противоположность изображена в другой форме:
"Вначале один лишь Праджапати [Космический творческий принцип-либидо.
Taitt.-Samh. 5,5; 2,1: "После того как он создал все твари, он пронизал их
любовью"] был этим миром, и стал он размышлять:
Как бы мне распространиться и размножиться? Он неустанно трудился и
стал упражняться в тапас [Самовысиживание, аскетизм, интроверсия.]; и вот,
он произвел из своего рта Агни (огонь); и так как он произвел его изо рта
[Произведение огня во рту имеет своеобразное отношение к речи. /29/], то
Агни стал пожирателем пищи. - И Праджапати размышлял: Этого Агни я произвел
из себя самого, как пожирателя пищи; но здесь нет ничего, кроме меня, чем он
мог бы питаться; ибо в то время земля была еще совершенно голой: не было ни
трав, ни деревьев; все это было у него лишь в мыслях. Тогда Агни обратился к
нему с разинутой пастью.
Тогда присущее ему величие сказало: Пожертвуй! И Праджапати признал
это: присущее мне величие взговорило ко мне, и он пожертвовал. И после этого
взошел он тем, что там пылает (солнце), и поднялся он, тот, который здесь
очищает (ветер). Итак, через свою жертву, Праджапати распространился и
размножился и вместе с тем он спас себя от смерти, которая в лице Агни
хотела пожрать его".
Жертва есть всегда отказ от какой-нибудь ценной части; этим жертвующий
спасается от пожирания, то есть происходит не превращение в
противоположность, но соединение и примирение, откуда тотчас же возникает
новая форма либидо и, соответственно, новая форма жизни, солнце восходит и
поднимается ветер. В другом месте в Catapatha-Brahmanam говорится, что одна
половина Праджапати смертна, другая же бессмертна. [Ср. мотив диоскуров /29-
§294/]
Подобно тому как Праджапати творческим актом разделяет себя на быка и
корову, так он делится и на два принципа, manas (разум) и vac (речь).
"Праджапати был один этим миром, vac была его самостью, vac была его вторым
(его alter ego); и он размышлял: я выпущу эту vac, и пусть она пойдет и
проникнет это Все. И выпустил он vac, и она пошла и наполнила собою это
Все". [/50- Vol.1, Teil 1. S.206/; Pancavimsha Brahmane (Bibliotheca Ind:
ca, 252). Calcutta, 1931, 20. 14. 12] Это место особенно интересно тем, что
речь понимается здесь как творческое, экстравертирующее движение либидо, в
гетевском смысле - как диастола. Дальнейшую параллель составляет следующее
место: "...поистине, Праджапати был этим миром, vac была его вторым; он с
нею совокупился; она забеременела; тогда она вышла от него, тогда она
породила эти создания, и потом она снова возвратилась в Праджапати". /50-
Bd.1, part1. S.206; 51- Vol.9, 477/
В Catapatha-Brahmanam. 8, 1, 2, 9 vac, получает даже выдающееся
значение: "Поистине, vac есть мудрый Vicvakarman, ибо через vac создан весь
этот мир". Однако в Catapatha-Brahmanam 1, 4, 5, 8, вопрос о первенстве
между manas и vac разрешается иначе: "Случилось однажды, что Разум и Речь
заспорили о преобладании. Разум сказал: я лучше тебя, потому что ты ничего
не говоришь, чего бы я раньше не познал. На это ответила Речь: Я лучше тебя,
ибо то, что ты познал, я возвещаю, я довожу до сведения. Они обратились к
Праджапати за разрешением вопроса. Праджапати согласился с Разумом и сказал:
конечно Разум лучше тебя, ибо ты лишь воспроизводишь то, что делает Разум, и
бежишь по его стопам; но обычно худший подражает тому, что делает лучший"
(Deussen).
Эти места показывают, что создатель мира может раскалываться и на manas
и vac, которые оказываются тогда противоположностями. Дейссен подчеркивает,
что оба принципа остаются сначала внутри Праджапати, создателя мира, что
явствует из следующего места: "Праджапати возжелал: я хочу стать множеством,
хочу распространиться. И начал он молча размышлять в своем manas; и то, что
было в его manas, сложилось в brihat [Название самана - песни.]; тогда он
помыслил: это лежит во мне, как зародыш во чреве; и я хочу родить его через
vac. Тогда он создал vac" и т. д. /50- Bd.1. Teil 1. S.205/
Это место показывает, что оба принципа имеют природу психологических
функций, а именно: manas есть интроверсия либидо, создающая внутренний
продукт; vac, напротив, есть функция выявления наружу, функция экстраверсии.
После такой подготовки мы без труда поймем и следующее место, относящееся к
Брахману [Catapatha-Brahmanam 1,2,3]:
Брахман создал два мира. "Вступив в потустороннюю (мировую) половину,
он начал размышлять: как мог бы я проникнуть в эти миры? И он проник в эти
миры двояким путем: путем образа и путем имени. - Эти два суть великие
чудовища Брахмана; кто знает этих двух великих чудовищ Брахмана, тот сам
становится великим чудовищем; эти два суть два великие проявления Брахмана".
Несколько дальше "образ" истолковывается как manas ("manas есть образ,
ибо через manas мы узнаем, что оно есть именно этот образ"), а "имя"
истолковывается как vac (ибо через vac мы схватываем "имя"). Итак, два
"чудовища" Брахмана являются как manas и vac и, следовательно, как две
психические функции, при помощи которых Брахман может "проникнуть" в два
мира, причем, очевидно, имеется в виду "установление отношения" к ним. Через
manas, путем интроверсии, "постигается" или "воспринимается" образ вещей;
через vac, путем экстраверсии, называется имя вещи. И то и другое суть
отношения и приспособления, или ассимиляции вещей. Очевидно, оба чудовища
мыслятся также и олицетворенными, на что указывает еще одно данное им
название, а именно: "явление" - yaksha, ибо yaksha означает демона или
вообще сверхчеловеческое существо. Психологически олицетворение означает
всегда относительную самостоятельность (автономию) олицетворенного
содержания, то есть относительное отщепление от психической иерархии. Такое
содержание не поддается произвольному воспроизведению, но самочинно
воспроизводит само себя или, в том же порядке, уклоняется от сознания. /52/
Такое отщепление развивается, например, тогда, когда существует
непримиримость между "я" и известным комплексом. Как известно, такое
расщепление очень часто наблюдается между "я" и сексуальным комплексом.
Однако и другие комплексы могут отщепиться, например комплекс власти, то
есть совокупность всех стремлений и представлений, направленных на
достижение личного могущества. Но существует еще и другой род отщепления, а
именно: отщепление сознательного "я", вместе с какой-нибудь избранной
функцией, от остальных компонентов личности. Такое отщепление можно
охарактеризовать как отождествление нашего эго с какой-нибудь функцией или
функциональной группой. Это отщепление очень часто встречается у таких
людей, которые особенно глубоко погружаются в одну из своих психических
функций и выдифференцировывают ее в единственную сознательную функцию
приспособления.
Прекрасным литературным примером такого человека является Фауст в
начале трагедии. Остальные составные части его личности приближаются к нему
в образе пуделя, а потом Мефистофеля. Хотя Мефистофель - как это можно с
несомненностью доказать по целому ряду ассоциаций - представляет собою и
сексуальный комплекс, но было бы, по моему мнению, неправильно объяснять
Мефистофеля как отщепленный комплекс, например как вытесненную
сексуальность. Такое объяснение слишком узко, потому что Мефистофель есть
нечто большее, чем только сексуальность, он также есть власть, он есть
вообще вся жизнь Фауста, поскольку она не сводится к мышлению и
исследованию. Об этом свидетельствует с совершенною ясностью успех договора
с чертом. Какие только непредвиденные возможности не развиваются в
омолодившемся Фаусте! Поэтому правильным истолкованием мне кажется то, по
которому Фауст отождествляется с одной из функций и откалывается вместе с
нею от своей личности в целом. Впоследствии мыслитель откалывается от Фауста
в образе Вагнера.
Сознательная способность к односторонности есть признак высшей
культуры. Но непроизвольная односторонность, то есть неспособность быть
иным, чем односторонним, - есть признак варварства. Вот почему мы и находим
самые односторонние дифференциации у варварских народов, например
оскорбляющие хороший вкус явления христианского аскетизма и параллельные
явления у йогинов и в тибетском буддизме. Варвару даже всегда грозит большая
опасность пасть жертвой какой-нибудь односторонности и тем самым упустить из
виду свою личность в целом. С такого конфликта начинается, например, и эпос
Гильгамеш. Односторонность движения проявляется у варвара с демонической
навязчивостью; в этом есть нечто от ярости норманнского берзерга и от
малайского менгамока. Варварская односторонность всегда предполагает
известную степень искалеченности инстинкта, чего нет у первобытного
человека; поэтому первобытный человек в общем еще свободен от варварской
односторонности.
Отождествление с одной определенной функцией тотчас же ведет к
напряженности противоположения. Чем навязчивее односторонность - то есть чем
необузданнее либидо, толкающее в одну сторону, - тем демоничнее эта
односторонность. Ибо человек говорит о демонической одержимости или о
состоянии магической очарованности тогда, когда его увлекает за собою его
собственное необузданное, неукрощенное либидо. С такой точки зрения manas и
vac суть действительно великие демоны, ибо они способны оказывать на
человека огромное воздействие. Все вещи, оказывающие сильные воздействия,
воспринимались как боги или демоны. Так, например, в гностике manas
олицетворялся как змееобразный Nous, vac - как Logos. Vac относится к
Праджапати как Logos к богу. Можно сказать, что мы ежедневно испытываем,
какими демонами являются интроверсия и экстраверсия. Мы видим на наших
пациентах и чувствуем на себе самих, с какой силой и неудержимостью либидо
притекает вовнутрь или изливается наружу или с какой непоколебимостью может
утверждаться интровертная или экстравертная установка. Поэтому если manas и
vac называются чудовищами Брамы, то это вполне отвечает психологически
данным фактам, в силу которых либидо при своем появлении тотчас же
распадается на два течения, обычно сменяющие друг друга во времени, иногда
же выступающие и одновременно в форме конфликта; эти два течения таковы:
поток, идущий наружу, и поток, устремленный вовнутрь. Демоническое свойство
обоих движений заключается в их необуздываемости и превозмогающей силе. Это
свойство, правда, становится заметным лишь тогда, когда, с одной стороны,
инстинкт первобытного человека является уже в высокой степени ограниченным,
что мешает естественному и целесообразному противодействию односторонности,
а с другой стороны, культура не дошла еще до той ступени, на которой человек
уже настолько укрощает свое либидо, что оказывается в состоянии свободно и
намеренно участвовать в его интровертирующем и экстравертирующем движении.
в) Объединяющий символ как динамическая закономерность
По целому ряду цитат из индийских источников мы проследили развитие
спасительного начала из пар противоположностей и возникновение пар
противоположностей из того же самого творческого начала; при этом нам
удалось подметить явно закономерный психологический процесс, который без
труда может быть приведен в связь и с понятиями нашей современной
психологии. Об этом впечатлении закономерного процесса передают нам и
индийские источники, отождествляя Брахмана и rita. Что же такое rita? Rita
означает: прочный порядок, определение, направление, решение, священный
обычай, постановление, божеский закон, правое, истина. По этимологическим
данным основное значение этого термина таково: устроение, (правильный) ход,
направление, директива. Свершившееся, обусловленное началом "rita",
наполняет весь мир; но особенно ярко rita обнаруживается в явлениях природы,
которые остаются равными себе и впервые вызывают представление о правильном
возврате: "Согласно rita воссияла неборожденная утренняя заря".
Отцы-мироустроители "возвели солнце на небо в согласии с rita", и само
солнце есть "светлый видимый лик rita". Вокруг неба катится колесо rita о
двенадцати спицах, никогда не стареющееся: это - год. Агни называют
отпрыском rita. В деяниях человека rita действует как нравственный закон,
предписывающий истину и пребывание на прямом пути. "Кто соблюдает rita, у
того стезя прекрасна для прохождения и свободна от терний".
Rita выступает также и в культе, поскольку он имеет значение
магического повторения, или, соответственно, созидания космического
свершения. Подобно тому как послушные rita текут потоки и возгорается
утренняя заря, так воспламеняется и жертва, "взнузданная им" [Намек на коня,
указывающий на динамическую природу понятия rita.]; на пути rita Агни
возносит жертву к богам. "Богов призываю я, чистый от колдовства;
посредством rita свершаю я мое дело, творю я мое мышление", - говорит
приносящий жертву. В Ведах rita появляется неолицетворенным; напротив, по
мнению Бергеня (Bergaigne), ему присущ оттенок конкретного существа. Так как
rita выражает известное направление в событиях, то существуют "пути rita",
"возницы" [Агни называют возницей rita. Vedic Hymnms. (Sacred Books of East,
46, S. 158, 7, S. 160. 3, S. 229, 8)] и корабли rita; иногда богов ставят в
параллель с rita. Так, например, о rita говорится то же самое, что о Варуне.
И Митра, древний бог солнца, приводится в связь с rita (как выше!). Об Агни
говорится: "Ты становишься Варуною, когда ты стремишься к rita". [/53- S.167
ff; 54- S.194 ff/ Я обязан этим сведениям любезности д-ра Абегга в Цюрихе]
Боги суть хранители rita. /50- Bd.1. Teil 1. S.92/ Привожу еще
несколько примеров этого существенного соотношения:
1. "Rita есть Митра, ибо Митра есть Брахман, и rita есть Брахман".
[Qatapatha-Brahmanam 4, 1; 4, 10 (Eggeling)]
2. "Давая браминам корову, ты приобретаешь все миры, ибо в ней
заключается rita, Брахман, а также и tapas". [Atharvaveda 10, 10, 33
(Deussen)]
3. "Боги следовали законам rita". [Vedic Hymns. (Sacred Books of East,
46) P.54]
4. "Тот, который видел его, скрытого (Агни), тот, который приблизился к
потоку rita". [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.61]
5. "О ты, знающий rita, - ведай rita! Просверли многие потоки rita".
[Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.393]
Сверление относится к служению Агни, которому посвящен этот гимн.
(Между прочим, Агни называется здесь "красным быком rita".) В культе Агни
высверливается огонь, в качестве магического символа для воспроизведения
жизни. Здесь высверливаются потоки rita, очевидно с тем же самым значением,
а именно: потоки жизни вновь извлекаются на поверхность, либидо
освобождается от скреп. [Освобождение либидо совершается посредством
ритуальной работы. Освобождение доводит либидо до сознательной
применяемости. Оно подвергается укрощению. Оно переводится из
инстинктивного, неукрощенного состояния в состояние управляемое. Это
описывается в стихе, который гласит: "Когда властители, щедрые владыки,
извлекли его (Агни) своею мощью из глубины, из образа быка". (Vedic Hymns.
(Sacred Books of East, 46) P.147)] Действие, вызванное ритуальным
высверливанием огня или произнесением гимнов, представляется, конечно,
верующему как магическое действие объекта; на самом же деле это есть
"завороженность" субъекта, а именно повышение чувства жизни, освобождение и
увеличение жизненной силы, восстановление психического потенциала.
6. В этом смысле говорится: "Хотя он (Агни) незаметно исчезает, однако
молитва прямым путем идет к нему. Они (молитвы) вывели на поверхность
текущие потоки rita". [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.147]
Возвращение чувства жизни, чувства льющейся энергии, вообще охотно
сравнивается с вырвавшимся ключом, или с весенним таянием сковывающего
зимнего льда, или с дождем после продолжительной засухи. [Ср. с этим Песнь
Тиштрии. /47- §395,439, сноска 47/]
С этим совершенно согласуется еще следующее место: "И стали изливаться
ревущие молочные коровы rita, с их полными выменами. Реки, издалека
умолившие (богов) о милости, прорвали своими потоками средину скалы". [Vedic
Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.88]
Эта картина ясно указывает на напряжение энергии, на освобождение
запруженной либидо. Rita является здесь как владеющий благодатью или
"ревущими молочными коровами", как истинный источник освобожденной энергии.
7. С этим образом дождя, освобождающим либидо, согласуется еще и
следующее место: "Туманы несутся, тучи гремят. Когда они его, распухшего от
молока rita, приводят на самый прямой путь rita, тогда Ариман, Митра и
Варуна, он, обходящий землю, наполняют кожаный мешок (тучу), в зачинающем
лоне нижней (атмосферы)". [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.103]
Агни - это тот, который распухает от молока rita, он сравнивается здесь
с силой молнии, вырывающейся из скопившихся, насыщенных дождем туч. Rita
является здесь опять настоящим источником энергии, из которого родился и
Агни, как о том положительно упоминается в Vedic Hymns (1. с., Р. 161, 7).
Rita есть еще и путь, то есть закономерное течение. 8. "Возгласами
приветствовали они потоки rita, скрывавшиеся в месте рождения бога, в его
местопребывании. Когда он, разделенный на части, пребывал в лоне вод, он
пил, и т. д.". [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46). P.160,2]
Это место дополняет только что сказанное о rita как источнике либидо, в
котором бог живет и из которого он извлекается в священнодействии. Агни есть
положительное проявление либидо, которое доселе оставалось скрытым; он есть
свершитель или исполнитель rita, его "возница" (ср. выше), он запрягает двух
длинногривых рыжих кобыл rita. [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46)
P.244,6 и Р.316,3] Он даже держит rita, как коня, за узду. (Vedic Hymns 1.
c., P. 382). Он приводит к людям богов, то есть их силу и их благословение,
а это есть не что иное, как известные психологические состояния, когда
чувство жизни и жизненная энергия струятся свободнее и счастливее, когда лед
сломлен. Ницше уловил это состояние в своем чудесном стихотворении:
"Ты, чье пламенное копье
Раскололо лед моей души,
Так что, бушуя, она устремилась
Вперед, в океан своей высшей надежды".
9. С этим согласуются следующие молитвенные призывы: "Да раскроются
божественные врата, умножающие rita, - многожеланные врата, чтобы боги могли
выйти чрез них. Да воссядут вместе ночь и утренняя заря - юные матери rita -
на жертвенной траве" и т. д. [Vedic Hymns. (Sacred Books of East, 46) P.155
и Р.8]
Аналогия с восходом солнца несомненна. Rita появляется как солнце, ибо
из ночи и сумерек рождается юное солнце.
10. "О божественные, легко проходимые врата, раскройтесь для нашей
защиты. Преисполните жертву блаженством: мы приближаемся (с молитвами) к
ночи и к утренней заре, к умножительницам жизненной силы, к двум юным
матерям rita".
Я думаю, что можно не приводить дальнейших подтверждений того, что
понятие rita есть символ либидо, подобно солнцу, ветру и т. д. Только
понятие rita менее конкретистично и заключает в себе абстрактный элемент