Дианетика: место в культуре
Начнём с уведомления администраторов и юристов саентологической церкви об одном жизненно важном обстоятельстве. Мы во всех случаях обращаемся со всею доступной нам информацией на основании © Copyright’а, приведенного перед текстом настоящей работы. Иными словами вся информация в культуре — достояние человечества и каждого из людей, кто посчитал целесообразным ею воспользоваться; персональные авторские и смежные права отрицаются. Свое согласие со смыслом определённо этого © Copyright’а, хотя и другими словами, выразил и сам Л.Р.Хаббард:
«… Дианетика существует не для какой-то одной из профессий, так как ни одна из профессий не может охватить её. Она недостаточно сложна, чтобы её изучали годами в каком-то университете. Она принадлежит человечеству, и никто не сможет монополизировать её, так как она нигде не подпадает под законодательную власть. Если когда-нибудь Дианетика подпадёт под законодательство и станет лицензированной профессией, тогда придется издавать законы о праве выслушивать истории других людей, их шутки и рассказы о личном опыте. Такие законы посадили бы всех хороших людей, которые с симпатией выслушивают своих попавших в беду друзей, за решетку.» — “Дианетика”, с. 198.
Соответственно, уведомление «© 1992. 1993 L.Ron Hubbard Library. Все авторские права защищены. Никакая часть этой книги не может быть воспроизведена без разрешения владельца авторских прав», предшествующее тексту издания “Дианетики”, на которое мы опираемся, — противоречит одному из принципов дианетики, выраженному самим Л.Р.Хаббардом, в котором тот признал за всем человечеством и каждым из людей право интеллектуальной собственности на дианетику как таковую (а не на слово «дианетика») и её дальнейшее развитие.
Но, если сам Л.Р.Хаббард, будучи ведущим разработчиком заинтересовавшей его проблемы, имел основания для того, чтобы обеспечить экономическую безопасность своей деятельности © Copyright’ом, то те, в чьих руках оказалось его наследие, на основании приведенного нами мнения самого же Л.Р.Хаббарда о месте дианетики как таковой в культуре человечества не имеют никаких моральных и этических прав на унаследование ими его © Copyright’а. Кроме того, наследование © Copyright’а непричастными к разработке материалов по проблеме не согласуется с самими принципами дианетики, о чем высказался тоже сам Л.Р.Хаббард: «Желание монополизировать Дианетику, можно быть уверенным, происходит от причин, связанных не с Дианетикой, а с наживой.» — “Дианетика”, с. 199.
Также следует понимать, что лица, профессионально работающие в структурах саентологической церкви, юридически “монополизировавшей” дианетику © Copyright’ом, по существу стали представителями «лицензированной профессии», поскольку структуры саентологической церкви представляют собой корпорацию, признающую или отрицающую за другими людьми их право вырабатывать и распространять их собственное мнение как о дианетике и саентологии самим по себе, так и о деятельности лицензированных саентологической церковью профессионалов разного уровня “продвинутости”, образующих собой иерархию структур саентологической церкви.
«Дианетика не является психиатрией. Дианетика не является психоанализом. Она не является психологией. Она не является личными отношениями. Она не является гипнозом. Это наука о мышлении, и она также нуждается в лицензировании и законодательстве, как физика.» — “Дианетика”, с. 198, 199.
Это означает, что структуры саентологической церкви, их персонал и привлекаемые церковью сторонние исполнители её заказов (в том числе и в области охраны “её” авторских и смежных прав) подпадают под внеюридическое действие © Copyright’а, приведенного нами в начале настоящей книги и провозглашающего принцип свободного обращения по целесообразности со всей информацией без исключения. И это имеет место в полном согласии с одним из принципов дианетики, выраженным самим Л.Р.Хаббардом и известным из официального издания саентологической церкви.
Кроме того, следует иметь в виду, что оригинальное название книги Л.Р.Хаббарда — “DIANETICS: The Modern Science of Mental Health”. В английском языке слово «mental» имеет значения: 1) умственный; 2) производимый в уме, мысленный, 3) психический, душевный. В самой книге рассматриваются вопросы именно деятельности разума человека, а не выходящие за пределы этой темы вопросы организации его души (в смысле психики в целом).
В переводе же названия книги на русский язык “Дианетика. Современная наука душевного здоровья” выразилось наиболее широкое понимание слова «mental», как относящегося к душе человека в целом. Это неосновательно, поскольку, с одной стороны, душевное здоровье при нездоровье разума невозможно, а с другой стороны, безупречный — в смысле обработки и преобразования информации — разум может принадлежать весьма больной психике в целом. И потому столь расширительное понимание «ментального здоровья» как «душевного здоровья в целом» в русском языке неоправданно. Более точно передало бы смысл оригинального названия на русском языке иное: “Дианетика: Современная наука о здоровье разума”.
Если же «Дианетика: Современная наука душевного здоровья», то в этом расширительном понимании «ментала» выразились притязания руководителей «саентологической общественности» на большее, чем претендовал сам Л.Р.Хаббард, если судить по содержанию его книги. По отношению к духовной культуре России, каковыми бы реальными и мнимыми недостатками в настоящее время она не обладала, такое неоправданно расширительное понимание слова «mental» является актом агрессии. В связи с чем, настаивающие на правомочности такого перевода названия книги Л.Р.Хаббарда обречены столкнуться с дополнительным потоком “мистики”, сдерживающей их агрессивность.
Теперь перейдём к рассмотрению места дианетики в жизни общества. Л.Р.Хаббард определяет этот термин следующим образом:
«Дианетика, методика духовного исцеления: наиболее действенное учение о разуме. Слово Дианетика означает «посредством разума». Происходит «dia» — «через» и «nous» — «душа», «разум». Более развернутое понимание этого слова — «то, как разум влияет на тело». Дианетика — это метод управления энергией, из которой состоит жизнь, в целях повысить эффективность организма и духовной деятельности.» — “Дианетика”, Глоссарий, с. 515.
Если короче, то «Дианетика» — наука о разуме, «наука о мышлении» (“Дианетика”, с. 199).
«Наука о разуме, которая действительно достойна этого названия, должна быть сравнима с химией и физикой в степени своей экспериментальной точности. В её законах не должно быть исключений. Не должно быть необходимости ссылаться на авторитеты. Ведь атомные бомбы взрываются без разрешения Эйнштейна — это происходит по законам природы [27]. При помощи технологии, выработанной на основе законов природы, специалисты могут сделать одну или миллион атомных бомб, и все они будут одинаковыми.
После того, как аксиомы и технология были бы сформулированы и работали бы как целостная наука о разуме на том же уровне точности, что и точные науки, можно было бы обнаружить пункты соприкосновения почти с каждой школой мышления о познании мира, которая когда либо существовала. Это опять-таки достоинство, а не недостаток науки о разуме.» — “Дианетика”, с. 10.
Это высказывание Л.Р.Хаббарда можно образно пояснить афоризмом одного из выдающихся специалистов ХХ века в области прикладной математики, академика Алексея Николаевича Крылова (1863 — 1945). А.Н.Крылов как-то высказался в том смысле, что к точным наукам он относит математику, физику, астрономию, а к неточным — астрологию, хиромантию и метеорологию. Разделение наук по качеству «точности» и «неточности» в этом афоризме А.Н.Крылов обусловил предсказуемостью результатов решения практических задач на основе применения открыто оглашенных (т.е. без какого-либо эзотеризма, предназначенного исключительно для тайно посвященных, и прочих не оглашенных «know-how») методов каждой из наук. Методы, развитые в науках, дают результаты, которые не зависят персонально от того, кто именно взялся за решение задач на их основе. Иными словами речь идёт о том, что в науках, которые принято называть «точными», результат решения практических задач обусловлен методами самой науки. А во многих сферах деятельности, которые не принято называть «точными науками» результат обусловлен субъективизмом народного умельца — “шамана”-заклинателя химической, социальной, психической или иной вселенской стихии, действующего на основе практических навыков вне какой-либо понятийно определённой формально упорядоченной теории.
Если в обществе развита теория, то она открывает всем людям на основе доступной им литературы и иных памятников культуры возможность освоения методов решения интересующих их задач без необходимости прибегать к помощи “шамана”-заклинателя соответствующей “стихии”.
То есть, развивая дианетику, Л.Р.Хаббард выступил с мировоззренческих позиций методологического единства всех областей научной и практической деятельности человечества, включая как все отрасли психологии, так и психическую деятельность человека — один из элементов культуры человечества. И в утверждении именно такого подхода к проблеме он безусловно прав.
Как показывает текст его “Дианетики”, он действительно работал, преобразовывая науку-психологию в направлении достижения ею именно этого качества, и был одним из тех, кто внёс реальный вклад в прекращение эпохи “первобытного шаманизма и заклинания стихий” в области психологии и связанных с нею отраслей теоретического знания и практической деятельности. Однако сам Л.Р.Хаббард отказался от термина «психология» и понятийно близких к нему.
Введя термин «дианетика», он понятийно, терминологически и практически размежевался со всеми школами психологии, психиатрии и т.п., основанными на субъективизме их основоположников и субъективизме вторичных подражателей основоположникам.
Нравится это либо нет его критикам, но Л.Р.Хаббард по этой причине поднялся над большинством школ психологии человека, чьи традиции основаны на неповторимом субъективизме основоположников каждой из них вместо того, чтобы быть основанными — как подобает объективной науке — на «методологических стандартах», общих для всех наук, хотя и имеющих в каждой из частных точных наук определённое своеобразие: неточных наук не бывает, ибо, если есть непредсказуемость-неточность, обусловленная субъективизмом, то это уже не наука, а искусное умельство (при наличии освоенных, но теоретически неформализованных навыков) либо — шарлатанство при имитации обладания в действительности не освоенными, хотя и разрекламированными навыками.
Но тот, кто противопоставит искусное умельство наукам, ошибётся и введёт в заблуждение ему поверивших, поскольку в каждую историческую эпоху предшествующие достижения науки — стартовый рубеж для искусного умельства, порождающего науку последующих поколений.
Соответственно общим методологическим принципам прикладной научной деятельности Л.Р.Хаббард выставил определённые требования к нормальной психике индивида (нормальной по его понятиям), создал и теоретически описал практическую процедуру, позволяющую привести к этой норме психику индивида, весьма далекую от неё при стихийном развитии личности в господствующей в нынешнем обществе информационной среде. Конечно, для осуществления этой процедуры необходимо, чтобы индивид проявил некоторую заинтересованность в такого рода своем психическом переустройстве.
Поскольку стихийно сложившаяся психика порождает множество проблем для её носителей, то естественное желание избавиться от них приводило и приводит многих в центры саентологической церкви, где им оказывают помощь (либо услуги: кому как больше нравится) на основе дианетических процедур. Дианетика получила распространение во многих странах, так как реально многие, прошедшие её курс, — по их субъективным впечатлениям — обрели после этого душевное спокойствие, жизненную удовлетворенность и избавились от нервотрепки постоянных стрессов и сопутствующих стрессам болезней. Мнения некоторых из таких людей мы привели в первом разделе настоящей работы.
И дело не только в том, является ли саентологическая церковь «тоталитарной сектой» [28] либо же нет. Дело прежде всего в том, что, если кто-либо посещал семинары по дианетике и саентологии, то он является — хотя бы отчасти — носителем целенаправленно построенной личностной психической культуры, возможности которой в некоторых отношениях превосходят возможности личностной психической культуры типа «мы все учились понемногу — в том числе и психической деятельности[29] — чему-нибудь и как-нибудь…», носителями которой являются большинство наших современников.
Если искать аналогии, которые позволяют увидеть разницу между обоими типами личностной психической культуры (стихийно сложившимся и целенаправленно взращенным), то, поскольку информационные процессы объективно свойственны одинаково и природной среде, и антропогенной среде, наиболее выразительную аналогию можно найти в программно-компьютерном мире.
Операционная система MS-DOS фирмы Microsoft как сложилась, так и сложилась, изначально будучи произведением стихийного дилетантизма американских народных умельцев, обретавших профессионализм в процессе её создания. К Windows же (при создании всех её модификаций) изначально предъявлялись профессионально выработанные определённые требования, в чем конкретно и какими именно средствами она должна превосходить MS-DOS и предшествующие версии Windows.
Оба варианта операционной системы позволяют управлять работой компьютера и решением на нём прикладных задач при помощи специализированных программ, но качество этого «позволения» и удобство его практического осуществления — разное: всё говорит в пользу Windows. Хотя и ей во всех её модификациях присущи многие ошибки и порочность некоторых принятых решений, но её недостатки всё же иного качества, чем недостатки MS-DOS, с позиций которой говорить о недостатках Windows во всех её модификациях просто невозможно.
Нечто подобное имеет место и при сравнении возможностей носителя стихийно сложившейся личностной психической культуры (стихийного психического “бескультурья”) и носителя целенаправленно созданной психической культуры [30].
В контексте настоящей работы слова «стихийно сложившаяся личностная психическая культура», «стихийно сложившаяся духовность» не означают естественной для человека личностной психической культуры, духовности, т.е. нормы психического здоровья.
В цивилизации, в которой на протяжении нескольких тысяч лет рабовладение только изменяло способы подневоливания одних другими, оставаясь рабовладением по существу, невозможно говорить, что в результате самопроизвольного развития личностей в культуре этого общества, вырастая, личности сами собой обретают естественную для человека духовность — личностную культуру психической деятельности.
Некоторые действительно обретают естественную для человека и близкую к ней духовность, но они — исключение из общего правила, предопределяющего извращение господствующей культурой общества психики индивида в целом и интеллекта, в частности, в течение того времени, пока человек проходит путь от младенчества до взрослости. Библия и основанные на ней культы в Западной региональной цивилизации и в региональной цивилизации России, а также марксизм — средства целенаправленного извращения нравственности и, как следствие, — средства уничтожения психического здоровья, т.е. по-человечному нормальной духовности и, прежде всего, — нормальности интеллекта.
Как было показано ранее при анализе библейской социологии [31], рабовладение и расизм целенаправленно насаждаются в глобальных масштабах, вследствие чего калечащая психику культура также является целенаправленно созданной так, чтобы в ней “стихийно” формировалась психика со многими дефектами. Но слова «целенаправленно созданная личностная психическая культура» в контексте настоящей работы не означают в общем случае искусственно искалеченной духовности человека, его личностной психической культуры. Причины те же: в обществе, где не обеспечивается формирование нормальной для человека его естественной духовности, целенаправленный отход от господствующей духовности может иметь направленность как в сторону возвращения к нормальной, естественной для человека духовности, так и в сторону еще более изощренного извращения личностной психической культуры индивида.
Принципиальное отличие в наших общественно-исторических условиях стихийно сложившейся организации психики, свойственной большинству, от целенаправленно созданной организации психики, свойственной тому или иному меньшинству, состоит в том, что в стихийно сложившейся психике велика доля неупорядоченной информации и информации, к которой заблокирован осознанный и осмысленный доступ, но которая некоторым образом оказывает влияние на поведение индивида.
Под «неупорядоченностью информации в психике» в нашем понимании этого термина имеется в виду то, что информация не распределена по категориям «ложно», «истинно», «степень достоверности неизвестна», «Добро», «Зло», «неопределённо»; по иерархически упорядоченным категориям значимости (ранее названные приоритеты обобщенных средств управления) и т.п. В результате в стихийно сложившейся психике объективно недостоверная информация лежит в основе информационного обеспечения поведения индивида наряду с объективно достоверной. Кроме того в нём часто нет и осознания различий между инстинктивно обусловленными автоматизмами поведения, социально обусловленными автоматизмами поведения (обычаями, привычками), интуитивными озарениями и поведением на основе рассудочной деятельности, что ведёт к ошибочности поведения, если инстинктивные и социальные автоматизмы поведения, отрабатываемые бездумно или безвольно в ситуациях-раздражителях злоумышленно активизируются извне, либо ситуация объективно требует более гибкого поведения, чем это обеспечивают бездумно отрабатываемые инстинктивные, социальные и личностные автоматизмы.
Целенаправленно созданные культуры личностной психической деятельности так или иначе уделяют внимание этой проблематике и разрабатывают духовные практики, — индивидуальные, диалоговые (для двоих), коллективные, — позволяющие перейти от стихийно сложившейся организации психики к нормальной организации психики с точки зрения каждой из них.
В зависимости от того, насколько им удается устранить ошибки и порочность [32], свойственные психике индивида, стихийно сформировавшейся в господствующей культуре общества, их носители — в большинстве своем — обретают те или иные преимущества перед остальной частью общества. Но это следует понимать в статистическом смысле: т.е. и среди носителей стихийно сложившейся организации психики могут быть индивиды, чья личностная психическая культура более совершенна, чем целенаправленно созданные культуры личностной психической деятельности.
При таком взгляде дианетика и саентология, развитые Л.Р.Хаббардом и его сподвижниками, являются одной из множества известных в истории[33] целенаправленно созданных культур личностной психической деятельности. То есть дианетика — явление не уникальное в жизни человечества, но обладающее своеобразием в пределах сложившегося множества целенаправленно построенных духовных культур.
К настоящему времени из всего множества известных в истории целенаправленно построенных культур личностной духовности благодаря усилиям саентологической церкви наиболее активно распространяется именно дианетика: продано более 17 миллионов экземпляров книги “Дианетика” на 21 языке народов мира; общий тираж более 800 работ Л.Р.Хаббарда — свыше 100 миллионов экземпляров на 31 языке [34]. Поэтому, если кто-то понял всё вышеизложенное как призыв верноподданно склониться перед дианетикой и немедленно обратиться в ближайший саентологический центр [35] за помощью, чтобы стать «клиром» (от английского «clear» — чистый, ясный, понятный), то хотя это и его право, но он, будучи носителем стихийно и бесцельно [36] сложившейся личностной психической культуры, понял всё сказанное извращенно.
Поскольку общество вследствие активности саентологической церкви находится перед искусственно ограниченным выбором альтернативы господствующей в нём стихийно сложившейся культуре личностной психической деятельности, то прежде, чем по собственной (ли???) инициативе обращаться к дианетической практике, следует выявить причины и цели, соответственно которым общество подталкивают к избранию именно дианетики в качестве предпочтительной альтернативы сложившейся в нём господствующей стихийной духовности.
Только при осознанном согласии с этими целями и методами их достижения можно обращаться к дианетике, как в прочем, и к иным альтернативам стихийно сложившейся личностной духовности. Кроме того дианетике по Хаббарду как таковой, вне зависимости от характера деятельности саентологической церкви, присущи определённые недостатки, что исключает возможность решения всех проблем с её помощью, а некоторые проблемы (возможно) способно усугубить.
Поэтому дееспособная альтернатива ей — не в слепо бездумной приверженности светскому или ритуальному калейдоскопическому идиотизму, унаследованному от прошлого (для Запада и России он проистекает из Библии). Стихийно сложившаяся духовная культура типа «мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь…», “второе крещение Руси” и т.п. не могут противостоять дианетике потому, что дианетика — одна из реакций самого общества на стихийно сложившуюся в нём культуру личностной психической деятельности, которая перестала обеспечивать безопасность жизни как индивидов, так и общества в целом, что выражается в глобальном биосферно-экологическом кризисе и множестве социальных проблем. Все эти неурядицы, накопившиеся в течение тысячелетий, — следствие сбоев в психической деятельности индивидов, образующих общества в преемственности поколений. Соответственно альтернатива дианетике по Хаббарду — если такая альтернатива жизненно всё же необходима — в иной целенаправленно взращённой личностной психической культуре, свободной от ошибок и недостатков как прежних школ психологии, так и дианетики, одинаково порожденных традиционно привычной светской и культовой -глобальной -. Но прежде, чем говорить о недостатках дианетики по Хаббарду, необходимо познакомиться с её воззрениями.
Дианетика по Хаббарду
Настоящий раздел не следует рассматривать в качестве одного из руководств по дианетике тем более, что мы решаем совсем другие задачи. Мы затронем только некоторые, на наш взгляд, наиболее значимые утверждения Л.Р.Хаббарда, высказанные им в книге “Дианетика. Современная наука душевного здоровья”. Её первое издание вышло в свет 9 мая 1950 г. в США. Книга сразу стала бестселлером, после чего она неоднократно переиздавалась во многих странах мира.
Однако, прежде чем обращаться к дианетике по Хаббарду, необходимо ознакомиться с мировоззрением, которое в ней выразилось. Л.Р.Хаббард пишет:
«Человечество всегда стремилось найти цель жизни, простейший общий знаменатель всей своей деятельности, динамический принцип существования. Если бы он был открыт, появились бы ответы на многие другие вопросы. Например, был бы объяснен феномен поведения человека, и это привело бы к разрешению основных проблем человечества; и самое главное — эти ответы стали бы действительной помощью в решении конкретных жизненных задач.
Представьте, что все знания человечества разделены демаркационной линией. Всё, что находится выше неё, не столь необходимо для разрешения проблемы аберраций и общих недостатков человека и не известно точно. Эта сфера мышления включила бы в себя такие области, как метафизика [37] и мистицизм [38]. Под демаркационной линией разместилась бы ограниченная, имеющая пределы вселенная, уже исследованная или еще неизвестная, в которой всё можно ощутить, пережить или измерить. Уже известную информацию об этой вселенной можно классифицировать как научную истину в то время, когда она была воспринята чувствами, пережита или измерена. Все факторы необходимые для создания науки о разуме, были найдены именно в ограниченной вселенной, прочувствованы, измерены, и пережиты и стали научной истиной. Ограниченная вселенная содержит время, пространство, энергию и жизнь. Ни в каких других факторах нет необходимости для нашего уравнения. Время, пространство, энергия и жизнь обладают одним общим знаменателем. Для аналогии можно представить, что время, пространство, энергия и жизнь родились в одной общей точке, где им было приказано продолжать свое существование до каких-то почти бесконечных пределов в будущем. Им было сказано только то, что делать. Единственной командой, которой они подчиняются, стал призыв «Выживай!»