Модель управления в государственной службе России
Базовые модели управления.
Американская модель.
Возникновение американской модели связано с деятельностью Генри Форда. По набору признаков – это формальная, технократическая, административная, жесткая модель. В США традиционно упор делался на развитие техники, автоматизации методов управления, а человеческий фактор оставался на втором месте как необходимое и неизбежное приложение. Основные черты этой модели :
§ Фирма рассматривается как закрытая система
§ Материально-вещественный фактор имеет первостепенное значение
§ Краткосрочный найм, высокая текучесть кадров
§ Руководитель в своей работе рассчитывает только на себя
§ Успех организации лежит внутри её границ
§ Фирма должна иметь четкую иерархию власти
§ Условие деятельности фирмы на рынке рассматривается как стабильное в течение длительного времени
§ Руководитель основное внимание уделяет контролю за выполнением задания
Кроме того при оценки работника и его продвижении главным являются личные заслуги и качества лидера. Расходы на профподготовку невелики. Между персоналом преобладают формальные контакты.
Японская модель.
Неформальная, социально-психологическая, демократическая, мягкая модель.
Разработчик – Уильям Оучи
1. Культ труда
2. Система пожизненного найма
3. Оплата труда и карьерный рост напрямую зависят от стажа работы
4. Наличие коллективных ценностей
5. Система непрерывного обучения без отрыва от производства
6. Кружки качества
Японцы особое внимание уделяют деталям и мелочам, таким как:
-преданность работников и отождествление себя с корпорацией;
-создание обстановки доверительности;
-постоянное присутствие руководства на производстве;
-системе интенсивного общения как на работе так и за ее пределами;
-совместное владение информацией;
-высокая трудовая мораль;
-соблюдение «5 С»:
1. сейри – организованность;
2. сейтон – опрятность;
3. сейсо – чистота;
4. сейкецу – чистоплотность;
5. ситсуке – дисциплина.
Маркетинговая модель.
§ Фирма рассматривается как открытая система
§ Основной фактор внешней среды для фирмы – потребитель
§ Фирма должна адаптироваться к имеющимся условиям внешней среды
§ Успешной на рынке будет, та фирма которая в настоящее время закладывает постоянные предпосылки для будущего успеха
Модель управления в государственной службе России.
В тех сферах государственной службы, где преобладают рутинные функции и осуществляются решения повторяющихся стандартных задач, - доминируют традиционные бюрократические методы управления (авторитарное управление).
Традиционная модель управления сменяется на новую в тех сферах государственной службы, где требуется принятие нестандартных решений (создание инновационного потенциала в рамках государственных учреждений становится залогом его успешной деятельности).
Новая модель управления в государственной службе предусматривает постоянное обучение и повышение квалификации, тщательный отбор персонала (инвестиции в человеческий капитал).
В практику государственной службы стали активно проникать «командные» технологии управления. В крупных учреждениях происходит делегирование прав и ответственности с верхних уровней управления на нижние. Небольшие коллективы получают возможность распоряжаться ресурсами, проводить собственную кадровую политику, заниматься стратегическим планированием. Команды становятся главным инструментом достижения инноватности. Меняется роль менеджера среднего звена: он не столько передает указания начальства, сколько помогает сотрудникам вырабатывать новые подходы, совершенствовать приемы и методы работы, добиваться большей согласованности действий.
Традиционно, в государственном управлении концентрируется внимание на объемах затрат государственных средств. Новые подходы в управлении заставляют выводить на первый план измерения и мониторинг результатов, полученных в процессе тех или иных действий.
В процессе становления новой модели управления в государственной службе видоизменяются процедуры контроля. На место тотального бюрократического контроля приходит контроль со стороны потребительских услуг государственной службы, который осуществляется непосредственно и при помощи общественных организаций, средств массовой информации. В январе 2006 г. начала свою работу Общественная палата РФ, секретарем которой избран академик Е. Велихов.
Президент РФ В. Путин обратился к членам Общественной палаты: «Вам предстоит решать содержательно новые задачи…, Главное здесь – на деле добиться роста влияния граждан и общественных институтов на власть».
Контроль в условиях децентрализации управление становится более жестким (он приближается к исполнителям и в значительной мере начинает осуществляться ими самими).
Глубокие социально-экономические потрясения 90-х гг. практически упразднили прежнюю систему прогнозирования и государственного планирования. Была ликвидирована система административно-планового управления, включавшая в себя долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные планы.
В 1995 г. был принят Федеральный закон «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития России». Изменения в этот закон были внесены в 2000 г. Положения прогноза используются законодательными и исполнительными органами власти при принятии стратегических и программных ориентиров, конкретных решений в области социально-экономической политики государства.
Концепция социально-экономического развития – система стратегических целей и приоритетов социально-экономической политики государства на долгосрочный период.
Программа социально-экономического развития – комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития России на среднесрочный период.
Годовой индикативный план социально-экономического развития – система показателей.
Новым в практике государственного управления стала выработка приоритетных национальных проектов (ПНП) в области образования, здравоохранения, ЖКХ, развития АПК.