Недоношенные младенцы и младенцы, относящиеся к группе риска.
• Новорожденные младенцы, обладающие недостаточным весом, требуют специального лечения и ухода.
• Недоношенные дети могут рождаться в результате действия разнообразных факторов. Недостаточный вес доношенных детей часто является результатом неправильного или плохого питания.
• В связи с тем, что младенцев, родившихся до срока, необходимо помещать в инкубаторы, их родителям гораздо сложнее сформировать раннюю привязанность к ним; подобные проблемы могут возникать при лечении в стационарных условиях младенцев с физическими недостатками, относящихся к группе риска.
• Преждевременно родившиеся младенцы и новорожденные, относящиеся к группе риска, могут достигать нормального уровня развития при условии
212 Часть I. Начало
поддержки родителей и получения специального ухода в течение первых 2 лет жизни.
Развивающаяся семья
• Среднестатистический родившийся в срок младенец весит от 2,5 до 4,3 кг, его рост составляет от 48 до 56 см.
• Хотя роды являются стрессом для новорожденного, он начинает приспосабливаться к новой окружающей среде по мере начала функционирования дыхания, кровообращения, пищеварения и температурной регуляции.
. Привязанность — это взаимные отношения между родителями и ребенком, возникающие с момента его рождения; она усиливается, если родители сразу после появления ребенка на свет устанавливают с ним телесный контакт.
• Привязанность лучше формируется, если при родах используется мало медикаментов, что позволяет новорожденному активно воспринимать новую среду в течение первого часа жизни.
• Адаптация к исполнению роли родителей — важный жизненный этап для взрослых, особенно при рождении первого ребенка; они должны совершить экономические и социальные изменения в своей жизни, модифицировать существующие отношения.
• Беременной женщине необходимо приспособиться к многочисленным физическим, психологическим и социальным изменениям.
• Отцы так же эмоционально реагируют на беременность своих жен, как и сами будущие матери.
• Установки обоих родителей относительно беременности и родов формируются культурой, к которой они принадлежат.
Часть II
Детство
ГЛАВА 5
Первые два года жизни:
Физическое, когнитивное и речевое развитие
Предварительный обзор
Знаете ли вы?
• Что у новорожденных в определенном порядке сменяются уровни бодрствования?
• С какими инстинктами, необходимыми для выживания, и с какими примитивными рефлексами рождаются младенцы и какую роль они играют в диагностике общего статуса новорожденного?
• Что режим моторного развития изменяется согласно культуральному контексту?
• Что такое зрительно-направляемое доставание и почему оно важно?
• Что такое мелкая моторика и крупная моторика и как они развиваются?
• Что входит в понятие «неправильное питание» и насколько оно распространено в мире?
• Каковы преимущества и слабые стороны кормления грудью и искусственного вскармливания?
• С какими сенсорно-перцептивными способностями рождаются младенцы, а также методы их изучения?
• Как в период младенчества развивается визуальное и слуховое восприятие?
• Насколько чувства интегрированы при рождении?
• Что такое сенсомоторный период согласно терминологии Пиаже?
• Насколько хорошо младенцы могут имитировать действия других людей?
• Что такое постоянство объектов и как оно развивается?
• Что такое символическая репрезентация и как она развивается?
• Как младенцы развивают способность к категоризации?
• Как происходит развитие речи в младенчестве?
• Какие моменты развития речи универсальны для всех людей?
• Какую роль в развитии речи играют имитация, подкрепление и заложенные механизмы?
Это главные темы главы.
Новорожденные приходят в мир, в полной мере обладая способностью воспринимать окружающую среду и реагировать на нее. Младенцы могут видеть и слы-
Глава 5. Первые два года жизни: физическое, когнитивное и речевое развитие 215
тать, обонять и осязать, чувствовать давление и боль. Они могут выбирать, на что смотреть. Они учатся, хотя их способности ограниченны. Для изменений, происходящих с человеком в течение первых 2 лет развития, характерны поразительная скорость и глубина по сравнению с изменениями в любой другой 2-летний период его жизни. За это время совершается удивительный переход от глубокого неведения об окружающих образах, звуках и запахах до обретения основ знаний о предметах и людях, языке и повседневных занятиях. Некоторые из этих изменений очевидны. Маленькие дети ползают, сидят, ходят и говорят. Другие изменения увидеть труднее; достаточно сложно узнать, что в точности видит, слышит и думает ребенок.
Новорожденные сообщают о своих потребностях криком, плачем или внимательным взглядом, но у них нет реальных представлений об окружающей среде, дне и ночи, себе и других людях, моем и чужом, мальчиках и девочках, матерях и отцах, сыновьях и дочерях. Но проходит менее 2 лет, и дети думают, удивляются, выражают свои мысли и чувства посредством языка. В то же время язык помогает им структурировать то, что они знают, понимают. Благодаря возможностям познания мира, которые дает язык, его можно считать мостом из младенчества в последующие периоды жизни, ключевым аспектом когнитивного развития.
В этой главе мы подробнее познакомимся с тем, что умеют делать новорожденные, остановимся на физическом, моторном и перцептивном развитии за первые 2 года жизни ребенка. Затем мы обратим наше внимание на когнитивное и речевое развитие.
Новорожденные
Первый месяц после рождения — особый этап в жизни ребенка. Его выделяют из периода младенчества, поскольку именно за это время малыш должен привыкнуть к тому, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. В главе 4 мы уже говорили о том, что первый месяц жизни посвящен восстановлению после рождения и является временем перестройки основных функций организма ребенка, таких как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются жизненные ритмы и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции сигналов изменчивой внешней среды. В состоянии ли родившийся в срок ребенок справиться с этими задачами?
До 60-х годов XX века ученые считали, что новорожденные неспособны к организованному произвольному поведению. Нередко внутренний мир младенца характеризовался как «беспорядочная смесь расплывающихся образов и сливающихся в монотонный шум звуков». Именно так описывал состояние новорожденного Уильяме Джемс (1842-1910) (W.James, 1890/1950). В психологической литературе можно было прочесть, что у детей до годовалого возраста вообще не задействованы высшие мозговые центры, а новорожденные способны различать только свет и тень, но не воспринимают предметы или организованный фон. Поведение ребенка в первые недели жизни считалось практически полностью рефлекторным.
Проведенные позже эксперименты показали, насколько недооценивались возможности новорожденных. Сейчас мы знаем, что они способны к организован-
216 Часть II. Детство
ным, предсказуемым реакциям, к более сложной психической деятельности, чем было принято считать до недавнего времени. Младенцы уже имеют определенные предпочтения и обладают поразительной способностью к научению. Более того, они владеют и способами привлечения внимания взрослых к своим потребностям.
Ключ к новому пониманию психологии младенцев — в разработке более точных и нешаблонных методов наблюдения за их поведением. Проводившиеся ранее исследования часто ставили малыша в положение, которое лишало его возможности показать, на что он в действительности способен. Даже взрослый человек, если его положить на спину и туго спеленать, оставив для обозрения один белый потолок, вряд ли сможет в достаточной мере проявить свои перцептивные и двигательные способности. Но когда голенького младенца положат животом вниз на обнаженный живот матери, он продемонстрирует всю «обязательную программу» своего поведения. Осознание учеными такого, казалось бы, простого факта и использование новых методик исследования позволяют младенцам более полно проявить свои способности.