Периодизации исследования личности в отечественной психологии.
Лекция 1. Характеристика исследований личности в отечественной психологии. Периодизации исследования личности в отечественной психологии. Проблема личности в классических отечественных школах. Современные исследования по проблемам психологии личности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ТЕМЫ.
Проблема личности носит междисциплинарный характер, она находится в поле зрения социальных и естественных наук, а также духовной культуры и практики. В психологии проблема личности выступает как самостоятельная. В разных планах она изучается в общей, дифференциальной, социальной, педагогической науках. В истории отечественной психологии выделяются различные подходы к пониманию личности в разные исторические отрезки времени. Отечественные психологические школы формировались вокруг ведущих ученых. Это - школы Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, Д.Н. Узнадзе, В.С. Мерлина. Современные исследователи преимущественно проявляют интерес не к абстрактному понятию и описанию идеальной гармонически развитой личности, как это было раньше, а к изучению реальной личности.
Для решения вопроса об определении какой-либо системы воззрений как теории личности в отечественной психологии принимаются во внимание три критерия:
а) предметом исследования должна быть личность в широком понимании, т.е. устойчивая внутренняя психологическая структура, объясняющая связность и индивидуальное своеобразие форм жизнедеятельности (этому критерию не соответствуют, например, бихевиористские подходы или теория Ж. Пиаже);
б) это должна быть целостная концепция, охватывающая многие аспекты личности, а не отдельные, пусть существенные, положения или модель отдельных аспектов личности (этому критерию не отвечают взгляды на личность У. Джеймса);
в) это должна быть психологическая теория, предлагающая объяснение в диалоге с другими возможными объяснениями, а не философское понимание и не психотехнический миф, обслуживающий определенную практику и не вступающий в диалог и сопоставление с другими объяснительными моделями (например, транзактная модель).
Периодизации исследования личности в отечественной психологии.
Автор | Период | Трактовка личности |
К. К. Платонов | 1917-36 г.г. | личность как профиль психических черт |
1936-50 г.г. | личность как опыт человека | |
1950-62 г.г. | личность как темперамент и возраст | |
1962- 70 г.г. | личность как совокупность отношений, проявляющихся в направленности | |
А. В. Петровский | 1950-60 г.г. | личность как набор качеств, свойств, черт, характеристик, особенностей психики человека («коллекционерский» подход) |
1960- 70 г.г. | личность как биосоциальное существо (структурный подход). | |
конец 70-х г | выделение системообразующих признаков личности (структурно-системный подход) | |
К.А. Абульханова - Славская | 80-90-х г | · возрождение интереса к изучению реальной личности (в · 1920-е -30-е годы исследовалась личность реального ребенка, · затем стали описывать идеальную гармонически развитую · личность советского человека). В указанный период исследователи вновь обратились: Ø к этическим проблемам: нравственно-ценностным аспектам поведения, мышления и мотивации; Ø к вопросам психического здоровья; Ø к развитию техник психотерапии и консультирования; Ø к применению системного подхода в исследовании конкретных проблем (эмоций, способностей, мотивации), они стали изучаться не сами по себе, а в составе более общей системы личностного знания; Ø к развитию типологического подхода. |
И.Б.Котова | конец ХIХ – начало ХХ века | · интерес к вопросам превращения человека в личность – социально желаемый итог развития. Появление целостных психолого-философских концепций: В.М.Бехтерев, М.М.Батхин, А.Ф.Лазурский, С.Л.Франк. Разработка вопросов, связанных с выделением единиц системы человекознания, уникальности и индивидуальности личности и характерологии. |
1930- 60-е гг. | сохранение сущности личности в столкновении с обществом. Личностный принцип в психологии (С.Л.Рубинштейн, Б.Г.Ананьев и К.К.Платонов). | |
середина 1960-х конец 80-х гг. | разработка концепции «советского человека» Психология личности теряет истинный предмет исследования, выполняя идеологический заказ КПСС. | |
1990-е гг. | период исследования новых граней личности: духовного мира, неадаптивной активности, ценностно-смысловой сферы, персонализации (А.Г.Асмолов, Б.С.Братусь, Д.А.Леонтьев, В.А.Петровский, А.Б.Орлов). |