Корпоративность под покровом идей 5 страница
Вопреки этому ясно понимаемому из соотнесения слов Христа с Жизнью, Павел и другие апостолы, как явствует из Деяний апостолов, не только на протяжении многих лет проповедуют СВОЁ “христианство”, отличное от учения Христа, но и полагают начало церковной иерархии — корпорации якобы-“посредников” между людьми и Христом — вторым в очереди посредником между людьми и Богом.
И получилось у них по оглашению одно («Бог не есть бог неустройства, но мира: так бывает во всех церквях у святых», — апостол Павел, 1‑е послание Коринфянам, 14:33), а по жизни — совершенно другое, что в совокупности в потоке событий исторического процесса и привело к тому, что господь исторически реального христианства — господь неустройства, разлада, конфликтов и бедствий, но никак не Бог благодати, лада и мира.
В результате соборность стала несбыточной мечтой наиболее благонамеренных воцерковленных. Так одна из статей, найденных в интернете по ключевому слову «соборность», начинается словами, во многом соответствующими сути этого явления, если выйти за ограничения, налагаемые библейской доктриной скупки мира и порабощения всех и сложившейся под её властью культурой (наши замечания помещены в <угловые скобки>):
«Одно это слово, по словам известного своим славянофильством А.С.Хомякова (1804 — 1860), “содержит в себе целое исповедание веры.” <Это действительно так, что будет показано в следующем разделе.> Концепция Соборности тесно связана с теориями “всечеловечности русской культуры” Ф.М.Достоевского, “всеединства” Вл.С.Соловьёва и др. В общих чертах — это “религиозно-богословское и... философское, социально-культурное понятие, означающее, во-первых, единство... церковного организма <Будет более правильно сказать: не церковного организма, а общественного организма>, а во-вторых, сплочение свободных людей, основанное на христианской любви и привязанности к Отечеству, духовным ценностям России <Будет более правильно сказать: основанное на христианской любви и осознании каждым из них своей доли в Промысле Божием — в предложенной ему Свыше миссии наместничества Божиего на Земле; кроме того, то, что автором цитированного высказывания отмечено как «во-первых», по Жизни является следствием того, что он отметил как «во-вторых».>” (Е.С.Троицкий, “Что такое русская соборность”, 1993)».
Однако, не зная путей и средств к воплощению мечты в жизнь, автор назвал свою короткую статью “Искушение соборностью”.
Но искушать человека возможно либо заведомым злом, предлагаемым ему в привлекательно завораживающем виде, либо чем-то, что само по себе нареканий не вызывает, однако является в сложившихся обстоятельствах несбыточным в силу действия объективных или субъективных факторов.
Соборность же как способ жизни людей не принадлежит ни к одной из этих категорий. Но чтобы соборность стала нормой жизни общества, необходимо дать состоятельный ответ на вопрос: “Как в соборности достигается в русле Божиего Промысла бесконфликтность, слаженность взаимно дополняющих друг друга личностных воль верующих Богу людей?”
Из неспособности дать жизненно состоятельный ответ на этот вопрос (ещё со времён апостолов) произрастает и воспроизводится в преемственности поколений традиция «поучений — послушаний» исторически реальных православных церквей (а так же и орденской дисциплины Римско-католической церкви), порабощённая в их жизни принципом «подчиняясь — подчиняй» («послушáясь — наставляй, наставляя — подчиняй»), на основе которого действует корпорация эксплуатации в своих интересах той поработительной «большой идеи», которой опекуны апостола Павла подменили Великую идею Свободы в Царствии Божием, данную людям Свыше через Христа.
Принцип «подчиняясь — подчиняй» подавляет волю и ограничивает восприятие Жизни и разум людей, оказавшихся под его властью вольно или невольно. Но многим власть корпорации, основанной на этом принципе, кажется меньшим злом, нежели разгул стихии поединков своеволий, хотя они знают, что и то, и другое не соответствует истинному Христианству. «Легенда о великом инквизиторе» в романе Ф.М.Достоевского “Братья Карамазовы” (часть вторая, книга пятая. Pro и contra. IV. Бунт) — об этом: о двояком несоответствии Христианству и о предпочтении корпорации, построенной на принципе «подчиняясь — подчиняй», в качестве якобы «меньшего» зла в сопоставлении с разгулом стихии поединков своеволий.
И хотя кроме самогó Ф.М.Достоевского её неоднократно смаковали многие и многие российские “интеллигенты”, и в частности: К.Н.Леонтьев, В.С.Соловьёв, В.В.Розанов, С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, С.Л.Франк (см. сборник “О великом инквизиторе Достоевский и последующие”, Москва, «Молодая гвардия», 1991 г., тираж 30 000), но поскольку все они были под властью поработительной идеи, внедрённой в культуру через апостола Павла, — никто из них не смог дать ответа на вопрос: как человеку осуществить в жизни то, чему учил Христос, принципиально отвергнув обе названные антихристианские возможности, в реализации которых участвуют многие.
Кроме того, историческая практика показывает, что поединки своеволий в засасывающем всё болоте безволия окружающих — это та проблема в жизни общества, с которой иерархия церкви, сложившаяся на принципе («послушáясь — наставляй, наставляя — подчиняй»), не смогла сладить в прошлом. Выражения этой её неспособности — и реформация в католичестве; и церковный раскол в России при патриархе Никоне и “тишайшем” царе Алексее Михайловиче, вылившийся в истеричные во многом преобразования эпохи царствования его сына Петра Великого; и возникновение в России в 1917 г. государственности на основе откровенно атеистической идеологии. Это — показатели того, что их господь — “бог” неустройства и разлада.
И поскольку Богу истинному иерархи и порабощённая ими паства в Жизни упорствующе не внемлют, то не сможет иерархия церкви, сложившаяся на принципе «послушáясь — наставляй, наставляя — подчиняй», сладить с этой проблемой и в будущем потому, что разрешение этой проблемы требует не закабалять волю других людей своим «наставничеством» в духе их господа — “бога” неустройства, а не мешать каждому человеку, прежде всего прочего, познавать и преобразовывать свой «внутренний мир» и самого себя в целом. Поэтому по-прежнему актуально звучат слова, обращённые Свыше через Христа жившим на Земле 2000 лет тому назад: «Что вы зовёте Меня: “Господи! Господи! — и не делаете того, что Я говорю?”(Лука, 6:46[188]).