Признаки репрезентативных систем 4 страница
г) конгруэнтность.
– 295 –
11. Целью второго шага пятишаговой модели интервью является:
а) установить теплые доверительные отношения с клиентом; б) определить желаемый результат клиента; в) определить оптимальный путь движения клиента к желаемому
результату;
г) определить, в чем проблема клиента.
12. Раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т. п. Подчеркивает уникальность личного опыта конкретного человека, несводимость его к общим схемам:
а) теология;
б) экзистенциальная психология; в) когнитивная психология;г) эмотивная психология.
13. «Каждый из нас живет как «сущий-в-мире», осознанно и болезненно постигая наше существование и конечное наше несуще-ствование (смерть). Мы не существуем вне мира, и мир не имеет значения без нас, живущих в нем. Каждому из нас брошен вызов — мы все стоим перед задачей наполнить нашу жизнь смыслом в этом абсурдном мире. Люди осознают, что они в ответе за свою судьбу,
и поэтому испытывают боль отчаянья, одиночество и тревогу» — считают:
а) экзистенциалисты; б) бихейвиаристы;
в) приверженцы когнитивного подхода; г) приверженцы НЛП.
14. Наиболее важная концепция, которую гуманистические пси-хологи извлекли из экзистенциализма, — это:
а) концепция управления своей жизнью; б) концепция становления; в) компетентностная концепция; г) концепция вырождения.
– 296 –
15. Динамический терапевтический подход, фокусирующийся на базисных проблемах существования индивидуума, есть:
а) клиентцентрированная терапия; б) НЛП-терапия; в) телесно-ориентированная терапия;
г) экзистенциальная терапия.
16. Индивиды часто бывают изолированы от других или от ча-стей себя. В основе — еще более глубокая изоляция, связанная с са-мим существованием, — изоляция, которая сохраняется при самом удовлетворительном общении с другими индивидами, при великолеп-ном знании себя и интегрированности. Такая форма обособленности означает изоляцию между индивидуумом и миром. Конфронтация со смертью и свободой неизбежно приводит к такого рода изоля-ции. В данном случае речь идет:
а) о внутриличностней изоляции; б) экзистенциальной изоляции; в) межличностной изоляции; г) самоизоляции.
17. Раздел психологической науки, изучающий проблемы смысла жизни, отношения к смерти, Богу, высшим ценностям, проблемы свободы, любви, одиночества и т. п., есть:
а) экзистенциальная психология;
б) экзистенциальное консультирование; в) теология; г) клиническая психология.
18. Основные понятия логотерапии:
а) сценарий, игры, трансакции, структура личности; б) анима, анимус, персона, тень;
в) осознанность, ответственность, актуальность, завершенность; г) экзистенциальная фрустрация, ноодинамика, экзистенциаль
ный вакуум, смысл жизни.
19. Вхождение в личный перцептивный мир другого. Сензи-тивность к постоянно изменяющимся чувственным смыслам друго-
– 297 –
го. Временное проживание в жизни другого человека. Ощущение мира клиента, как если бы он был моим собственным. «Войти в его ботинки» — это:
а) любовь;
б) симпатия;
в) эмпатия;
г) конгруэнтность.
20. Метод парадоксальной интенции состоит в том, чтобы по-будить клиента:
а) отвлечься от своей главной проблемы; б) ритуализировать свои интенции; в) сдерживать свои интенции; г) начать желать того, чего он боится.
21. К основным микротехникам эмпатического слушания отно-
сятся:
а) пустое кресло, речевые изменения, следование за фигурой, монодрама;
б) повтор, пересказ, отражение чувств, фокусировка;
в) перемена отношения, переключение, парадоксальное намере ние;
г) вопрос, совет, рекомендация.
22. Целостный подход к человеческому существу, охватывающий одновременно его сенсорную, аффективную, интеллектуальную, со-циальную и духовную составляющие. Благоприятствует установ-лению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, к осознанию внутренних механизмов, которые часто толкают нас на повторе-ние избитых стериотипов в поведении. Выявляет наши блокиров-ки, снимает маски с наших защит, страхов, запретов и иллюзий. Стремится к объяснению причин наших трудностей, к исследова-нию новых путей их разрешения:
а) логотерапия;
б) трансактный анализ;
– 298 –
в) НЛП;
г) гештальт-подход.
23. Континуум сознания, «цикл опыта», творческое приспосо-бление «поле» опыта, граница-контакт, осознавание настоящего, процесс, «now and how» («теперь и как») — базовые понятия:
а) диалогического консультирования; б) трансактного анализа; в) гештальт-подхода; г) бихевиоризма.
24. Конфлуэнция, интроекция, проекция, ретрофлексия — четы-ре основных вида сопротивлений, выделенных:
а) Ф. Перлзом; б) У. Кенноном; в) Лаурой Перлз;
г) Арнольдом Бейсером.
25. Процесс сдерживания собственных чувств и направление их против себя, обращение внутрь того, что предназначалось нару-жу, вместо попыток влиять на окружение есть:
а) конфлуэнция; б) интроекция; в) проекция; г) ретрофлексия.
26. Перенаправленность импульса, направленность его в сто-рону, не на тот объект или субъект, которому этот импульс или эмоция предназначалась первоначально. ___________ — это укло-нение от реального контакта, процесс ухода от собственного опы-та, глубоких переживаний, а также от контактов с окружающими людьми из-за недоверия к ним, боязни испытать боль и разочаро-вание. Довольно часто используется как стратегия избегания вы-бора и проявляется в «дипломатичности», «непрямолинейности» и «вежливой скромности» некоторых людей. Выражается в форме
– 299 –
болтливости, ритуальности, условности поведения, тенденции к сглаживанию конфликтных ситуаций:
а) конфлуэнция;
б) дефлексия;
в) проекция;
г) эготизм.
27. Смысл этой психотехники заключается в постоянной внима-тельности к непрерывному потоку физических ощущений, чувств, мыслей, к непрерывной смене «фигур», возникающих на переднем плане интересов человека, на «фоне», образованном множеством переживаемых человеком ситуаций и его личностью — одновремен-но в телесном, эмоциональном, рациональном планах, в его вообра-жении и в его поведении. Целостное осознавание или:
а) техника восприятие «здесь и сейчас»; б) техника «директивность»;
в) техника «awareness»;
г) техника «речевые изменения».
28. Суть такого консультирования в том, что человек — не объ-ект исследования, постановки диагноза и воздействия, а субъект живого общения, «сверхзадачей» которого является духовное про-буждение личности:
а) консультирование. ориентированное на клиента; б) диалогическое консультирование; в) гештальт-консультирование; г) психоанализ.
29. Перенос своего личного опыта на ситуацию собеседника, на оценку его личности и отношение к нему (симпатии и антипатии в процессе работы); «увязание» (идентификация, заражение) в от-рицательных переживаниях собеседника; решение консультанта, возникшее на основе уже имеющегося опыта (решение «от ума»); стремление скорее успокоить своего собеседника, даже если его душевная боль вызвана нравственным нарушением и свидетель-
– 300 –
ствует о муках совести; отказ от оценки безнравственного по-ступка — есть:
а) этапы диалогическое консультирование;
б) рекомендации психологу-консультанту;
в) ошибки диалогическое консультирование;
г) основные задачи психолога-консультанта.
30. Три основные признака диалогического консультирования:
а) конгруэнтность, аутентичность, толерантность;
б) критичность, беспристрастность, отстраненность; в) симпатия, безоценочность, близость;
г) безусловное принятие, эмпатическое слушание, вненаходи
мость.
31. Последовательные трансакции, которые основываются в большей степени на индивидуальном, чем на социальном програм-мировании. Это набор скрытых или невыраженных, а также от-крытых трансакций, которые ведут к предсказуемому результату или расплате, есть:
а) уход;
б) деятельность; в) игры; г) интимность.
32. Искренние, не основанные на игре отношения, подразуме-вающие свободные взаимные отдачу и получение, отсутствие эксплуатации. Это индивидуальное программирование, из кото-рого исключены социальное программирование и скрытые побуж-дения. Создание таких отношений — наиболее оптимальное реше-ние проблемы, связанной с ведущими мотивами. Доступно только Свободному Ребенку. Лишь в этом состоянии человек способен идентифицировать свои потребности и чувства, называть их, тре-бовать и получать:
а) игра;
б) деятельность;
– 301 –
в) времяпрепровождение
г) интимность.
33. В этом случае трансактная реакция исходит от эго-состояния, отличающегося от того, к которому обращаются, и/ или может направляться эго-состоянию, которое не посылало первоначального импульса. Перерыв может быть мгновенным и не-значительным, но коммуникация может быть прервана полностью. Этот тип трансакции:
а) перекрестный;
б) комплиментарный; в) прямой; г) косвенный.
34. Предсознательный генеральный план жизни, который со-ставляется в детстве, подкрепляется родителями, оправдывает-ся ходом событий и достигает пика при выборе пути. Это сильный психологический заряд, который направляет человека к его судьбе
и лишает его порой возможности сопротивляться и свободно вы-бирать. Проявляется в движениях, жестах, позах, манерах чело-века:
а) игры;
б) структура времени; в) сценарий; г) эго-состояние.
35. Изучение структуры субъективного опыта, чтобы помочь человеку изменить свое поведение, развивать самосознание, обу-чить эффективной коммуникации — цель:
а) трансактного анализа; б) гештальт-терапии;
в) телесно-ориентированной терапии; г) НЛП консультирования.
36. Идентифицировать проблемные обобщения, опущения или искажения путем анализа «синтаксиса», или формы поверхност-ных структур, а также создать систему средств, позволяющих
– 302 –
получить более подробную репрезентацию глубинной структуры — одна из задач:
а) психоанализа;
б) гештальт-терапии;
в) бихейвиоризма;
г) НЛП.
37. «Как мы узнаем, что знаем что-либо или что обладаем опе-рационной компетентностью?», «Как мы узнаем, что другие зна-ют что-либо или что обладают операционной компетентностью?» или «Посредством чего мы развиваем знания и операционную компе-тентность?» На эти вопросы отвечает:
а) прикладная эпистемология; б) методология НЛП; в) технология;
г) репрезентативные системы.
38. Люди с такой репрезентативной системой, прежде чем ска-зать, прислушиваются к своим внутренним чувствами их глаза при этом непроизвольно смотрят вниз вправо. В их речи преобладают слова: «касаться», «трогать», «ощутимый», «болезненный», «тя-желый», «я чувствую проблему», «тяжело на душе» и т. п.:
а) аудиалы;
б) рассудочные люди-компьютеры; в) кинестетики; г) визуалы.
39. Настоящее поведение часто создается или формируется про-шлыми манерами поведения и прошлыми событиями. Значительное событие из прошлого, из которого сформировалось убеждение или ряд убеждений, есть:
а) импринт; б) убеждение;
в) ролевая модель; г) ре-импринтинг.
– 303 –
Ключи к тестам для самоконтроля | |||||||
1 — г | 6 — а | 11 — г | 16 — б | 21 — б | 26 — б | 31 — в | 36 — г |
2 — б | 7 — а | 12 — б | 17 — а | 22 — г | 27 — в | 32 — г | 37 — а |
3 — б | 8 — г | 13 — а | 18 — г | 23 — в | 28 — б | 33 — а | 38 — в |
4 — а | 9 — в | 14 — б | 19 — в | 24 — а | 29 — в | 34 — в | 39 — а |
5 — б | 10 — а | 15 — г | 20 — г | 25 — г | 30 — г | 35 — г | |
Задания для контрольной работы |