Глава 4. подходы к разрешению типовых консультативных проблем 3 страница
3. Переключение. Этот метод позволяет нам забыть себя и перестроить свое внимание таким образом, чтобы мысли были заняты другими, более позитивными аспектами. Многие из нас «зациклива ются» на своих проблемах, негативном опыте, чувствах. Цель пере-ключения (дирефлексия) —перефокусировать наше внимание. Зада-ча терапевта —помочь клиенту думать о чем-то,но не о проблеме.Техника переключения очень проста: в одном случае психолог вну шает клиенту, потерявшему конечность, мысли о возможности новой карьеры, в другом — предлагает больному раком заняться помощью другим, а не думать исключительно о себе, в третьем — рекомендует человеку, вышедшему на пенсию, найти интересное хобби. В каж дом случае факты и обстоятельства не меняются, да и трудно как-то по-новому взглянуть на проблему неизлечимой болезни, возраста и одиночества. Но можно найти и что-то сверх этого, что могло бы привлечь внимание клиента. Такая перефокусировка внимания ме няет само «смысловое ядро» жизни человека. В результате вместо депрессии человек может ставить перед собой новые цели, безна дежно больной начинает думать о других, а старик может обрести новых друзей благодаря новому хобби.
Особенно полезным переключение может оказаться в терапии сексуальных расстройств. Случаи импотенции часто бывают вызва ны тем, что мужчина придает слишком большое значение тому, смо жет или нет он провести половой акт. Такое избыточное внимание оборачивается усугублением импотенции, если на него наслаивает
– 128 –
ся опыт неудач. Логотерапия в таких случаях рекомендует переклю читься на те сексуальные стимулы, которые существуют вне его, в его желанной женщине, а также на стимулы, которые исходят от него. Думая о другом человеке, он уже не может думать о себе как о неудач нике и его природные функции начинают работать нормально.
4. Метод убеждения. Э.Лукас отмечает,что описанные вышетехники предполагают прежде всего внимательное слушание и вы яснение мировоззрения клиента, за которым следует осмысление си туации. Психолог уверен, что ситуация, в которой находится клиент, далеко не безнадежная, выход всегда есть, поэтому все его действия направлены на то, чтобы и клиент осознал это. Клиенту предлага ют с уверенностью произнести фразу типа: «У меня есть абсолютно все, чтобы Я мог контролировать свои поступки и направлять свою судьбу!»
В. Франкл и его ученица Э. Лукас не меньше, чем К. Роджерс, уделяют внимание выслушиванию и пониманию мира клиента.
Упражнение
Объектом для упражнения может стать трудность в общении с коллегами и домашними, скука, озабоченность в связи с болезнью, потеря чего-либо.
Стадии 1, 2 и 3 —установление раппорта,сбор информации,определение желаемого результата.
Предполагается, что вы используете структуру интервью. Ис пользуйте навыки выслушивания для выявления проблемы, желае мого результата. Добавьте еще один очень важный элемент — смыс ловой вопрос. Задайте вопросы клиенту: «Что это значит для Вас?», «Что ценного в том, что Вы хотите достичь?», «Что произойдет, ког да Вы это достигнете?».
Благодаря смысловым вопросам, беседа становится более углу бленной, клиент говорит больше о своей жизни и меньше о пробле мах. На этой стадии будет уместно использовать отражение смысла.
Стадия 4 —выработка альтернативных решений.
Выслушав клиента и уяснив смысл, вы можете кратко изложить проблему клиента в контрасте с идеальной целью и ее смыслом. Можно указать на противоречия и смешанные сообщения в смысло
– 129 –
вой системе клиента. Используя методы выслушивания и отражения смысла, вы способствуете росту самосознания клиента. Цель — от крыть глубинные мотивы, лежащие в основе его деятельности.
Если клиент хочет действовать, выберите одну из четырех тех ник логотерапии (смена отношения, парадоксальные намерения, переключение и убеждение). На этом этапе ваша цель состоит в том, чтобы клиент понял свою систему ценностей и захотел ее изменить.
Стадия 5 —обобщение.
Вы можете попросить клиента подумать по поводу того, что про изошло во время встречи, а через несколько дней вновь поговорить с ним.
Резюме
Логотерапия (третья Венская школа психотерапии) занимается смыслом человеческого существования и поисками этого смысла.
Основные понятия логотерапии: стремление к смыслу, экзистен-циальная фрустрация, ноогенные неврозы, ноодинамика, экзистен-циальный вакуум, специфический смысл жизни данной личности в данный момент времени, самотрансцендентность человеческого существования, любовь, страдание, смерть.
Согласно логотерапии, мы можем реализовать смысл тремя раз-личными способами: совершая дело(подвиг),переживая ценности;путем страдания.
Основные методы консультирования: переключение, парадок-сальные намерения и смена отношений, метод убеждения.
Вопросы для самопроверки
1. Что, по мнению логоперапевтов, является основной движу щей силой для человека?
2. Раскройте содержание основных понятий логотерапии.
3. Как человек может постичь и реализовать смысл своей жизни?
4. Опишите основные методы консультирования в рамках лого терапии.
– 130 –
§ 4. Гуманистический подход
и клиентцентрированная терапия
Клиентцентрированное консультирование К. Роджерса быстро приобрело популярность, поскольку его основу составляет оптими стичная философия, которая обращает особое внимание на способ ность всех людей обучаться, расти и исцелять себя, когда для этого создаются необходимые условия в рамках поддерживающих отно шений.
Основные положения гуманистического подхода к решению про-блем:
1. Люди стремятся к росту и самоактуализации;
2. Каждый человек живет в постоянно меняющемся мире пере живаний, центром которого он является (природа переживаний ин дивидуальна и субъективна, невозможно полностью понять ощуще ния и переживания другого человека);
3. Доверие, открытость, принятие, дозволенность и теплота яв ляются необходимым и достаточным условием для изменений;
4. Изучение эмоциональных реакций, тщательное исследование чувств — основа содержания консультирования;
5. Универсальные цели консультирования — помочь человеку стать более осознанным, нравственным, мыслящим и человечным (исследование ценностных ориентаций, личностных особенностей);
6. Ответственность за ход лечения лежит в первую очередь на клиенте, который сам определяет его содержание и его успешность;
7. Все люди изначально добры и заслуживают доверия. Безот ветственное, социально неприемлемое поведение проявляется как механизм защиты, который не дает людям возможности быть сами ми собой. По мере ослабления защит люди становятся более откры тыми к своим переживаниям, стремятся выстраивать серьезные и конструктивные отношения.
Условия консультирования:
yyЭмпатическое понимание клиента.Эмпатия—это вхождение
в личный перцептивный мир другого, сензитивность к постоянно
– 131 –
изменяющимся чувственным смыслам другого, временное прожива ние в жизни другого человека, ощущение мира клиента, как если бы он был моим собственным («войти в его ботинки»).
yyБезусловное позитивное отношение к клиенту.Сердечность,принятие, забота и поддержка.
yyКонгруэнтность консультанта.Две формы конгруэнтности:между чувствами консультанта и его осознанием этих чувств; между осознанием чувств и их выражением.
yyГотовность клиента к изменению,его ответственность за этоизменение.
Важный пункт роджеровской терапии — противоречие между ре альным и идеальным «Я». Человек хочет видеть себя хорошим и часто теряет реальное представление о себе в попытках представить себя идеальным. Это расхождение между мечтой и реальностью, между самовосприятием и восприятием других, ведет к инконгруэнтности. Инконгруэнтность проявляет те позиции,где человек уже не являетсясамим собой. Она ведет к тревожности, к поведению, которое не удо влетворяет ни его, ни окружающих. Задача психолога — помочь кли енту осознать свою инконгруэнтность и поработать с ней.
Микротехники эмпатического слушания:
«Это похоже на то, как если бы она слушала и такое выслушива ние окутывало бы нас тишиной, в которой, наконец, мы бы начали слышать то, чем мы, как предполагается, являемся», — говорил Лао Цзы.
С этим сравнимы следующие микротехники слушания:
1. Повтор и поддержка —прямое повторение сказанного клиентом, либо краткие комментарии типа «ну-ну», «так», «расскажите еще» — способ показать клиенту, что его слышат. Повтор той или иной фразы поведет клиента в разных направлениях, и каждое из этих направлений можно углублять.
2. Пересказ —сжатое содержание высказываний клиента.Пересказ обращается к фактам. Передается объективное содержание речи клиента, переформулированное психологом, сохраняются сло ва, фразы и обороты, используемые в речи клиента. Обычно пере сказ начинают словами: «Если я Вас правильно понял...»
– 132 –
3. Отражение чувств —воспроизведение эмоционального отношения клиента к важным для него событиям, фактам. Отражать чувства клиента можно начав словами: «Похоже, Вы чувствуете...», или «Вы сердитесь, когда Ваш сын...», или «Вы смеетесь, но судя по Вашему голосу (виду), Вам не до смеха».
Фокусировка:
yyна проблеме(краткое и точное определение проблемы клиента
с использованием его ключевых слов);
yyна желаемом результате(точное определение желаемого результата клиента). Полезным для осознания клиента может стать противопоставление точно выделенной проблемы желаемому ре зультату с использованием следующей фразы: «С одной стороны, Вы хотите... (желаемый результат клиента), с другой стороны, Вы... (точно определенная проблема)».
Резюме —в сжатом виде повторяет основные факты,чувства имысли клиента. Резюме полезно использовать во время интервью и обязательно в конце встречи. Оно проясняет направление беседы, включает в себя внимание к клиенту, упорядочивает сложное со держание высказывания, помогает психологу понять, точны ли его суждения.
Упражнение
1. Раппорт / структурирование. Сеанс можно начать словами:«Вы хотели поговорить о...». Интервью начинают с установления раппорта (присоединения). Сообщите клиенту о том, что вы хотите его выслушать, понять, что вы не намерены давать советы.
2. Сбор информации. Используйте методы выслушивания(поддержка, поощрение, пересказ, отражение чувств). Периодически подводите итог тому, что сказал клиент. Уточните, правильно ли ваше понимание проблемы клиента. Используйте открытые вопро сы для сбора информации, необходимой для точного определения проблемы. Обратите внимание на наличие фактов, эмоционального отношения к фактам, суждений клиента по поводу причин случив шегося, поведенческих реакций в информации клиента. Обязатель но используйте слова, фразы, речевые обороты клиента. Отразите
– 133 –
позитивный смысл сказанного. Это путь проявления положительно го отношения и поиска позитивных ресурсов.
3. Желаемый результат. У клиента наверняка есть пожелания относительно того, как все должно быть. Можно задать вопрос: «А как все должно быть?» Уточните, правильно ли ваше понимание желаемого результата клиента. На втором этапе вы услышали ин формацию о «реальном Я» и реальной проблеме, теперь предстоит выявить «идеальное Я» и идеальное решение.
4. Выработка альтернативных решений. Разница между«реальным Я» и «Я идеальным» является очень важной в клиент- цен трированной терапии. Определите инконгруэнтность между «Я» ре альным и идеальным. Используйте фразу-конфронтацию: «С одной стороны ваша проблема в..., но, с другой стороны, идеальным реше нием было бы... Что приходит Вам в голову в качестве возможного решения?» Вы можете обсудить, каким видит себя клиент и каким хотел бы быть. Имейте в виду, что слишком категорическое разгра ничение реального и идеального «Я» часто обезоруживает клиента, ставит в тупиковую ситуацию, и он не может продуцировать.
Чтобы понять новые мысли, высказывания клиента, используйте последовательность выслушивания и отражения смысла.
5. Обобщение. В качестве обобщения вы можете суммироватьальтернативные решения, предложенные клиентом, посмотреть, за интересован ли он в их выполнении. Задайте вопрос: «Изменятся ли завтра Ваши мысли и поступки после нашей беседы?»
Для многих людей тот факт, что их внимательно выслушали, уже открывает им путь к творчеству, интенциальному существованию.
Резюме
Основные положения гуманистического подхода к решению про-блем:
1. Люди стремятся к росту и самоактуализации.
2. Каждый человек живет в постоянно меняющемся мире пере живаний, центром которого он является.
– 134 –
3. Доверие, открытость, принятие, дозволенность и теплота яв ляются необходимым и достаточным условием для изменений.
4. Изучение эмоциональных реакций, тщательное исследование чувств — основа содержания консультирования.
5. Универсальные цели консультирования — помочь человеку стать более осознанным, нравственным, мыслящим и человеч ным.
6. Ответственность за ход лечения лежит в первую очередь на клиенте, который сам определяет его содержание и его успеш ность.
7. Все люди изначально добры и заслуживают доверия. Безот ветственное, социально неприемлемое поведение проявляется как механизм защиты, который не дает людям возможности быть сами ми собой. По мере ослабления защит люди становятся более откры тыми к своим переживаниям, стремятся выстраивать серьезные и конструктивные отношения.
Важный пункт роджеровской терапии — противоречие между реальным и идеальным «Я». Задача психолога — помочь клиенту осознать свою инконгруэнтность и поработать с ней.
К основным условиям консультирования относят: yyЭмпатическое понимание клиента.
yyБезусловное позитивное отношение к клиенту.yyКонгруэнтность консультанта.
yyГотовность клиента к изменению,его ответственность за этоизменение.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные положения гуманистического подхода.
2. Назовите основные условия консультирования.
3. Раскройте содержание основных микротехник эмпатическо го слушания в консультировании с точки зрения их значимости для клиента и консультанта.
– 135 –
§ 5. Гештальт-терапия: комплекс эффективных микротехник
«Гештальт», сообщает С. Гингер1, зародился в 1942 г. в Южной Африке. Однако широко известным он стал намного позже, уже в калифорнийский период работы Перлза, в связи с широким, вско лыхнувшим всю планету «контркультурным» движением 1968 г. Это движение было направлено на поиски новых человеческих и твор ческих ценностей и утверждало право каждого человека быть от ветственным за самого себя, право «быть», а не «иметь»; оно стре милось к познанию, а не к власти.
Современный гештальт, выйдя за пределы психотерапии, высту пает как настоящая экзистенциальная философия, «искусство жиз ни», как особый взгляд на человека в этом мире, часто противоре чащий традиционным представлениям: он провозглашает большую ценность синтеза, нежели анализа.
В наши дни гештальт практикуется в самых широких контекстах
и с самыми разными целями: в индивидуальной терапии, терапии пар, семейной, групповой терапии и группах личностного роста; кроме того в учреждениях (в школах, учреждениях для детей с за держками развития, психиатрических больницах и т. д.), а также в торговле и на промышленных предприятиях.
Гештальт обращен не только к лицам, страдающим от физиче ских, психосоматических или психических расстройств, подходя щих под категорию «патологических», но и к тем, кто испытывает трудности перед лицом экзистенциальных проблем (конфликт, раз рыв отношений, одиночество, скорбь по умершему — траур, депрес сия, безработица и т. д.).
Иначе говоря, гештальт открыт всем людям, которые стремятся выявить и развить свой скрытый потенциал, перейти от существова ния к максимальной полноте жизни, новому качеству бытия. Поэто му Перлз, основатель гештальта, считал, что его метод предназначен
1 Гингер С. Что такое гештальт. СПб., 1996.
– 136 –
не просто для лечения больных или для работы с маргиналами; он ратовал за терапию с названием «терапия нормальных людей».
Gestalt — слово немецкое, оно употребляется сегодня во всем мире, так как точных эквивалентов в других языках у него нет. Оно означает «облечь в форму, придать значимую структуру».
Согласно гештальт-теории, наше перцептивное поле (и, кроме того интеллектуальное и аффективное поля) спонтанно организует ся как совокупность структурированных и значимых систем. Вос приятие некоего целого не может быть сведено к сумме воспринятых стимулов, т. к. целое — нечто иное, чем простая сумма его частей. Основной принцип гештальт-психологии заключается в том, что анализ частей не может привести к пониманию целого, поскольку целое определяется не суммой, а взаимодействием и взаимозависи мостью отдельных его частей. Отдельно взятая часть — только часть и никакого представления о целом не дает.
Аналогично одна и та же системная единица будет изменяться
в зависимости от того, входит ли она в состав определенного цело го, существует ли изолированно или оказывается в составе совсем другого целого, т. к. на свойства этой системной единицы влияют ее местоположение и функции. Для понимания всего поведения и ситуации важен не только их анализ, но и их синтетическое видение
в связи с общим контекстом.
Личность состоит из множества частей, что делает ее уникаль ной и неповторимой. Гештальт-теория постулирует, что рождается человек более или менее целостным, однако в ходе жизни проис ходит расщепление личности, накапливается множество незавер шенных ситуаций. Это «расщепление» необходимо предотвратить, если мы хотим принять настоящую жизнь. Соответственно, задачей психологов-гештальтистов является интеграция, реинтеграция раз розненных частей личности в единое целое.
Основные положения учения Перлза: идеи гештальт-психологии. Перлз отвергал идею разделения тела и ума, разделения объекта и субъекта и, далее, — разделения человека и среды. Из этого он де лает очень важный вывод о том, что пропасти между душевной и
– 137 –
физической деятельностью человека не существует. Перлз полагал, что сознание человека не может воспринимать окружающий мир однозначно, с одинаковой концентрацией внимания на всех деталях. Важные и значимые события, по Перлзу, занимают центральное ме сто в сознании, образуя гештальт (фигуру), а менее важная в данный момент информация отступает на задний план, образуя фон. Постро ение и завершение гештальтов является естественным ритмом жиз недеятельности организма и происходит под воздействием процесса организмической саморегуляции.
Полное равновесие соответствует четкой фигуре (гештальту), от клонение ведет к разрушению фигуры, размыванию четких границ между нею и фоном.
Гений Перлза и его сотрудников (в частности, Лауры Перлз и Пола Гудмана) проявился в разработке стройной синтетической системы, включившей в себя несколько философских, методологи ческих и терапевтических направлений европейского, американско го и восточного происхождения, которые вместе составили новый «гештальт» — «целое, отличное от простой суммы его частей»; из традиционного материала им удалось создать новое, совершенно оригинальное строение.
Гештальт ставит акцент на осознавании актуального жизненного опыта «здесь и теперь» (что, конечно же, не исключает обращения к прошлому жизненному опыту) и полностью восстанавливает в сво их правах эмоции и телесные ощущения.
Гештальт — целостный подход к человеческому существу, охва тывающий одновременно его сенсорную, аффективную, интеллек туальную, социальную и духовную составляющие. Гештальт-подход благоприятствует установлению подлинного контакта между людь ми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые слишком часто толкают нас на повторение избитых стериотипов в поведении. Он выявляет наши блокировки и процессы обрыва в нор мальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей. Гештальт снимает маски с наших защит, страхов, запретов и иллю
– 138 –
зий. Гештальт-подход стремится не просто к объяснению причин на ших трудностей, а к исследованию новых путей их разрешения.
Гештальт — это ответственность человека за собственные вы боры и за собственные избегания. Каждый работает в своем ритме и решает свои задачи, отталкиваясь от возникающих непосредственно
в данный момент ощущений, эмоций или актуальных потребностей. Повторное переживание «незавершенной» или не до конца разре шенной ситуации из прошлого, а также неуверенность в будущем также могут служить отправной точкой для терапевтической сессии. Каждый терапевтический сеанс, даже если он проводится в присут ствии всей группы, как правило, нацелен на одного, определенного человека.
Гештальт-подход, в отличие от психоанализа, с одной стороны, и от бихевиоризма, с другой, представляет из себя оригинальный «тре тий путь». Он предлагает не понять, не научиться, а эксперименти ровать с целью максимального расширения нашего жизненного про странства и нашей свободы выбора.
По словам Сартра, важно не то, что из меня сделали, а то, что я сам делаю с тем, что из меня сделали.
С. Гингер выделяет базовые понятия гештальта, опираясь на философию подхода, глубинно связанную с такими экзистенциаль ными ценностями, как свобода человека, вытекающая из самого факта его существования, и свобода проявления себя в мире при ува жении к глубинному своеобразию каждого человеческого существа. Автор указывает на «круговую взаимосвязь» понятий, анализ кото рых позволяет отнести гештальт к единой философии Человека.
1. Выражение «now and how» («теперь и как»), созданное самим Перлзом, лучше передает суть гештальт-подхода, чем классическая формула «здесь и теперь», характерная не только для гештальта.
Понятие «теперь и как» подчеркивает специфически феномено логическую направленность гештальт-терапии, которая опирается, скорее, на понятие «как», чем на понятие «почему», отдавая пред почтение описанию явлений, а не их объяснению. Феноменология указывает на важность субъективных и иррациональных факторов,
– 139 –
непосредственного сиюминутного жизненного опыта вместе с со путствующими ему телесными ощущениями, уникальными для каж дого человека. Понятие «как» — это положение тела и бессознатель ные жесты или «микрожесты», дыхание, интонации голоса и т. д.
Совершенно ясно, что работа в режиме «сейчас» никоим обра зом не мешает клиенту воскрешать в памяти события, тревоги и пла ны, при условии, что все они, как осознанные, так и нет, возникают
у него спонтанно: они присутствуют в его уме или сердце сейчас и питают его в настоящем.
Отличие гештальта от традиционной аналитической стратегии состоит в том, что гештальт-терапевт не побуждает клиента к внима тельному исследованию воспоминаний о прошлом, или, по словам Перлза, к выполнению длительных «археологических раскопок». Восстанавливаются те силы, которые дают нам энергию в настоя щий момент.
2. Процесс всегда остается на переднем плане:и терапевт,и егоклиент бдительны и внимательны ко всем непредвиденным случай ностям, возникающим в ходе коммуникации, которая разворачивает ся «здесь и теперь». Перлз любил задавать четыре основных вопро са, направленных на протекающий процесс:
1) Что ты сейчас делаешь?
2) Что ты ощущаешь в данный момент?
3) Чего ты сейчас избегаешь?
4) Что ты хочешь, чего ты ждешь от меня?
Постоянное внимание к возникающей в данный момент ситуа ции — такова специфическая черта гештальт-подхода, который пре жде всего исследует «явления, видимые на поверхности» и проте кающие в данный момент времени. Ведь чаще всего с поверхности настоящего люди то и дело «ныряют» в глубины прошлого.
Таким образом, в действительности гештальт-терапевт и его кли ент оказываются вовлеченными в возвратное, «челночное» движение между настоящим и прошлым, между их внутренними фантазиями, с одной стороны, и внешним поведением и интерпсихическими от
– 140 –
ношениями (невербальным общением и словом, а также между эмо цией и осознаванием) — с другой.
3. Свободно перемещающееся внимание, одновременно созна тельная и предсознательная бдительность интеллекта, эмоций и тела к актуальной внутренней, глубинной жизни субъекта и к окру жающей его внешней среде (также воспринимаемой субъективно), непосредственное осознавание настоящего во всей его полноте — такова характеристика состояния, к которому стремятся в гешталь те. Для обозначения этого состояния гештальт-подход использует английское слово awareness, значение которого трудно передать на других языках. Когда Перлза просили сформулировать суть геш тальта одним словом, то обычно он произносил именно это слово, хотя многие современные гештальтисты предпочитают ему термин «контакт».
4. Перлз в книге «Гештальт-подход» отмечает: «Изучение спосо ба функционирования человека в окружающей его среде есть изуче ние того, что происходит на границе-контакт между индивидуумом
и окружающей его средой. Именно на границе-контакт протекают все психологические явления»1.
Граница «принадлежит» одновременно внутренней и внешней территориям, она является составной частью двух различных, но взаимосвязанных миров.
5. В ходе терапевтического сеанса сам терапевт представляет для клиента одну из важных составных частей «окружающей клиента среды». Именно с ним устанавливается контакт и проходит процесс взаимодействия со всеми возникающими в его ходе заранее непред сказуемыми случайностями. Клиент и терапевт входят, таким обра зом, в одно и то же «поле» опыта. В этом случае речь, конечно же, идет не о «закрытой», а об «открытой системе», находящейся в по стоянной связи с контекстом внешнего мира.