Глава 1. Общая характеристика психологии как науки
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ
Под общей ред. Н. С. Ефимовой, Н. В. Коротеевой
Утверждено Редакционным советом университета в качестве учебного пособия
Москва
УДК 159.9:62
ББК 88.4я7
О-75
Авторы: Н. С. Ефимова (гл. 1,2,3 – 3.1, 7, 8, 9 – 9.3, 11, 12), Н. В. Коротеева (гл. 3 – 3.2, 3.3, 3.4, 6, 5 – 5.1, практ. 1, 2); Е. В. Токарева, А. В. Попова (гл. 4 – 4.1, 4.3, 4.4), А. А. Корабельников (гл. 4 – 4.2), А В. Пронина (гл. 5 – 5.2, 5.3, 5.4), Н. В.Плаксина (гл. 9 – 9.1, 9.2, 9.4, 10)
Рецензенты
Кандидат психологических наук, доцент
Московского городского университета управления Правительства Москвы
Л.А. Першина
Доктор технических наук, профессор
Российского химико-технологического университета
им. Д. И. Менделеева
Н. И. Акинин
Основы психологии: учебное пособие / под ред. Н. С. Ефимовой,
О-75 Н. В. Коротеевой. – М.: РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2011. – 140 с.
ISBN 978-5-7237-0929-4
Настоящее учебное пособие содержит краткий курс, включающий основные теоретические знания о психологии человека. Данное пособие предназначается для студентов технических вузов для развития психологической компетентности в области психологии профессиональной деятельности. Пособие рекомендовано использовать при прохождении курса «Инженерная психология».
УДК 159.9:62 +331.4 (076)
ББК 88.4я7
ISBN 978-5-7237-0929-4
© Российский химико-технологический
университет им. Д. И.Менделеева, 2011
© Ефимова Н. С., Коротеева Н.В. 2011
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….6
РАЗДЕЛ 1.
ПСИХОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА И ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ…………………………………………………………...7
Глава 1. Общая характеристика психологии как науки……………….7
1.1. История становления психологии как самостоятельной науки……….7
1.2. Предмет, методы и задачи современной психологии………………...10
1.3. Психика человека как системное свойство высокоорганизованной материи………………………………………………………………………..11
1.4. Отрасли психологии. Инженерная психология и психология труда...13
Глава 2. Психология человека…………………………………………….16
2.1. Личность……………………………………………………….................16
2.2. Темперамент и характер………………………………………………...18
2.3. Познавательные процессы личности….………………………………..20
2.4. Эмоционально волевые свойства личности……………………………24
Глава 3. Психология профессиональной деятельности……………..…27
3.1. Человек и профессия. Направления исследования человека в психологии профессиональной деятельности……………………………...27
3.2. Профессиографирование как метод изучения профессиональной деятельности …………………………………………………………………30
3.3. Психологические признаки и психологические регуляторы труда…..32
3.4. Профессионально важные качества…………………………………….35
РАЗДЕЛ 2.
ЧЕЛОВЕК КАК УЧАСТНИК ТРУДОВОГО ПРОЦЕССА…………....38
Глава 4. Основные этапы развития субъекта труда……………………38
4.1. Человек как субъект труда. Этапы развития субъекта труда…………38
4.2. Кризисы профессиональной жизни…………………………………….40
4.3. Функциональные состояния человека в труде…………………………42
4.4. Методы управления функциональными состояниями…………….…..47
Глава 5. Трудовая мотивация и удовлетворенность трудом………….49
5.1. Потребности и мотивы личности……………………………………….49
5.2 Классификация потребностей и виды мотивации……………………..51
5.3. Трудовая мотивация ……………………………………………………54
5.4. Основные теории трудовой мотивации и удовлетворенность трудом.56
Глава 6. Целеполагание и планирование в профессиональной деятельности…………………………………………………………………61
6.1. Психологическая система трудовой деятельности……………………61
6.2. Мотивационный процесс как основа целеполагания………………….62
6.3. Критерии эффективности целеполагания……………………………...64
6.4. Разработка программы реализации цели……………………………….67
Глава 7. Профессиональная коммуникация…………………………….70
7.1. Психология общения…………………………………………………….70
7.2. Обмен информацией и коммуникативные барьеры………………..….73
7.3. Общение как взаимодействие (интеракция)……………………….…..75
7.4. Межличностное восприятие и построение имиджа…………………..78
Глава 8. Психология конфликта……………………………………….…81
8.1. Конфликт как особая форма взаимодействия……………………….…81
8.2. Классификация конфликтов…………………………………………….82
8.3. Условия конструктивного разрешения конфликтов ………………….83
8.4. Профессиональные конфликты…………………………………………87
Глава 9. Психология совместного труда…………………………………89
9.1. Признаки группового субъекта труда…………………………………..89
9.2. Способ организации совместной деятельности………………………..90
9.3. Психология группы……………………………………………………...92
9.4. Особенности совместимости членов группы…………………………..97
Глава 10. Психология управления………………………………………...99
10.1. Управление как социальный феномен………………………………..99
10.2. Предмет науки управления…………………………………………...101
10.3. Основные управленческие культуры: характерные черты и особенности………………………………………………………………….103
10.4. Основные функции управленческой деятельности…………………104
РАЗДЕЛ 3.
ПСИХОЛОГИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………………….. 106
Глава 11. Трудовая деятельность и проблема изучения несчастных случаев………………………………………………………………………106
11.1. Психология безопасности труда…………………………...………..106
11.2. Роль человеческого фактора в производственном травматизме…...107
11.3. Опасные действия руководителя и работников в процессе труда....110
11.1. Человеческий фактор в безопасности труда………………………..113
Глава 12. Психология риска и безопасность труда……………………115
12.1. Природа риска и проблемы безопасности…………………………..115
12.2. Типы риска и особенности принятия решения в условиях неопределенности…………………………………………………………..118
12.3. Принятие решений по обеспечению безопасности труда………….119
12.4. Факторы, регулирующие поведение человека в ситуациях риска...122
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………...…………...124Психологический практикум «Профессиональное целеполагание».....124
Психологический практикум «Решение конфликтов».……………..…130
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...137
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….138
ВВЕДЕНИЕ
Проблема подготовкикомпетентного инженера-химика-технолога – многоаспектна. Под психологической компетенцией инженера мы понимаем способность применять психологические знания, умения в области техники и технологий для успешной практической инновационной, инженерной деятельности. Учебное пособие «Основы психологии» предназначено для студентов технических специальностей. В основе курса лежит междисциплинарный подход, включающий:
· индустриальную деятельность инженера (инженер – субъект, занятый преимущественно знаковой деятельностью, направленной на исследование, эксплуатацию, усовершенствование и разработку технических объектов или организацию производства, основанную на использовании научно-технических знаний и средств умственного труда);
· психологию человека труда (когнитивные функции, эмоционально-волевую сферу, сенсомоторику, психомоторику, психофизиологию).
В содержании пособия включены три модуля «Психология человека и его профессиональная деятельность», «Человек как участник трудового процесса», «Психология безопасности профессиональной деятельности». В пособие включен достаточно ёмкий блок по развитию психологической, личностной компетентности студентов, необходимой для дальнейшего успешного вхождения в профессиональную среду – основы психологии управления, развития навыков делового общения, планирование карьеры.
Таким образом, учебное пособие «Основы психологии» способствует развитию профессиональной компетентности и включает знания особенностей взаимоотношения субъекта труда с компонентами деятельности и ее функциональным обеспечением.
РАЗДЕЛ 1. Психология человека и его профессиональная деятельность
Глава 1. Общая характеристика психологии как науки