Специфика групповой психотерапии
Исследования специфики групповой психотерапии можно разделить на две основные группы. Во-первых, они концентрируются на выяснении вопроса о том, вызывает ли психотерапия специфические изменения у пациентов, и, во-вторых, описывают явления, происходящие в группе, особенно в ее структуре. Удивительно, что немногочисленные эмпирические исследования, где групповая психотерапия сравнивается, например, с индивидуальной, определяют общую эффективность каждого из этих методов, не анализируя различий в отдельных областях или изменениях в функционировании пациентов [Parloff M. et al., 1978; Frank J., 1980]. Таким образом, выполненные ранее исследования предоставляют лишь незначительную информацию о специфичности действия групповой психотерапии.
Исследования процесса групповой психотерапии в последние годы сосредоточились на установлении значения таких явлений, как сплоченность группы, самораскрытие и получение обратной связи. Исследования
J. Frank (1957) и I. Yalom (1966) указали на существенную роль большей сплоченности в целях получения полезных результатов — изменений в области социального функционирования, уменьшения симптомов и изменения черт личности. Это, вероятно, объясняется тем, что члены более сплоченных групп более активны, реже пропускают занятия группы, реже прерывают свое участие в групповой психотерапии.
Значение явления «раскрытия себя» в процессе работы группы ее членами не было однозначно подтверждено. Представление обратной связи участниками групп имеет определенное значение, особенно когда это — информация позитивного содержания [Kaul Т., Bednar R., 1978]. При исследовании тематики занятий группы оказалось, что при сравнении групп, в которых обсуждались события «здесь и теперь», с группами, в которых анализировалось главным образом прошлое «там и тогда», лучшие результаты установлены в группах, которые занимались обоими видами событий [Abramowitz S., Jackson J., 1974].
Не подтверждено, что превышение определенного числа занятий (30—40) приносило бы большую пользу [Rosenthal D. et al., 1958; Pruit W., 1974].
Более полезной для повышения эффективности групповой психотерапии оказалась предварительная подготовка пациентов к этому виду лечения. Пациенты, которые получали перед началом групповой психотерапии различную информацию, принимали участие в занятиях (разыгрывание ролей, вводный тренинг поведения в группе, просмотр фильмов о групповой психотерапии), показали лучшие результаты после лечения [Bednar R., Lawlis F., 1971; Strupp H., 1973].
Исследовался также вопрос о том, приводила ли групповая психотерапия к более полезным результатам в зависимости от вида нарушений. В целом лучшие результаты были достигнуты в группах, в которых участвовали пациенты с непсихотическими нарушениями. Лучшее социальное функционирование, в том числе улучшение результатов в учебе, меньшее число дисциплинарных проступков и т. д. отмечено в группах несовершеннолетних [Gersten С., 1951; Taylor A., 1967; Frank J., 1980]. Не подтверждено появления специфических изменений у пациентов, больных алкоголизмом, которые лечились с помощью групповой психотерапии [Gallant D., 1968; McLauchlan J., 1972; Miller P. M., 1973].
R. Dies (1983), анализируя множество эмпирических исследований, отмечает, что лечение в группе осуществляется с помощью совершенно иных лечебных факторов, чем в случае индивидуальной психотерапии. В групповой психотерапии самые важные психотерапевтические факторы связаны с интеракциями членов группы, в индивидуальной — с отношением психотерапевт — пациент. У группового психотерапевта иные задачи, чем у индивидуального. Он должен построить такую структуру группы, которая облегчит терапевтические интеракции, путем подбора пациентов, предварительной подготовки их к участию в работе группы, концентрации на заданиях; создать условия, благоприятствующие научению в результате разработки целостной теоретической модели, объясняющей проблемы пациентов; уменьшить число абстрактных интеракций; предоставить положительные подкрепления; постоянно поддерживать оптимальные условия для научения. Здесь очень важно поведение психотерапевта: его непосредственные интеракции с членами группы, открытость и готовность к пониманию их чувств, избегания проявлений враждебности, навязываемых и критических конфронтации, поддержание контактов с членами группы. Условием научения является постоянное совершенствование структуры группы и ее норм.