Раздел 5. Социальная психология личности
Проводимый в психологии анализ общения и деятельности необходим, прежде всего, для того, чтобы понять законы развития их субъекта. Этим субъектом — субъектом познания, деятельности и общения — является общественный индивид – личность. Большое значение для разработки психологической теории личности имеет социальная психология, которая изучает статус и роли личности в различных общностях, межличностные отношения, интерперсональное восприятие, связи личности с группой. Это значение определяется тем, что личность здесь рассматривается в контексте явлений общественной психологии, что позволяет раскрывать целый ряд таких ее характеристик и таких феноменов, которые другими психологическими дисциплинами не обнаруживаются (в силу специфики их предмета, методов и задач).
В социальной психологии личности наряду со все большим дроблением тематики (изучаются коммуникативные характеристики, организаторские способности, направленность, ценностные ориентации личности) можно отметить и стремление представить личность в целом как индивидуальность с многоуровневой структурой (такой подход разрабатывался в трудах Б.Г. Ананьева, В.Н. Мясищева, В.А. Ядова, В.С. Мерлина, К.К .Платонова и др.), и попытки создать социально-психологическую типологию личности.
Проблема личности стоит в центре и философии и социологиии и этики и педагогики и генетики и т.д. Комплексный подход предусматривает вовлечение всех дисциплин.
В социологии личность рассматривается как представитель определенной. социальной группы, как социальный тип, продукт общественных отношений, деперсонифицированная личность.
В социальной психологи в основе понимания личности лежит характеристика социального типа личности как специфического образования, продукта социальных обстоятельств, ее структуры, совокупности ролевых функций личности, их влияния на общественную жизнь. Социальные психологи концентрируют свое внимание на общей массе людей, на том, как в целом люди оценивают друг друга и влияют друг на друга. Они задаются вопросом, каким образом социальные ситуации могут большинство людей заставить поступать гуманно или жестоко, быть конформным или независимым и так далее.
5.1. Социализация личности
Понятие социализации впервые было описано в конце 40-х – начале 50-х гг. в работах американских психологов и социологов (А. Парк, Д. Доллард, Дж. Кольман, В. Уолтер и др.). В традициях американской социологии это понятие раскрывается через термин «адаптация», который означает приспособление организма к условиям среды, к культурным, психологическим и социологическим факторам. В гуманистической психологии социализация представлена как процесс самоактуализации Я-концепции, самореализации личности, а субъект рассматривается как самостановящаяся и саморазвивающаяся система.
Еще в 30-е годы Л.С. Выготский говорил о социализации как о преобразовании интерпсихического в интрапсихическое в ходе совместной деятельности и общения. Согласно Л.С. Выготскому, переход от низших психических функций к высшим есть присвоение культуры индивидом.
Универсальными механизмами социализации являются интериоризация и экстериоризация, которые проявляются в ряде психологических механизмов, выполняющих защитную, регулятивную, самоактуализирующую функции.
Этнические особенности, связанные со способами социализации, подразделяют на витальные (биофизические), т.е. способы физического развития детей, вскармливание ребенка, характер питания, спортивные занятия, охрана здоровья и т.д. и ментальные (духовные).
Установлено, что вхождение в другую этническую группу, новую культуру сопровождается неприятными чувствами отверженности, дискомфорта, потерей статуса, друзей, раздражительностью, психосоматическими расстройствами. Наряду с этим имеют место и позитивные следствия перехода в новую этническую группу, например, когда создаются благополучные условия для развития личности и ее саморазвития.
Выделяют различные виды последствий межкультурных контактов:
1) геноцид — уничтожение противостоящей группы;
2) ассимиляция — постепенное добровольное или принудительное принятие обычаев, верований доминирующей группы, вплоть до растворения в ней;
3) сегрегация — курс на раздельное развитие групп;
4) интеграция — сохранение группами своей культурной идентичности при объединении в единое целое сообщество на новом значимом основании.
В результате человек становится «перебежчиком» или «шовинистом». «Маргинал» колеблется между двумя культурами, испытывая внутриличностный конфликт, путается в идентичности и в итоге не удовлетворяется требованиями ни одной из культур. Последний тип – «посредник» – синтезирует обе культуры, являясь их связующим звеном.
5.2. Развитие самосознания и формирование идентичности личности
В результате социализации у человека развивается самосознание, на основе которого складывается Я-концепция, являющаяся собой совокупность всех его представлений о различных сторонах своей личности и организма. Человек меняет роли, взрослеет, и для того, чтобы его самосознание было адекватным, ему надо постоянно корректировать представление о себе. В современной научной литературе все чаще встречается понятие «идентичность». Это не случайно: в контексте последних социальных изменений усиливается интерес к проблеме выбора, самовыражения. Решение каждой, даже незначительной жизненной проблемы вносит определенный вклад в достижение идентичности. По мере принятия все более разнообразных решений относительно себя и своей жизни развивается структура идентичности, повышается осознание своих сильных и слабых сторон, целенаправленности и осмысленности своей жизни.
В работах А. Ватермана акцентируется ценностно-волевой аспект развития идентичности20. А. Ватерман считает, что идентичность связана с наличием у человека четкого самоопределения, включающего выбор целей, ценностей и убеждений, которым человек следует в жизни. Цели, ценности и убеждения А. Ватерман называет элементами идентичности. Они формируются в результате выбора среди различных альтернативных вариантов в период кризиса идентичности и являются основанием для определения жизненного направления, смысла жизни.
Ватерман выделяет четыре сферы жизни, наиболее значимые для формирования идентичности: 1) выбор профессии и профессионального пути; 2) принятие и переоценка религиозных и моральных убеждений: 3) выработка политических взглядов; 4) принятие набора социальных ролей, включая половые роли и ожидания к отношении супружества и родительства.
Типы идентичности.В статусной модели Дж. Марсиа выделяются четыре состояния (статуса) идентичности. Для исследования идентичности Дж. Марсиа разработал метод полуструктурированного интервью. На основе анализа магнитофонной записи интервью группа экспертов приписывала индивиду один из следующих статусов идентичности.
Достигнутая идентичность. Этим статусом обладает человек, прошедший период кризиса и самоисследований и сформировавший определенную совокупность личностно значимых для него целей, ценностей и убеждений. Такой человек знает, кто он и чего он хочет, и соответственно структурирует свою жизнь.
Таким людям свойственно чувство доверия, стабильности, оптимизм в отношении будущего. Осознание трудностей не уменьшает стремления придерживаться избранного направления. Свои цели, ценности и убеждения такой человек переживает как личностно значимые и обеспечивающие ему чувство направленности и осмысленности жизни.
Мораторий. Этот термин вслед за Э. Эриксоном Дж. Марсиа использует по отношению к человеку, находящемуся в состоянии кризиса идентичности и активно пытающемуся разрешить, его, пробуя различные варианты. Такой человек постоянно находится в состоянии поиска информации, полезной для разрешения кризиса (чтение литературы о различных возможностях, беседы с друзьями, родителями, реальное экспериментирование со стилями жизни). На ранних стадиях такого поиска человек переживает чувства радостного ожидания, любопытства.
1. Преждевременная идентичность. Этот статус приписывается человеку, который никогда не переживал состояния кризиса идентичности, но тем не менее обладает определенным набором целей, ценностей и убеждений. Содержание и сила этих элементов идентичности могут быть такими же, как у достигших идентичности, различен же процесс их формирования. У людей с преждевременной идентичностью элементы формируются относительно рано в жизни не в результате самостоятельного поиска и выбора, а в основном вследствие идентификации с родителями или другими значимыми людьми. Принятые таким образом цели, ценности и убеждения могут быть сходными с родительскими или отражать ожидания родителей.
2. Диффузная идентичность. Такое состояние идентичности характерно для людей, которые не имеют прочных целей, ценностей и убеждений и которые не пытаются активно сформировать их. Они или никогда не находились в состоянии кризиса идентичности, или оказались неспособными решить возникшие проблемы. При отсутствии ясного чувства идентичности люди переживают ряд негативных состояний, включая пессимизм, апатию, тоску, ненаправленную злобу, отчуждение, тревогу, чувства беспомощности и безнадежности.
5.3. Социальные установки
В общей теории личности рассматривается вопрос соотношения потребностей и мотивов для выяснения механизмов, побуждающих человека к действию. По Узнадзе Д.Н. «установка является целостным динамическим состоянием субъекта, состоянием готовности к определенной активности, состоянием, которое обуславливается двумя факторами: потребностью субъекта и соответствующей объективной ситуацией». По замечанию Ф.В. Бассина, такое понимание установки как бессознательного исключает применение этого понятия к изучению наиболее сложных, высших форм человеческой деятельности.
Понятие, которое в определенной степени объясняет выбор мотива, есть понятие социальной установки. В западной психологии для обозначения понятия социальной установки используется термин «аттитюд». Исследования аттитюдов – целая «эпоха» в американской социальной психологии ХХ в. Процесс изучения установок в США Шихирев делит на 4 периода: а). введение термина 1918 г. 40 год – бурный рост исследований; б). 40–50-е годы упадок исследований из-за затруднений и тупиковых позиций; в). 50–60-е гг. возрождение интереса с одновременным признанием кризиса; г). 70-е гг. застой связанный с обилием противоречивых фактов.
Г. Олпорт насчитал 17 определений аттитюда, однако, несмотря на разницу, аттитюд понимался всеми как:
ü определенное состояние сознания и нервной системы;
ü готовность к реакции;
ü возникающее на основе предшествующего опыта;
ü оказывающее направляющее и динамическое влияние на поведение.
Г. Олпорт отмечает три источника этого термина: а). лабораторные исследования моторных, перцептивных, ментальных и т.п. установок;
б). описанная Фрейдом динамика бессознательного; в). социологические исследования (в 1918 г. проведено первое исследование установок Томаса и Знанецкого, посвященное адаптации польских крестьян в Америке и Европе)
Установки имеют три измерения: когнитивное, аффективное и поведенческое (М. Смит).
1. Когнитивное – мнение, убеждения, которых мы придерживаемся относительно тех или иных предметов, событий или людей и которые позволяют нам судить, что является истинным, правдоподобным или возможным, что является хорошим или плохим.
2. Аффективное – положительные или отрицательные эмоции, связанные с этими убеждениями, они придают установке эмоциональную окраску и ориентируют действие, которое совершает человек.
3. Поведенческое – реальное поведение, продиктованное установками человека.
Например, если женщина кажется мужчине образованной (когнитивная составляющая), а мужчине нравится обсуждать какие-то интеллектуальные темы (аффективная составляющая), то он стремится искать ее общество (поведенческая составляющая).
Наибольшую известность в американской социальной психологии приобрел эксперимент Р. Лапьера. В 1934 г. Лапьер с двумя студентами-китайцами посетили 252 отеля США и во всех кроме одного встретили нормальный прием. Разослав письма в 251 отель, с просьбой могут ли они надеяться вновь на гостеприимство, ответ пришел из 128, только в одном – согласие. В 52% писем содержался отказ, в остальных уклончивые формулировки. «Парадокс Лапьера» привел к кризису изучения установок.
В дальнейшем М. Рокич высказал предположение, что у человека существует одновременно два аттитюда: на объект и на ситуацию.
Д. Кац и Стотланд пришли к выводу, что аттитюды преимущественно либо аффективны, либо когнитивны, либо в основном обеспечивают поведенческую готовность.
Основная причина тупика в изучении аттитюдов — неясность методологических позиций и прежде всего эклектичность представления о самой сущности личности. Так в широко известной статье Д. Каца содержится наиболее полный перечень функций аттитюда, а сгруппирован он по разным основаниям:
Ø инструментальная или утилитарная выражает приспособительные тенденции (бихевиоризм);
Ø эго-защитная исследуется фрейдистами;
Ø функция выражения ценностей — гуманисты, авторы теорий самореализации и самовыражения;
Ø функции знания — когнитивисты, стремление к смысловому упорядочиванию мира.
5.4. Методы исследования установок. Изменение установок
Один из первых методов изучения установок – «шкала социальной дистанции» — был предложен Э. Богардусом в 1925 г. Шкала предназначалась для определения степени приемлемости другого человека как представителя определенной национальности:
1) до тесного родства посредством брака;
2) до членства в моем клубе как личного друга;
3) до проживания на моей улице как соседа;
4) до работы по моей профессии;
5) до гражданства в моей стране.
Такого рода «термометр» позволял измерять и сравнивать между собой аттитюды к разным национальностям.
Практика первой половины столетия дала основания для операционального определения аттитюдов, которое вошло в историю: «интенсивность позитивного или негативного воздействия, оказываемого психологическим объектом». По Терстоуну, психологическим объектом могли быть любой символ, человек, лозунг, фраза или идеи, способные вызвать эмоциональный отклик. Для измерений часто применялся анкетный опрос (шкалы Терстоуна) и вербальные самоотчеты.
Чтобы повышать достоверность прогнозов, исследователи вместо вопросов «согласны ли вы, что…» («да» – «нет») переходят к хитрым косвенным вопросам. Среди них выделяются две большие категории: признаки проективного типа и признаки, основанные на избирательном нарушении психических процессов. Типичным представителем первой группы является ТЕСТ ТЕМАТИЧЕСКОЙ АППЕРЦЕПЦИИ (ТТА), где испытуемый должен интерпретировать рисунки не вполне определенного содержания. Стандартный набор включает 19 карточек с неприличными по содержанию черно-белыми картинками и одну пустую карточку. Испытуемого просят составить рассказ, объяснив, что привело к изображаемому событию, что случилось в данный момент, что чувствуют и думают герои, и чем все кончится. При обработке важен не количественный, а качественный анализ, включающий целый ряд личностных параметров.
Изменение аттитюдов – большой, хорошо структурированный и насыщенный эмпирическими исследованиями раздел социальной психологии. Особое внимание уделялось изучению националистических аттитюдов. Выяснилось, что предубеждения зарождаются в детстве по ходу развития способности к дифференциации стимулов. Они проявляются в ограничении контактов и последующем отвержении групп «они» и их символов. Только значительно позднее усваивается сложившееся в определенной культуре и обоснование предрассудка.
Обнаружение описанной последовательности позволило изменить методы профилактики: вместо того чтобы разъяснять младшим школьникам необоснованность националистических предрассудков, учитель демонстрировал пагубность дискриминации. Несколько дней подряд он всячески третировал и унижал брюнетов, хотя, разумеется, не они выбрали себе цвет волос и последний никак не связан с такими качествами, как честность, ум, доброта. Когда дети на себе ощутили несправедливость такого обращения, учитель переключался на блондинов, находил новые основы дифференциации, пока, наконец, класс единодушно не поднимался против всякой дискриминации.
Установки – продукт влияний, которым подвергается человек с самого раннего детства, это результат его личного опыта и взаимодействия с другими людьми. В детстве очень многие установки развиваются в соответствии с родительской моделью. Свою окончательную форму они приобретают между 12 и 30 годами. Между 20 и 30 годами установки «кристаллизуются». После этого установки меняются с большим трудом.
5.5. Поведение и установка.
Установки и одобряемое поведение в обществе могут расходиться. Чтобы показать каким образом люди будут стараться сохранить свои убеждения и гармонию в системе своих убеждений, были предложены различные теории.
1. Теория когнитивного соответствия (Хайдер)
У человека существует склонность отыскивать такие установки, которые могли бы поддержать на высоком уровне гармоничные отношения и «равновесие» между ними и другими людьми, и, наоборот, избегать таких установок, которые могли бы привести к нарушению этой гармонии. Гармоничность в системе убеждений человека будет тем выше, чем больше общих взглядов он разделяет с другим человеком, к которому он испытывает привязанность.
2. Теория когнитивного диссонанса (Фестингер)
Основные положения: существование диссонанса в когнитивной системе переживается как дискомфорт и побуждает индивида: 1) осуществить такие изменения, которые бы ослабили диссонанс; 2) избегать ситуаций и информации, которые могли бы привести к усилению диссонанса. Эти две тенденции – прямая функция величины диссонанса в системе: чем острее диссонанс, тем больше потребность в изменении. Диссонанс зависит от важности когниций и числа элементов, включенных в диссонансные отношения.
Методы смягчения (ослабления) возникающих диссонансов: а). изменить один или более когнитивный элемент; б). добавить новые компоненты в пользу одной из сторон; в). придавать элементам не столь важное значение, как обычно; г). искать информацию, способную смягчить диссонанс, создать консонанс; д) исказить или переориентировать имеющуюся информацию. (Человек может снять диссонанс, бросив курить или же отвергать суждения о вреде курения, или добавить новые когнитивные компоненты, перейдя на сигареты с фильтром, или ослабить другие: «кто не курит и не пьет, тот здоровеньким помрет», или накопить консонантные примеры о том, что «многие курят и ничего», «кто бросил курить, толстеет, а это тоже вредно». Или поставить под сомнение угрожающую информацию. Так, лекцию о вреде курения люди воспринимали как «неубедительную» тем чаще, чем больше сами употребляли сигарет. Аналогично изменение отношения учащихся к воспитательным беседам учителей в зависимости от собственного пристрастия к алкоголю.
В серии экспериментов взрослые угрожали детям наказанием, если они будут трогать интересную игрушку. Те, кто воздерживался от игры с нею, стремились умалить в своих глазах достоинства этой игрушки. Так они сокращали степень диссонанса. Однако те дети, для которых повиновение авторитету взрослых является частью самосознания, самопределения, отказываясь от игрушки, вообще не испытывали диссонанса. Пример доказывает важность моральных принципов в самосознании человека.
Типичный случай – «раскаяние покупателя» (новобрачного): диссонанс заключается в том, что следовало сделать другой выбор. Диссонанс достигает наибольшей величины, если решение особенно важно для человека, если привлекательность избранной альтернативы не очевидно, а отвергнутая имеет явные преимущества. Когда кто-то восхищается покупкой, диссонанс уменьшается.
Диссонанс – субъективная переменная, т.е. целиком зависит от когнитивной системы данного индивида. Наибольшее влияние оказывает когнитивный диссонанс, затрагивающий Я-концепцию.
3. Диспозиционная концепция (В.А. Ядов)
Ядов В.А. является автором диспозиционной концепции регуляции социального поведения личности. Установки связаны с потребностями. Диспозиционная концепция основывается не на разделении потребностей по источнику формирования (биогенные и социогенные, что ближе к Маслоу), а по направленности — как потребности физического и социогенного существования людей. В этом отношении собственно человеческие, т.е. надбиологические потребности можно структурировать по уровням присвоения индивидом социальных форм деятельности. Основанием является последовательное расширение границактивностиличности, источник которой со стороны субъекта — потребность в достижении двух противоположных целей: слияния с социумом и выделения своего «Я» в качестве автономной единицы. Они следующие:
Ø первичное включение в ближайшее семейное окружение;
Ø в многочисленные малые группы;
Ø в области производственной и непроизводственной деятельности;
Ø в целостную социальную систему.
Человек обладает сложной системой установочных или диспозиционных механизмов регуляции социального поведения. Исходя из различных ситуаций, возможны установки (диспозиции) разного уровня.
1. Низший уровень – элементарные фиксированные установки. Они формируются на основе витальных потребностей и в простейших ситуациях.
2. Социальные фиксированные установки. Это аттитюды. Ситуации –условиях группового общения.
3. Базовые социальные установки: нормативно-ролевые, установки на способ действия, имеющие место в сфере труда, быта, досуга, профессии.
4. Ценностные ориентации, связаны с общими социальными условиями жизни данного индивида, с его мировоззрением.
Ценности.Существует многозначность понятий «ценность» и «ценностные ориентация». В философии есть специальный раздел, который занимается ценностями – аксиология. В социологии – это проблема общесоциальных регулятивных механизмов, где ценности общества рассматриваются как элементы общественного сознания и культуры, выполняющие по отношению к личности нормативные функции; в социальной психологии – это сфера исследования социализации индивида, его адаптации к групповым нормам и требованиям, а в общей психологии – изучение высших мотивационных структур.
Одним из первых исследователей ценностей был глава социологической школы Э. Дюркгейм (1858 – 1917), профессор кафедры социологии и педагогики в Бордо и Сорбонне, философ. В его книге «Самоубийство» содержится много материалов, свидетельствовавших, что в городах самоубийств больше, чем в сельской местности, среди протестантов больше, чем среди католиков, среди офицеров больше, чем среди солдат, среди одиноких больше, чем среди семейных. Он сделал фундаментальное наблюдение о том, что состав индивидов, образующих общество, из года в год меняется, а число самоубийств, тем не менее, остается постоянным до тех пор, пока не изменится само общество.
Дюркгейма изучал «коллективные представления» – продукт обширной кооперации, которая развивается не только в пространстве, но и во времени. Именно состоянием «коллективных представлений» объясняется динамика самоубийств. Меньше всего самоубийств там, где установлены строгие границы стремлениям и поступкам индивидов, а члены группы солидарно поддерживают эти установления. Где рушатся нормы (анемия), там поведение становится разрушительным и саморазрушительным. Меньше всего самоубийств в тех группах, где выше сплоченность участников и устойчивее их коллективные представления, существуют четкие моральные правила.
Дюркгейм по праву считается основателем социологии религии. Он показал, что Зевс, Яхве или клановый тотем требуют от человека именно того, что надо обществу, – отказа от собственных интересов, жертвы и подчинения. Являясь «высшей формой коллективных представлений», религия объединяет людей на основе общих ценностей, обеспечивает интеграцию как общества, так и личности.
Ценности способствуют интеграции общества, поскольку каждый знает, что ценят, к чему стремятся «все люди», он знает, чего можно от них ожидать, он прогнозирует их поведение и соответственно строит свое. Общество, которое очень высоко ценит человеческую жизнь, будет иметь сильные нормы, осуждающие убийства и причинение вреда другим людям.
Классическим считается определение К. Клахона: ценность – это явное или неявное, различаемое в индивиде или характерное для группы представление о желательном, которое влияет на выбор из возможных вариантов, типов, средств и целей действия. Ценностей немного, но число вариаций в ценностной системе вполне достаточно, чтобы объяснить различия между культурами, институтами.
Библиографический список
1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. — М.: Изд-во МГУ, 1990.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994.
3. Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. — М.: Изд-во МГУ, 1984.
4. Крижанская Ю.С., Третьяков В.П. Грамматика общения. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1990.
5. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: Изд-во МГУ, 1991.
6. Майерс Д. Социальная психология. — СПб.: Питер, 1997.
7. Общение и оптимизация совместной деятельности / Под ред. Г.М. Андреевой, Я. Яноушека.— М.: Изд-во МГУ, 1987.
8. Пайнс Э, Маслач К. Практикум по социальной психологии. – СПб: Питер, 2000.
9. Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.: Изд-во МГУ, 1989.
10. Социальная психология личности в вопросах и ответах / Под ред. В.А. Лабунской — М.: Гардарики, 1999.
11. Шихирев П.Н. Современная социальная психология. – М.: Академический проект, 1999.
12. Шибутанин Т. Социальная психология. – М.: Гардарики, 1999.
13. Хрестоматия по Социальная психология в трудах отечественных психологов – СПб: Питер, 2000
14. Социальная психология: Хрестоматия / Составитель И.М. Марковская. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2000.– 101 с.
[1] Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история.— М.: Наука, 1979. — 6 с.
[2] Андреева Г.М. Социальная психология. — М.: Наука, 1994. — 7 с.
3 Социальная психология /Под ред. Е.С.Кузьмина, В.Е.Семенова. — Л.: ЛГУ, 1979. – 65 с.
4 Цит. по Шихиреву П. Современная социальная психология. – М.: Академический проект, 1999. — 39 с.
5 Ковалев А.Г. О социальной психологии / Вестник ЛГУ. Экономика, философия, право. — 1959. — №22. — С.70–81.
6 Андреева Г.М., Богомолова Д.Д., Петровская Л. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). – М.: Изд-во Моек. ун-та, 1978. – С. 6–45.
7 Герген К. (1998). Социальная психология как история [WWW-документ] URL http://www.nsu.ru/psych/internet/bits/gergen1_1.htm
8 Дилигенский Г.Г. Некоторые методологические проблемы исследования психологии больших социальных групп / Методологические проблемы социальной психологии. — М.: Наука, 1975. — 198 с.
9 Шихирев П. Современная социальная психология. — М.: Академический проект, 1999 — С. 269–270.
10 Лебон Г. Психология народов и масс. — С-Пб.: Макет, 1995. — С. 156–185.
11 Цит. по Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты. — М.: МГУ, 1991.
12 Сидоренко Е.В. Психодраматический и недирективный подход в групповой работе людьми. – Санкт-Петербург, Питер, 1995.
13 Приводится по Беннис У., Шепард Г. Теория группового развития // Современная зарубежная социальная психология. Тексты / Под ред. Г.М.Андреевой, Н.Н.Богомоловой, Л.А.Петровской. – М.: Москита, 1984. – С. 142–161.
14 Донцов А.И. Психология коллектива. Методологические проблемы исследования. – М.: Моск. ун-та, 1984. – С. 39–61.
15 Кратохвил С. Групповая психотерапия неврозов. — Прага, Авиценум, 1978.
16 Д.В.Ньюстром, К.Дэвис. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте. – СПб.: Питер, 2000 — 183 с.
17 Этот раздел приводится по книге Кричевск.ийР.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы. – М.: Моск. ун-та, 1991, – С. 168–192.
18 Гаврилова Т.П. Понятие эмпатии в зарубежной психологии // Вопросы психологии. – 1975.– №2 — 150 с.
19 Петровская Л.А. Компетентность в общении. — М.: МГУ, 1989.
20 Антонова Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии // Вопросы психологии. 1996. — №1. – С. 131–143.