I блок iv. пальчиковая гимнастика

Данные упражнения можно разнообразить и усложнять от этапа к этапу любыми играми с пальчиками, учить детей рассказывать сти­хотворения и сказки руками, ногами, глазами, телом, поиграть в пантомиму и другие интересные игры.

Ф «Пальчики здороваются». Одна рука на поясе, другая согнута в локте на уровне груди. Подушечки пальцев соприкасаются и нажима­ют («здороваются») друг на друга: 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2. Сначала работает ведущая рука, потом неведущая, затем обе руки сразу. То же самое можно повторить, нажимая и на подушечку пальчика, и на его ноготь. Дети обязательно должны проговаривать свои действия: «Здравствуй, пальчик» или «Здравствуй, большой (указательный, средний, безымянный, мизинец) пальчик».

На втором и третьем этапах движения носят реципрокный харак­тер: а) попеременно «здороваются» то 1-й и 2-й пальцы правой руки, то — левой; то же с остальными парами пальцев; б) одновременно «здороваются» 1-й и 2-й пальцы правой руки и 1-й и 5-й — левой (то есть пальцы одной руки «приветствуют» друг друга от мизинца к боль­шому пальцу, а другой — от большого к мизинцу).

Ф «Ладушки». Русский народный вариант игры желательно про­водить вместе с проговариванием стихотворений. На втором и третьем

Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет____________________ *65

этапах можно добавить к известным движениям хлопки «локоть о ло­коть» или «нога о ногу».

Ф «Змейки». Ребенок смотрит на свои руки и совершает волно­образные движения пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Сначала «змею» изображает большой палец веду­щей руки, остальные пальцы в кулаке, затем подключается указатель­ный и так далее, пока вся кисть не будет совершать волнообразные движения пальцами. Это можно сопровождать любыми шипящими звуками. На втором и третьем этапах данное упражнение усложняется реципрокным характером выполнения (варианты аналогичны упраж­нению «Пальчики здороваются»).

Л «Крестики*. Скрещивание указательных и средних пальцев, сначала на одной руке, потом на другой, затем на обеих одновременно.

Ф «Ножницы». Раздвигать и соединять указательные и средние пальцы, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе, одновременно.

0 «Щелчки». Щелканье пальцами, сначала одной рукой, потом другой, затем обеими вместе. На втором и третьем этапах во всех уп­ражнениях добавляется двуручное попеременное выполнение. Движе­ния пальцами сопровождаются цоканьем языка, приговариванием «чик-чик» и т.п.

Ф «Клешня краба». Средний палец накладывается на указатель­ный и зажимает его, безымянный кладется на средний, мизинец на безымянный. Затем соединить большой палец со скрещенной комби­нацией из пальцев, и получается клешня краба. Сначала одна, затем другая «клешня», а потом обе одновременно хватают все вокруг. На следующих этапах двуручное «кусание» выполняется попеременно. Движения пальцами можно сопровождать любыми звуками, которые ассоциируются у ребенка с крабом.

Блок V. «Глазодвигательный репертуар»

Упражнения вводятся в коррекционный курс в начале (середи­не) 2-го этапа.

При выполнении этих упражнений голова всегда фиксирована. Каждое из движений выполняется 1) на расстоянии вытянутой руки, 2) на расстоянии локтя и, наконец, 3) около переносицы. Последо­вательно лежа, сидя и стоя, в медленном темпе (от 3 до 7 секунд), с фиксацией в крайних положениях.

466 Часть III. Дидактические материалы

При отработке глазодвигательных упражнений для привлечения внимания ребенка рекомендуется использовать какие-либо яркие предметы, мячик, маленькие игрушки и т.д. В начале их освоения ре­бенок следит за предметом, перемещаемым взрослым, затем — за своей рукой, которую передвигает взрослый. Наконец, передвигает его самостоятельно, держа сначала в правой, потом в левой, а затем обеими руками вместе. В грубых случаях несформированности глазодви­гательных функций необходимо выполнять описываемые упражнения с сопротивлением движению рук ребенка со стороны взрослого.

Обязательно следите за плавностью движения взгляда и его ста­бильным удержанием на предмете. Тем областям в поле зрения ребен­ка, где происходит «соскальзывание» взгляда, следует уделить допол­нительное внимание, «прорисовывая» их несколько раз, пока движе­ние и удержание не станут устойчивыми.

Ф Отработка движений глаз по четырем основным (вверх, вниз, направо, налево) и четырем вспомогательным направлениям (по диагоналям); к себе (сведение глаз к центру) и от себя.

Л Слежение за предметом, перемещаемым по воображаемому контуру круга, овала, треугольника, квадрата, восьмерки, знака бес­конечности, синусоиды и т.д.: на расстоянии вытянутой руки, на расстоянии локтя и около переносицы.

& Взрослый «рисует в воздухе» перед ребенком различные вер­тикальные, горизонтальные и кривые линии, фигуры, буквы, циф­ры и т.д., которые ребенок должен отследить, опознать, нарисовать в воздухе (вместе с педагогом и самостоятельно), на бумаге, назвать.

Ф Рисование в воздухе перед собой знака бесконечности оо (центр знака — напротив переносицы). Сначала взрослый плавно пе­редвигает одну руку ребенка, начиная из центра вверх, обводя три раза воображаемый знак бесконечности. Ребенок должен вниматель­но следить за кончиками пальцев своей руки, не мигая, не отводя взгляда и не задерживая дыхания. Затем то же — другой рукой и дву­мя руками, сцепленными в замок. Далее можно варьировать размеры знака и то расстояние, на котором он «рисуется».

Вариант этого упражнения: голова ребенка кладется на его вытя­нутую вперед и в сторону руку — «хобот». Стоя на слегка согнутых в коленях ногах, наклоняя туловище вслед за движением руки (работа­ет все тело) и концентрируясь на кончиках пальцев, ребенок рисует «хоботом» в воздухе большой знак бесконечности. Затем этот же знак рисуется другой рукой и двумя сцепленными руками (голова прямо).

Программа 3. Курс занятий с детьми 4—7 лет____________________ 467

Л Руки вытянуты вперед (свободно или сжатыми в кулаки, большой палец вытянут). Все вышеописанные движения глаз сочета­ются с одновременным, аналогичным движением рук в ту же сторо­ну, что и глаза, затем в противоположную. То же со ступнями ног в положении лежа и сидя.

Ф Все вышеописанные движения глаз сочетаются с одновремен­ным, аналогичным движением языка в ту же сторону, что и глаза, затем в противоположную.

После того как эти упражнения освоены, можно попытаться со­вместить их с движениями языка. Сначала глаза и язык двигаются за предметом в одну сторону, затем глаза следят за предметом, а язык поворачивается в противоположную сторону. При этом следует обра­тить особое внимание на то, что движения глаз и языка должны быть одновременными, а не последовательными.

Наши рекомендации