Механизмы психологической защиты

Контрольная работа

студента

Кудрявцева Екатерина Ивановна

курс – 1

группа: «ДЗ»

специальность:

44.02.01 Дошкольное образование

Научный руководитель:

Москвичева М.Г., преподаватель

психологии.

 
  Механизмы психологической защиты - student2.ru

Дата:________________________

Оценка:_____________________

Руководитель:________________

Оршанка

Содержание

Введение…………………………………………………………..…..…3

1. Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда………4

2. Механизмы психологической защиты……………………………..5

Заключение……………………………………………………….……...7

Список литературы…………………………………………………...…8

Введение

Психологическая защита — система механизмов, направленных на минимизацию отрицательных переживаний, связанных с конфликтами, которые ставят под угрозу целостность личности.

Все люди подвержены влиянию факторов внешней и внутренней среды, которые отрицательно сказываются на психике человека. С помощью механизмов психологической защиты человек всегда охранял и защищал свою психику от нагрузки. Механизмами защиты пользуется и современный человек

В данной работерассматривается механизмы психологической защиты. Для того чтобы достичь поставленной цели, необходимо решить несколько задач, а именно:

— раскрыть понятие психологической защиты,

— рассмотреть механизмы психологической защиты

Понятие психологической защиты в концепции З.Фрейда

Психологическая защита — это система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций она использует специальные механизмы: отрицание, вытеснение, проекцию, замещение, сублимацию, регрессиюи другие.

Впервые З.Фрейд обратился к понятию психологической защиты в работе “Нейропсихология защиты” (1894). Фрейд предложил следующую концепцию личности. Психический аппарат индивида делится на три области.

1. «Оно»(Ид) – бессознательная инстинктивная область импульсов и инстинктов, которые стремятся к удовлетворению, подчиняясь принципу удовольствия.

2. «Я» (Эго)– cознательная область. Основная задача «Я» – цензура над импульсами, исходящими из области «Оно». Для этой цензуры «Я» использует механизмы психологической защиты.

3. «Сверх Я» ( Супер Эго) – социальная подструктура, формирующаяся в процессе воспитания личности в обществе(преимущественно в период раннего детства)и включающая социальные нормы, принятые в данном обществе и усвоенные данным субъектом. [2 с.86]

Механизмы психологической защиты

Защитные механизмы, помогают человеку справляться с тревогой путем выработки сознательной стратегии. Сами же защитные механизмы неосознаваемы и используются людьми в неравной степени и в любом сочетании. Ниже приведены некоторые защитные стратегии.

Вытеснение – наиболее универсальный способ избегания внутреннего конфликта путём активного выключения из сознания неприемлемого мотива или неприятной информации .Вытеснение представляет собой процесс «изгнания» из сознания и перевода в сферу бессознательного неприемлемых для индивида мыслей, воспоминаний, пере­ живаний, которые все равно продолжают оказывать влияние на его поведение, пе­ реживаясь в форме, тревоги, страха и т. п.[1,с.316]

Проекция – бессознательный перенос собственных чувств, желаний и влечений, в которых человек не хочет себе сознаться, понимая их социальную неприемлемость, на другое лицо .

Когда человек по отношению к кому-то проявил агрессию, у него нередко возникает тенденция понизить привлекательные качества пострадавшего .

Существуют различные типы проекций.( комплементарная, атрибутивная, симилятивная, Панглосс-Кассандра)

Замещение – перенос действия, направленного на недоступный объект, на действие с доступным объектом . Проявляется вспышками ярости, направленной на объект, не являющийся действительной причиной раздражения или аффекта. .

Отрицаниесводится к тому, что информация, которая тревожит и может привести к конфликту, не воспринимается .

Этот способ защиты вступает в действие при конфликтах любого рода, не требуя предварительного обучения, и характеризуется заметным искажением восприятия действительности . Отрицание формируется ещё в детском возрасте и зачастую не позволяет человеку адекватно оценивать происходящее вокруг, что, в свою очередь, вызывает затруднение в поведении .[4]

Регрессия - возврат на более раннюю стадию развития или к более примитивным формам поведения, мышления. Например, истерические реакции типа рвоты, сосания пальцев, детского лепета, излишняя сентиментальность, предпочтение «романтической любви» и игнорирование сексуальных отношений у взрослого человека идут в ход, когда «Эго» не в состоянии принять реальность такой, какая она есть. Регрессия, как и реактивные образования, характеризует инфантильную и невротическую личность.(3)

Сублимация (в букв. переводе — «возгонка») – один из защитных механизмов, представляющих собой подсознательную замену одной, запретной или практически не достижимой цели на другую, разрешенную и более доступную, способную хотя бы частично удовлетворить актуальную потребность. Классический пример сублимации – реализация агрессивных импульсов в силовых видах спорта (бокс, борьба и т.п.).[1,317]

Воздействие психологической защиты может способствовать сохранению внутреннего комфорта человека даже при нарушении им социальных норм и запретов, поскольку, снижая действенность социального контроля, она задаёт почву для самооправдания .

Если человек, относясь к себе в целом положительно, допускает в сознание представление о своем несовершенстве, о недостатках, проявляющихся в конкретных действиях, то он становится на путь их преодоления .

Только переводя неосознаваемые импульсы в сознание, можно достигнуть контроля над ними, приобретая большую власть над своими поступками и повышая уверенность в своих силах .

Заключение.

Зигмунд Фрейд сделал большой шаг в оценке и понимании развития человеческого общества. Он указывал, что основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. При этом необходимо отметить, что включение механизмов защиты сопровождается субъективным ощущением облегчения - снятия напряжения.

Механизмы психологической защиты универсальны, потому позволяют сохранить психическое равновесие практически в любой ситуации, спасая человека от нервного срыва.

Таким образом, механизмы психологической защиты – это способ борьбы «Я» против болезненных, непереносимых для субъекта переживаний

Список литературы

1. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы.» - СПб.:Питер,200

2. Крайг Г. «Психология развития» - СПб.:Питер,2001

3. Интернет-источник (http://www.studfiles.ru/preview/3283322/)

4. Фрейд З. Я и Оно: Сочинения. – М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

Наши рекомендации