Что же является предметом психологии?
На этот вопрос можно ответить двумя способами. Первый способ более правильный, но и более сложный. Второй – относительно формальный, но зато краткий.
Первый способ предполагает рассмотрение различных точек зрения на предмет психологии – так, как они появлялись в истории науки; анализ оснований, почему эти точки зрения сменяли друг друга; знакомство с тем, что, в конечном счете, от них осталось и какое понимание сложилось на сегодняшний день. Все это мы будем рассматривать в последующих лекциях (см. тему 4), а сейчас зафиксируем следующее: объектом психологии как науки выступает психика, предметом – основные закономерности порождения и функционирования психической реальности [11].
Чтобы составить предварительное представление о том, что такое «психика», рассмотрим психические явления и психологические факты – то, что психология выделила и включила в круг своего рассмотрения.
2.2.1. Психические явления и психологические факты
Под психическими явлениями обычно понимают факты внутреннего, субъективного опыта [2]. Обратите взор «внутрь себя». Вам хорошо знакомы ваши ощущения, мысли, желания, чувства – все это элементы вашего внутреннего опыта, субъективные или психические явления.
Фундаментальное свойство субъективных явлений – их непосредственная представленность субъекту. Это означает, что мы не только видим, чувствуем, мыслим, вспоминаем, желаем, но и знаем, что видим, чувствуем, мыслим; не только стремимся, колеблемся или принимаем решения, но и знаем об этих стремлениях, колебаниях, решениях. Иными словами, психические процессы не только происходят в нас, но также непосредственно нам открываются. Наш внутренний мир – это как бы большая сцена, на которой происходят различные события, а мы являемся одновременно и действующими лицами и зрителями.
Мы называем психическими такие явления, как ощущение, восприятие, процессы памяти, запоминания или припоминания, процессы мышления, воображения, эмоциональные переживания удовольствия и неудовольствия и другие чувства.
Но существует еще целый ряд других форм проявления психики, которые рассматривает психология – это факты поведения, неосознаваемые психические процессы, психосоматические явления, творения человеческих рук и разума – продукты материальной и духовной культуры. Во всех этих фактах, явлениях, продуктах психика проявляется, обнаруживает свои свойства и потому через них может изучаться.
Однако к этим выводам психология пришла не сразу, а в ходе острых дискуссий и трансформаций представлений о ее предмете.
Итак, под психическими явлениями понимаются субъективные переживания или элементы внутреннего опыта субъекта, под психологическими фактами – гораздо более широкий круг проявлений психики, в том числе их объективные формы (в виде актов поведения, телесных процессов, продуктов деятельности), которые используются психологией для изучения психики – ее свойств, функций, закономерностей.
2.2.2. Особенности объекта психологии
Если душа (Psyche) – объект психологии, то мы сталкиваемся с рядом трудноразрешимых проблем:
Во-первых: что такое душа?
Если это – некоторая метафора, позволяющая нам объяснить, скажем, человеческую активность, особенности переживаний, мышления и др., то она не может быть объектом психологии, оказываясь лишь понятием, облегчающим наши рассуждения через апелляцию не вполне понятно к чему.
«Почему человек мыслит?» – задаемся мы вопросом и отвечаем:
- «Потому что у него есть душа», – а могли бы сказать: «Так захотела природа», – или просто: «Так получилось».
Т.е. в этом случае «душа» выступила бы как объяснительный принцип (все равно нуждающийся в дополнительном обсуждении), но не как объект науки.
Подойдем к этому с другой стороны и зададимся вопросом: а существует ли душа как реальность? Ведь лишь признание ее объективности может сделать ее объектом науки.Ответа на этот вопрос, как вы понимаете, нет. Существование души несомненно для одних и условно для других. Скажем так: если душа существует, то непосредственноувидеть, «ухватить», измерить ее невозможно, невозможно и экспериментировать с ней. В этом – одна из специфических особенностей психологии как науки: если в искусстве или религии можно рассуждать о душе без всяких оговорок, то наука, указывая на ее существование как самостоятельной реальности, должна это существование доказать или обосновать. А душа, повторю, эмпирически неуловима: мы можем наблюдать поведение, слушать и фиксировать речь, анализировать продукты творчества, оценивать успешность деятельности и т.д. – но все это не душа, а в лучшем случае ее проявления.
Если мы будем говорить вместо слова «душа» – «психика» (имея при этом в виду особую форму отражения мира, присущую высокоорганизованным существам), то положение в этом отношении существенно не изменится: психика так же «ускользает» от непосредственного исследования, как и душа, и доказать ее существование как самостоятельной реальности так же сложно.
Означает ли сказанное, что у психологии нет объекта? Или же, что почти то же самое, этот объект предельно неопределен? [11].
По-видимому, не совсем так. Ведь для нас несомненно (или, как говорят, «нам дано»), что в нас живут образы, чувства, переживания; что есть некоторая особенная реальность, отличная от той, которую мы воспринимаем как внешнюю.
Есть солнце – и есть моя мысль о солнце; есть переживание радости при появлении солнца, да и то, как я вижу солнце – образ солнца во мне – это ведь не само солнце, а нечто особенное;
Есть я, человек, и есть мое представление о самом себе, мое отношение к самому себе. Во мне живут желания, чувства, эмоции, побуждающие меня к деятельности; Я могу представить то, что никогда не видел; Я могу вспомнить то, что давно уже исчезло из моей жизни.
Иными словами, есть мир, и есть то, как этот мир живет во мне и в других людях – в образах, мыслях, отношениях, т.е. мир психических явлений, субъективная реальность.
Все это для нас достаточно очевидно.
А коль скоро эта субъективная реальность существует, то можно попытаться понять, что она собой представляет, как возникает, развивается, умирает, в чем проявляется, что определяет ее существование и как это происходит.
Субъективная реальность у каждого своя, но если предположить, что она формируется по единым основным принципам, то можно постараться их обнаружить, т.е. открыть закономерности, которым следует ее развитие и существование.
Особенностью психологии является то, что, оставляя психику как объект размышлений, она не может сделать ее объектом непосредственного исследования; ей приходится искать для этого другие объекты, чтобы через их анализ делать выводы о психике как таковой.
Понятие психики
Первые представления о психике связаны с анимизмом (от лат. аnima, animus – душа, дух) – вера в существование душ и духов, обязательный элемент всякой религии.
С лингвистической точки зрения «душа» и «психика» – одно и то же. Однако с развитием культуры и особенно науки значения этих понятий разошлись.
В наше время вместо понятия «душа» используется понятие «психика», хотя в языке до сих пор сохранилось много слов и выражений, производных от первоначального корня: одушевленный, душевный, бездушный, родство душ, душевная болезнь, задушевный разговор и т.п.
Психика – это «субъективный образ объективного мира», это совокупность субъективных переживаний и элементов внутреннего опыта субъекта. Это внутренний мир человека – субъективная реальность.
Современная научная психология исходит из того, что психические явления и процессы представляют собой не что иное, как особое отражение того, что существует в мире, что существует в действительности независимо от самого факта отражения [9].
Обычно коротко это положение выражают так: психические явления есть отражение независимо существующего в действительности, в реальности.
Если бы то, что отражается в нашей голове в форме ощущений, восприятия, мышления не представляло бы собой именно отражения, своеобразной копии реального мира, как бы мы с вами могли жить в этом мире? Человечество в ходе своей истории научилось управлять внешним миром, переделывать природу, создавать новые объекты, новые вещи и приспосабливаться к внешнему миру, и не только приспосабливаться, но и приспосабливать его, а для этого нужно иметь образ этого мира.
Используя понятие «отражение», можно дать еще одно определение психики по сути то же, что и предыдущее:
Психика – это субъективное отражение объективного мира в его связях и отношениях.
2.3.1. Особенности психического отражения
Психическое отражение не является зеркальным, механически пассивным копированием мира (как зеркало или фотоаппарат), оно сопряжено с поиском, выбором; в психическом отражении поступающая информация подвергается специфической обработке, т.е. психическое отражение мира в связи с какой-то необходимостью, с потребностями, – это субъективное избирательное отражение объективного мира, т.к. принадлежит всегда субъекту, вне субъекта не существует, зависит от субъективных особенностей.
Субъективность психического отражения, характерное для человека активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира.
В чем заключаются особенности психического отражения?
1. Психическое отражение свойственно только живым существам – животным и человеку. Следовательно, – это процесс жизненный. Обратите внимание: явления и процессы, которые изучает психология, принадлежат к числу явлений и процессов жизненных, порождаемых жизнью, существующих только в жизни, принадлежащих живым существам, которые суть субъекты отражения.
2. Психические отражения активны. Эти психические явления существуют только в процессах жизни. Когда на живое существо, живой организм воздействует какой-то внешний раздражитель, то необходима активность организма для того, чтобы эти воздействия породили свое отражение (для того, чтобы увидеть, надо смотреть, а чтобы услышать, нужно слушать). Иногда эта активность имеет скрытую, внешне плохо наблюдаемую форму. Например, чтобы получить образ предмета, достаточно ли «открыть глаза»? нет – надо еще и посмотреть. Надо проделать внутреннюю работу. Должны быть активные жизненные процессы и для того, чтобы возник образ этого предмета.
Иногда эти процессы активности, напротив, очень открыты. Если, например, в темноте нужно найти нужный предмет и отличить его от других предметов, то нужно провести рукой по контуру этого предмета, обнаружить его, как бы «снять слепок» с этого предмета.
3. Психическое отражение «опосредствует» жизненные процессы. «Опосредствованность» – это значит оно «служит средством», т.е. процесс происходит через ощущения, «посредством» восприятия. Приспособление к внешнему предмету оказывается опосредствованным. Проследите прыжок, например, хищного животного: прицелен, точен, соразмерен. Как может быть это управляемо? Нужно иметь перед глазами жертву, и нужно прогнозировать, уметь предсказывать поведение жертвы. Если эти образы, которые управляют поведением хищника исключить, то будет полная невозможность приспособления этих животных к условиям, в которых им приходится существовать. Таким образом, эти процессы, эти явления отражения, эти субъективные образы опосредствуют деятельность живых существ, управляют ею, давая ориентировку субъекту – животному или человеку – в условиях, в которых они существуют в окружающем их предметном мире.
4. В ходе эволюции развиваются и усложняются органы психического отражения, меняются его формы, т.е. меняются формы психики. Отражение меняется не только в смысле увеличения количества чувств, обогащающих сферу ощущения, восприятия, но и в смысле качества его формы. С переходом к человеческому обществу рождается новая форма психического отражения, и мы называем эту форму сознанием.
Исходя из основных особенностей психического отражения можно сформулировать функции психики.
Функции психики
1. Отражение воздействий окружающего мира (отражение объектов экстрапсихической реальности). Это не зеркальное, одноактное отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия. При психическом отражении любое внешнее воздействие всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека. Поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях.
2. Регуляция поведения и деятельности живого существа в целях обеспечения его выживания (аккумулирование жизненного опыта, трансформация и прогнозирование внешних воздействий). Психика, сознание человека с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируют к ней, а с другой – регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения, которые не могут не опосредствоваться психикой, т.к. именно человек с помощью ее осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи деятельности, вырабатывает способы и приемы достижения ее результатов. Поведение при этом выступает внешней формой проявления психики.
3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.