Так какова же природа человеческой психики?
Остановимся на культурно исторической теории психики человека – теории общественно – исторического происхождения высших психических функций(к. 20-х – н. 30-х гг. XX в.).
Согласно выводам Льва Семеновича Выготского (1896–1934): не развертывание естественно – заложенного, а присвоение искусственного, культурно – созданного опыта – вот генеральный путь онтогенеза человека.
В рассуждениях Л.С. Выготского можно выделить 3 крупные логических части.
Первая может быть озаглавлена «Человек и природа».
А). Человек ознаменовал свое появление тем, что начал действовать на природу и видоизменять ее. Он оказался способным ею овладеть.
Б). Человеку удалось наложить на природу «печать своей воли», благодаря использованию орудий.
Вторая часть «Человек и его собственная психика».
Способность к овладению природой не прошла бесследно для человека: он научился овладевать собственной психикой. Появились произвольные формы деятельности или высшие психические функции (у животных низшие – натуральные: сенсорная, моторная, мнемоническая), человек может заставить себя запомнить, обратить внимание на какой-то предмет, организовать умственную деятельность. Ставя и реализуя внешние цели, человек с какого-то момента начинает ставить и осуществлять внутренние цели, т.е. научается управлять собой. И в то же время процесс самоорганизации позволяет успешнее решать внешние задачи.
Произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление, творческое воображение – примеры высших психических функций.
Итак, овладение природой и собственным поведением параллельно идущие процессы:
Подобно тому, как человек овладевает природой с помощью орудий, он овладевает собственным поведением тоже с помощью орудий – но другого рода – психологических: это знаки.
Строение высших психических функций опосредовано через знак
Наиболее универсальной системой знаков является речь (рассуждения, соображения, включающие интеллект, мораль, социальные нормы, ценности).
Третья часть концепции может быть озаглавлена «Генетические аспекты».
Первоначально в фило- и онтогенезе психологические орудия выступают во внешней, материальной форме и используются в общении как средства воздействия на другого человека. Со временем человек обращает их на себя: первоначально взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать; затем ребенок перенимает от взрослого способ обращения и начинает воздействовать словом на взрослого; и только потом ребенок начинает воздействовать словом на себя.
Интериндивидуальные отношения превращаются в интраиндивидуальные акты самоуправления. При этом психологические орудия из внешней формы переходят во внутреннюю, т.е. становятся умственными средствами. Такой процесс называется интериоризацией.
Таким образом высшие психические функции отличаются от низших тем, что они произвольны, опосредованы, социальны. Они основаны на использовании внутренних, преимущественно вербальных средств, которые отрабатываются в общении.
Применение культурно-исторического подхода позволило развить представления о качественной специфике человеческого онтогенеза в целом.
Если будущее поведение животных в своих главных чертах запрограммировано. Индивидуальное научение (облигатное, факультативное) лишь обеспечивает адаптацию генетических программ к конкретным условиям обитания. То поведение человека не запрограммировано (генетически не предопределено). Так, выросший вне социальной среды ребенок не только не научается говорить, но даже не осваивает прямохождение. Видовой опыт человека зафиксирован во внешней форме – во всей совокупности материальной и духовной культуры. И человек может стать представителем своего вида homo sapiens, если он усвоит (в определенном объеме) и воспроизведет в себе этот опыт.