Специальные способности и критерии профессиональной пригодности в спорте
Тема. Психологические основы отбора в спорте
ПЛАН
1.Специальные способности и критерии профессиональной пригодности в спорте
2. Основные методологические принципы психологического отбора
3. Система психологического отбора в спорте
4.Выбор прогностических критериев. Требования к спортсмену, содержащиеся в психоспортограмме, охватывают четыре уровня
5. Построение модели отбора. Гены, маркерующие психологические способности организма спортсмена.
Специальные способности и критерии профессиональной пригодности в спорте
Достижение спортсменом максимальных спортивных результатов обусловлено наличием у него способностей - психофизиологических свойств, от которых зависят, во-первых, динамика приобретения знаний, умений и навыков и, во-вторых, успешности выполнения определенной продуктивной деятельности.
Для целей психологического отбора в спорте фактор «успешность выполнения продуктивной деятельности» является более актуальным, чем приобретение знаний, умений, навыков, поскольку на данном этапе спортивного развития они уже отступают на второй план.
Доминируют специальные способности, представляющие собой совокупность качеств, тесно связанных со специальными навыками и проявляющиеся в одном определенном виде или группе видов спорта. Обладатель комплекса таких физических и психических качеств относится к категории «способный спортсмен» и у него появляется возможность реализовать себя в стремлении к профессиональному мастерству, главной цели спорта высших достижений.
Способный спортсмен отличается комплексом физических и психических качеств, высокий уровень которых определяет эффективность спортивной деятельности. Этот комплекс не статичен: внутри него возможны неравномерное развитие и компенсации, выражающиеся в различных качественных и количественных соотношениях отдельных функций. Этим, в частности, объясняется малое сходство в характере действий спортсменов примерно одного класса даже при равной эффективности этих действий
При всем многообразии приведенных здесь компонентов пригодности можно выделить ведущие, которые относятся к направленности личности, волевым качествам, эмоциональной устойчивости и наконец, к психическим качествам. Аналогичную систему составляют и признаки профессиональной пригодности спортсмена высокого класса. Необходимо добавить еще одну группу компонентов пригодности — свойств нервной системы, которые непосредственно не входят в способности, но связаны с процессом их развития и представляют собой физиологическую базу способностей.
Таким образом, когда говорят о тех особенностях психики, которые определяют эффективность спортивной деятельности, подразумевают наличие специальных способностей. Их необходимо определять в первую очередь в целях отбора. Вместе с направленностью личности, волевыми качествами, эмоциональной устойчивостью специальные способности характеризуют пригодность спортсмена. В спорте высших достижений естественно говорить именно о пригодности, рассматривая способности как одно из ее условий.
В качестве критериев спортивной пригодности рассматриваются чаще всего следующие подструктуры индивида:
• подструктура на уровне нервных процессов;
• подструктура на уровне психических процессов;
• структура на уровне личностной направленности и социально обусловленных отношений. Последняя — высшая—выполняет функцию объединения подструктур в единую структуру пригодности.
Первая подструктура — подструктура на уровне нервных процессов — включает, в себя нейродинамические свойства силы, подвижности, лабильности, динамичности и баланса процессов возбуждения и торможения.
Сила нервных процессов определяет выносливость нервной системы при воздействии сильных или длительных раздражителей. В видах спорта, связанных с продолжительной монотонной работой, сильная нервная система становится существенным фактором развития специальных способностей. Интересно, что француз Риу даже считает главной способностью стайера «любовь к терпению». Здесь как бы сочетаются психофизиологические и личностные оценки пригодности.
Подвижность нервных процессов — условие развития способности к быстрым перестройкам структуры действий при изменении тактического репертуара в борьбе против разных соперников.
Лабильность нервных процессов в какой-то степени также связана с развитием скоростных возможностей спортсмена, но проявляется больше в быстроте движений, быстроте сенсомоторного реагирования, «взрывных» действиях.
Быстрота «врабатываемости», способность «с ходу» включиться в напряженную деятельность — психологические проявления динамичности нервных процессов.
Устойчивый баланс нервных процессов обеспечивает реакции при воздействии стресс-факторов и стабильность соревновательной деятельности спортсменов.
Свойства нервной системы особенно значительно влияют на формирование специальных способностей в «переходный период» онтогенеза, когда закладываются основы мастерства. Если для пловцов этот период приходится на 14—15 лет, то для представителей большинства других видов спорта — на более поздний возраст. Исследования, в которых участвовали боксеры высокого класса показали что у них происходит наиболее резкий скачок тех специальных качеств, которые больше всего определяются особенностями свойств нервной системы.
В этом возрасте юниоры сборных команд опережают по уровню развития этих качеств взрослых боксеров. Вместе с тем лишь после 20 лет заканчивается формирование способностей, меньше зависящих от свойств нервной системы: способностей к быстроте восприятия ситуации при большом числе составляющих ее элементов и быстрому выбору адекватного решения; к прогнозированию наиболее вероятного изменения ситуации; к длительному удержанию внимания при непрерывной и психически напряженной работе; к точным упреждающим действиям эмоциональной устойчивости в сложных условиях боя. Все эти компоненты и составляют способности боксера высокого класса.
Вторая подструктура спортивной пригодности - подструктура на уровне психических качеств. В свое время С. Л. Рубинштейн писал: «В состав каждой способности человека пригодным к выполнению определенной деятельности, всегда входят некоторые операции посредством которых эта деятельность осуществляется; но ядро способности — это не усвоенная операция, а те психические процессы, посредством которых эта операция регулируется, качество этих процессов». Стабильно повторяющееся в определенных условиях качество психических процессов присущих индивиду, становится характерным для него психическим качеством.
В циклических видах спорта основную роль играют стабильность мышечно-двигателых дифференцировок, «чувство темпа», «чувство ритма», способность к адекватным самооценкам функционального состояния, устойчивость к болевым ощущениям.
В скоростно-силовых видах спорта специальные способности основываются на концентрации внимания и психических качествах, связанных с высокой стабильностью нервных процессов, что обеспечивает "взрывную" работу нервно-мышечного аппарата, тонкое «чувство времени».
В сложно-координационных видах спорта необходим комплекс качеств: мышечно-двигательные дифференцировки, точная временная ориентировка, «чувство ритма». Учитывая, что в видах спорта последних двух групп, как правило, выполняются определенные попытки упражнений, существенную роль играют качества, обеспечивающие предельную мобилизацию спортсмена непосредственно перед попыткой. Мобилизационную готовность можно рассматривать как состояние спортсмена, но, несомненно, существует и способность к своевременному и произвольному достижению максимальной готовности перед стартом.
Эта способность проявляется в интенсивном и устойчивом внимании, умении вызывать яркие двигательные представления, «провоцировать» эмоциональное возбуждение, концентрировать мысли на предстоящих действиях, управлять волевыми проявлениями
Наконец в играх и единоборствах на первый план выступают психические качества, в основе которых лежит система перцептривно - интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов, протекающих в беспрерывно изменяющихся условиях действительности и в связи с необходимостью в кратчайшие промежутки времени воспринимать возникающие ситуации, принимать и реализовывать творческие решения о путях и способах ведения соревновательной борьбы.
Лучшие представители этих видов спорта, как никто другой, отличаются гибкой психикой, гибкой большой подвижностью нервных процессов, благодаря чему эффективно меняют тактику борьбы в зависимости от обстоятельств.
Редко встречаются «идеальные» спортсмены с высокоразвитыми качествами, в любой психической сфере. Практически даже выдающиеся спортсмены имеют хотя бы незначительные недостатки, которые, правда, компенсируются. Одна из главных задач психологов в связи с этим — изучение механизмов компенсации у спортсменов.
Исследования, в которых участвовали фехтовальщики высокой квалификации, позволили выявить следующие наиболее типичные компенсации:
а) недостатки тактического мышления компенсируются быстротой двигательных реакций, устойчивостью и распределением внимания, «чувством времени», «чувством дистанции»
б) недостатки распределения внимания компенсируются быстротой восприятия и мыслительных операций, точностью мышечно-двигательных дифференцировок;
в) недостатки переключения внимания компенсируются быстротой двигательных реакций, способностью точно прогнозировать изменение ситуации в ближайшем будущем, «чувством времени»;
г) недостатки быстроты двигательных реакций компенсируются
способностью к прогнозированию, «чувством дистанции», «чувством
времени», распределением внимания и его устойчивостью, тактическим мышлением;
д) недостатки точности мышечно-двигательных дифференцировок компенсируются вниманием, быстротой двигательных реакций, «чувством времени».
Психические качества не есть нечто раз навсегда данное, даже если речь идет о сформировавшемся спортсмене. В зависимости от степени чувствительности к тренировочным нагрузкам психические качества можно делить на: сензитивные, элективные и индифферентные
Сензитивные качества характеризуются высокой чувствительностью к любым тренировочным нагрузкам. Сюда можно отнести «чувство времени», показатели которого значительно меняются как под влиянием любого тренировочного занятия, так и в процессе изменения тренированности в течение спортивного сезона. Соответственно у спортсменов с высокоразвитым «чувством времени» по его сензитивности к нагрузкам можно диагностировать степень тренированности.
Элективные качества отличаются избирательным изменёнием при воздействии нагрузок, различных как по характеру, так и по длительности. В частности, было установлено, что у представителе спортивных игр и единоборств быстрота простой психической реакции практически не изменяется в процессе тренировочного занятия, но элективна к воздействию напряжения предсоревновательных ситуаций.
Индифферентные качества не изменяют основных своих параметров во время тренировочного процесса. Так, точность сенсомоторной координации дифференцируется только по признаку индивидуальных различий и принадлежности спортсмена к определенному амплуа.
Второй принцип дифференцирования психических качеств основывается на оценке их значимости для эффективной спортивной деятельности. По этому принципу их можно разделить на референтные и незначимые. Например, для игр и единоборств, референтными считают:
• быстроту и точность реакции выбора,
• точность антиципирующей реакции,
• «чувство времени»,
• «чувство дистанции»,
• быстроту решения оперативных задач при наличии 3—5 вариантов решений и 4-6 ходов, необходимых для правильного решения;
• точность вероятностного прогноза при реагировании на разновероятностные сигналы;
• интенсивность и устойчивость внимания.
Такие особенности психических качеств должны учитываться при спортивном отборе, когда необходимо оценить уровень специальных способностей.
Особое внимание необходимо обращать на качества индифферентные к воздействию временных состояний, определяемые главным образом врожденными данными спортсмена.
В том случае, когда из группы спортсменов высокого класса необходимо отобрать кого-то на конкретное соревнование, решающими должны быть оценки сензитивных и элективных качеств, поскольку именно они определяют степень тренированности на данный момент времени.
При отборе следует обращать внимание на свойства личности спортсмена, его нравственные качества.
Отбор — это процесс, сочетающий в себе установление определенных критических уровней выполнения действия и наблюдение за его поведением. Если критический уровень выполнения действия, — а в спорте он стремится к бесконечности, так как всегда необходимо действовать как можно лучше - определяется уровнем психических качеств, то поведение во многом обусловлено личностными особенностями спортсмена.
Целью процесса отбора является предсказание успеха. Первоначальная оценка исследуемых позволяет установить категорию предвидения, а повторное обследование через сравнительно большой промежуток времени, дает категорию различения. Предсказание заключается в установлении соотношения между двумя этими категориями.
Одним из этапов реализации стремления к высшему спортивному мастерству является профессиональный отбор.
Это комплекс мероприятий, направленных на выявление спортсменов в наибольшей степени соответствующих требованиям конкретных видов спорта и отдельных специализаций. Профотбор включает в себя изучение социальных характеристик, уровня общефизической и специальной подготовленности, медико-биологическое и психологическое обследование.
Спортивный профотбор - это процесс длительный, пролонгированный во всю спортивную карьеру спортсмена, т. к. начавшись с момента комплектования групп начальной подготовки он продолжается вплоть до комплектования сборных команд страны. Выделяются следующие этапы спортивного профотбора:
• определение пригодности к спортивной деятельности;
• выявление индивидов способных к начальной спортивной подготовке;
• определение пригодности к спортивной деятельности в конкретном виде спорта;
• дифференциация по спортивному амплуа;
• определение перспективности к достижению результатов мирового уровня;
• отбор исполнителей для участия в конкретных соревнованиях.
Для спортивного отбора центральным является психологический аспект, т. к. без оценки мотивов, способностей, спортивно-значимых свойств темперамента и характера, психических процессов и состояний не может быть достигнуто соответствие между требованиями определенной спортивной деятельности и индивидуально-психологическими качествами спортсмена. Это соответствие обеспечивает высокую эффективность, надёжность и устойчивость тренировочной и соревновательной деятельности спортсмена.