Параллельная игра (игра рядом с другим ребенком)
Вначале ребенок предпочитает играть со взрослыми, поскольку взрослые более предсказуемы и управляемы, чем другие дети. Итак, если вы хотите научить ребенка играть рядом с другим, прежде всего научите его играть рядом с вами. Подражайте его действиям: если он ползает по полу, тоже становитесь на четвереньки и ползайте, если строит башнюиз кубиков, делайте то же самое.
Уважайте право ребенка на личное пространство. Размер личного пространства зависит от культурных факторов и индивидуальных предпочтений: некоторым детям с особыми нуждами, например с аутизмом, требуется более просторное личное пространство, чем другим.
Берите ребенка с собой на встречи матерей с детьми — такие встречи дают хорошую возможность играть рядом с ровесниками, причем ребенок чувствует себя в безопасности, поскольку родители всегда рядом.
Водите ребенка на детскую площадку и поощряйте скатываться с горки, кататься на качелях, каруселях, лазить по лесенкам и т. п.
Это также открывает большие возможности для параллельной игры.
Поощряйте ребенка играть в игру, которая ему нравится, когда другой ребенок рядом делает то же самое: например пусть дети рядом рисуют, раскрашивают, строят из кубиков, лепят куличики из песка, играют с водой. Вопреки ожиданиям дети лучше взаимодействуют друг с другом в присутствии взрослых, чем предоставленные собственной воле. Если у вашего ребенка есть братья или сестры подходящего возраста, они, скорее всего, станут его первыми товарищами по играм:их он уже знает, и домашняя обстановка предоставляет множество возможностей для совместных игр. Если такой возможности нет, организуйте игру с товарищами ребенка по детскому саду или детьми друзей, с которыми вы часто встречаетесь.
Вступление в игру
Если ребенок играет рядом с другими детьми и при этом чувствует себя спокойно и уверенно, очень вероятно, что отношения между ними завяжутся естественным путем.
Начните с простых и легких игр, таких как прятки или игры на соблюдение очередности (спускать шарики по желобку, скатывать с горки машинку и т.п.). Хорошо также попробовать игру, в которой есть взаимосвязь действий: один ребенок выполняет начало элемента игры, а другой должен его закончить. Например, один ребенок вставляет шарик в желоб, другой поворачивает ручку, чтобы шарик упал.
Когда ребенок с особыми нуждами находится в компании ровесников, вы должны следить за тем, как относятся к нему другие дети. Особым детям в компании «нормальных» грозят две опасности: их могут дразнить и травить или же чрезмерно опекать. Задача родителей и воспитателей — с самого начала установить верный тон, объяснить детям, что к ребенку с особыми нуждами необходимо относиться с участием и одновременно с уважением. Не бойтесь рассказывать детям о проблемах своего ребенка: зачастую дети не придают особого значения таким вещам.
8.эмоциональное развитие
ТЕОРИЯ
Что такое эмоциональное развитие?
Эмоциональное развитие в ранние годы включает в себя прежде всего развитие самосознания. Ребенок узнает, что он — отдельная личность, что у него есть тело и имя, что он может влиять на окружающий мир и людей вокруг себя. Воспитание ребенка в первые месяцы и годы жизни наряду с врожденными личностными особенностями закладывает основы характера, стиля поведения и отношения к жизни в будущем. Позже ребенок узнает, что различные ситуации вызывают у него самого и других людей различные чувства, и учится справлятьсясо своими эмоциями.
Хронологическое развитие
Новорожденный
Ребенок, едва появившийся на свет, уже ищет контакта с людьми иих помощи. Новорожденный способен сообщить о том, что к нему нужно подойти и уделить внимание, только криком. Но постепенно он учится улыбаться, гулить и, если взрослые незамедлительно и адекватно отвечают на его попытки «общаться», понимает, что такое поведение продуктивнее крика и плача1.
|
Любовь
Каждому ребенку необходима любовь и чувство безопасности. Ему нужно, чтобы рядом были взрослые, на которых всегда можно положиться. Ребенку необходимо любящее и надежное окружение. Если он чувствует, что его ценят и берегут, то приобретает уверенность в себе и не боится рисковать, делать ошибки и учиться на них.
Ребенок, не чувствующий себя в безопасности, либо становится робким и замкнутым, либо, что более вероятно, начинает нарушать правила и вести себя агрессивно, пытаясь хотя бы этим привлечь внимание взрослых. Таким детям необходимо больше любви, а к их успехам нужно проявлять больше внимания, чем к неудачам (подробнее об этом см. далее, в гл. 9). Ребенку нужна стимуляция, однако не следует стимулировать его беспрерывно, давайте ему время подумать и найти ответ.
Однако не следует и чрезмерно опекать ребенка, «душить» его своей любовью. Гиперопека не позволяет ребенку выработать чувствосамостоятельности и делает его слишком зависимым от семьи.
Реакция на физический контакт
Примерно в то же время, когда ребенок учится улыбаться, он приобретает вкус к активным физическим контактам: объятиям, ласкам, щекотке, физическим играм. Он выражает удовольствие улыбкой,гулением, а позднее — смехом.
1 Об этом см.: Holmes, J. (1993) John Bowlby and Attachment Theory. London, Routhledge.
Чувство своего тела
Поначалу ребенок не воспринимает себя как отдельное существо. Возможно, он смотрит на себя как на продолжение тела матери. Но постепенно ребенок понимает, что у него есть собственное тело, познает его пределы и границы.
Ребенок начинает экспериментировать со своим телом. Он подносит руки к лицу, рассматривает их, перебирает пальчиками и убеждается, что может ими управлять. Он пытается совершать различные движения, подносит к лицу ноги и даже берет их в рот. Со временем, учась сидеть, ползать и ходить, ребенок приобретает все больше знаний о своем теле.
Такие эксперименты помогают ребенку понять, что из себя представляет его тело и что он может делать с его помощью. Представление о своем теле необходимо для эмоционального развития, поскольку оно предшествует развитию представлений о своем душевном мире.
Понятие своего «Я»
Ребенок начинает понимать, что он — личность, обладающая собственным душевным миром. Играя в прятки, он убеждается, что вещи продолжают существовать, даже когда их не видно. Ребенок начинает узнавать свое имя и откликаться на него.