Примеры утверждений, относящихся к разным логическим уровням
Следующие группы утверждений – другие примеры вербального выражения разных нейро-логических уровней.
Утверждения, описывающие разные уровни реакции школьника, который провалил тест на правописание.
A. Идентичность. Ты глуп/не способен учиться.
Б. Убеждения. Если ты не умеешь грамотно писать, то не сможешь хорошо учиться в школе.
B. Способности. Ты не можешь грамотно писать.
Г. Специфическое поведение. Ты не прошел этот тест.
Д. Окружение. Шум в классе мешает сосредоточиться во время выполнения тестов.
Утверждения, описывающие разные уровни реакции человека, злоупотребляющего алкоголем.
A. Идентичность. Я алкоголик и всегда буду алкоголиком.
Б. Убеждения. Мне нужно выпить, чтобы успокоиться и вести себя нормально.
B. Способности. Я не могу контролировать тягу к алкоголю.
Г. Специфическое поведение. Я слишком много выпил на той вечеринке.
Д. Окружение. Общаясь с друзьями, я люблю пропустить пару стаканчиков.
Утверждения, описывающие разные уровни реакции человека, узнавшего о том, что он болен раком.
A. Идентичность. Я – жертва рака.
Б. Убеждения. Не стоит питать напрасных надежд и лучше смириться с неизбежным.
B. Способности. Яне смогу выздороветь.
Г. Специфическое поведение. У меня опухоль.
Д. Окружение. На меня напал рак.
Утверждения, описывающие разные уровни реакции человека, который хочет быть здоровым.
A. Идентичность. Я здоровый человек.
Б. Убеждения. Если я здоров, я могу помогать другим.
B. Способности. Я знаю, как повлиять на свое здоровье.
Г. Специфическое поведение. Иногда я веду себя как здоровый человек.
Д. Окружение. Эти лекарства мне помогли.
Есть несколько вербальных паттернов, связанных с разными нейро-логическими уровнями опыта. Их можно кратко описать следующим образом:
• Язык на уровне окружения относится к конкретным наблюдаемым элементам или деталям внешнего контекста. Например, белая бумага, высокие стены, большая комната и так далее. Опыт уровня окружения характеризуется безличными, но подробными описаниями, связанными с сенсорным опытом.
Например, я откусил сочное красное яблоко; я увидел бежевый автомобиль, мчавшийся на высокой скорости; я услышал высокий звук из радиоприемника; губка была холодная, влажная и мягкая, и так далее.
• Язык поведенческого уровня описывает конкретное поведение и наблюдаемые действия: «делать», «действовать», «ходить», «говорить» и так далее. Поведенческий уровень опыта выражается в сравнительно конкретных, активных глаголах и наречиях, описывающих сенсорный опыт.
Например, он шел вниз по улице; она мне подмигнула; все они остановились; он толкнул сестру и так далее.
• На уровень способностей указывают такие слова, как «знаю», «как», «я могу», «думаю» и так далее. Процессы уровня способностей лучше всего выражаются тем, что в мета-модели называется неопределенной формой глаголов (создать, общаться, думать и так далее).
Например, я вижу, что вы говорите; я способен понять смысл этого, она может управлять самолетом, водить автомобиль, играть на музыкальном инструменте, смастерить стул и так далее.
• Уровень убеждений и ценностей часто проявляется в форме утверждений и суждений, правил и причинно-следственных связей, например «если…, то…», «тебе следует…», «нам нужно…» Язык, связанный с убеждениями и ценностями, включает в себя больше генерализаций, чем язык уровня способностей, и отражается в «утраченных перформативах» (хороший, плохой, этичный, позитивный, недружелюбный и так далее), «номинализациях» (успех, любовь, принятие, достижения, власть и так далее), «причинно-следственных» утверждениях (делает, заставляет, вызывает и так далее), «модальных операторах» (должен, вынужден, может, обязан и так далее) и «универсальных квантификаторах» (всегда, никогда, вечно, никто, каждый и так далее).
Например, нет ничего лучше, чем…; детей, которые хорошо себя ведут, должно быть не видно и не слышно; практика – путь к совершенству; мы испробовали все, и ничего не получилось; и так далее.
• Утверждения уровня идентичности связаны с такими конструкциями: «я —…», «он —…» или «ты —…». Для описаний уровня идентичности характерны генерализации. Они всегда довольно абстрактны. Репрезентации, отражающие идентичность, часто выражаются символическим и метафорическим языком. Как ни странно, люди дают меньше информации о себе, когда приводят описания, основанные на сенсорном опыте, чем когда описывают символы и аналогии. Например, если я скажу, что я – «белый мужчина, я одет в черные джинсы, сижу на деревянном стуле, набираю текст на клавиатуре ноутбука, пью чай и так далее», то на самом деле это почти ничего не говорит о том, «кто я». С другой стороны, если я скажу, что я – «первопроходец, мне нравится исследовать новые территории, но становится скучно, если я слишком долго задерживаюсь на одном месте», то это описание будет весьма неточным, но при этом оно очень много говорит о том, кто я и что меня увлекает.
Например, я похож на маяк; он – тяжелый человек; они – животные; она – как солнышко, и так далее.
• Язык духовного уровня также часто содержит символы и метафоры, например, как в притчах об Иисусе. Грегори Бейтсон считал, что язык священного не может быть «буквальным». Ведь «священное» и «сакральное» обычно являются не буквальной интерпретацией событий, но отражением их глубинной структуры.
Бейтсон часто приводил в пример известный британский гимн о Марии, Иосифе и их пути в Вифлеем для участия в переписи. Мария несет «бремя» (она беременна) и устала от путешествия. Она начинает жаловаться мужу, что устала и проголодалась. Они привязывают осла и останавливаются у дороги. Мария, которую раздражает, что приходится так далеко ехать, говорит Иосифу: «Я голодна. Дай мне что-нибудь поесть». Иосиф, который тоже устал и раздражен и не очень хотел останавливаться, отвечает: «Пусть тебя накормит тот, от кого ты беременна». И тут же вишневое дерево, под которым они остановились, нагибает ветви и предлагает Марии сладкие вишни.
Бейтсон указывает, что если вы скажете, что «в Палестине в первом столетии нашей эры не было вишневых деревьев», то это значит, что вы не поняли, о чем эта история. Если воспринимать ее буквально, она теряет смысл. Буквальная интерпретация мешает увидеть ее глубинный смысл, ее «мораль». Иначе говоря, когда Иисус говорил о сеятеле, который сажает семена, он не пытался прочесть лекцию о земледелии. Эта история имеет символический смысл.
Уровни вопросов
Еще один аспект, где естественная иерархия нейро-логических уровней интуитивно проявляется в языке, – это фундаментальные вопросы. Вот шесть фундаментальных вопросов, с помощью которых мы организуем свою жизнь: где, когда, что, как, зачем и кто.
Окружение: Где? Когда?
Поведение: Что?
Способности: Как?
Убеждения и ценности: Зачем?
Идентичность: Кто?
Уровень духа и цели проявляется в вопросах «Для кого?» и «Для чего?».
Мы часто интуитивно поднимаемся по нейро-логическим уровням даже в обычной беседе, когда разговор выходит на более глубокий уровень. Если я дам маленькому ребенку список слов (что) и скажу ему, что в конце недели в классе будет тест по правописанию этих слов (что и когда), он задаст логичный вопрос: «Как мне запомнить, как пишутся все эти слова?» Если я попрошу ребенка поднять глаза вверх и влево и мысленно представить себе каждое из этих слов (это будет ответ на вопрос «как»), он может спросить: «Почему это поможет мне запомнить эти слова?» На это я могу изложить ему свое убеждение: чтобы грамотно писать, нужна способность помнить, как выглядит слово, и этот процесс поможет сделать так, чтобы образ слова запечатлелся в памяти. Потом ребенок может перейти на уровень идентичности и спросить: «Так я буду грамотно писать?»
Тот же самый интуитивный паттерн иллюстрируют следующие диалоги:
Врач: Я бы хотел назначить вам время в моем кабинете в следующую среду, в полдень, прием продлится около 45 минут.
Пациентка: Хорошо. А для чего?
Врач: Я бы хотел сделать анализ на толерантность к глюкозе.
Пациентка: Как проводится эта процедура?
Врач: Я попрошу вас выпить очень сладкую жидкость, напоминающую колу, мы немного подождем, возьмем анализ крови и посмотрим, как хорошо ваше тело усваивает сахар.
Пациентка: Зачем мне нужно это делать?
Врач: Ваш последний анализ крови показал повышенный уровень сахара, и это может указывать на гестационный диабет.
Пациентка: Это значит, что я больна диабетом?
Врач: Не обязательно. У многих женщин во время беременности повышается уровень сахара в крови.
Менеджер: Сможем ли мы встретиться во вторник после обеда в моем офисе?
Сотрудник: Да. О чем вы хотите поговорить на этой встрече?
Менеджер: Я бы хотел вместе с вами подготовиться к нашей презентации на следующей неделе.
Сотрудник: Что вы называете «подготовкой»?
Менеджер: Думаю, мы могли бы продумать сценарий презентации и подумать, нужны ли какие-то иллюстрации или таблицы.
Сотрудник: Зачем? Вы думаете, людям будет сложно понять наши аргументы?
Менеджер: Ну, я думаю, что основные идеи полезно было бы представить несколькими разными способами.
Сотрудник: Хорошо. Вы хотите, чтобы я участвовал в разработке презентации или сыграл роль «адвоката дьявола»?
Менеджер: Было бы неплохо, если бы вы встали на место аудитории и оценили презентацию с точки зрения слушателя.
Обсуждая темы, имеющие некоторую глубину, в итоге мы обязательно приходим к вопросам «духовного» уровня, например кому и чему служит наша жизнь. Этот уровень языка становится очень важным в таких вопросах, как жизнь и смерть. Например, этим темам почти полностью посвящена знаменитая речь Авраама Линкольна в Геттисберге. Он сказал: «Мы пришли сюда для того, чтобы освятить часть этого поля как место последнего успокоения для тех, кто отдал свои жизни ради того, чтобы эта нация могла жить».
Линкольн начинает с того, «ради кого» и «ради чего» собрались присутствующие. Акцент на этом глубоком нейро-логическом уровне становится еще более явным, когда Линкольн заключает: «Для нас, живущих, лучший способ почтить память погибших – посвятить себя с удвоенной преданностью завершению того дела, которое они так благородно начали, за которое они здесь сражались и за которое с честью умерли, отдав все, что могли. Мы должны торжественно постановить, что эти смерти не будут напрасными, и наша нация под покровительством бога получит новый источник свободы, и это правительство из народа, созданное народом и для народа, не умрет на земле».