Вопрос 2. История развития инженерной психологии.

Тема 1. Введение в инженерную пихологию

Вопрос 1. Общее представление об ИП


Инженерная психология - отрасль психологической науки, изучающая закономерности взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ).
Основания возникновения инженерной психологии:

  1. Развитие технического прогресса, механизации и автоматизации производства
  2. Появление множества новых профессий, связанных с техникой.
  3. Постоянное усложнение деятельности человека-оператора.
  4. Рост травматизма и функциональной заболеваемости людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве и в быту;

Выделилась в начале ХХ века из психологии труда, которая изучает особенности работы человека применительно к условиям труда.

Как психологическая наука инженерная психология изучает психические особенности человека (процессы, свойства, состояния), и решает задачу приспособления техники и условий труда к человеку.

Как техническая наука инженерная психология изучает особенности функционирования машин для выяснения требований по организации взаимодействия человека и техники.


Объект инженерной психологии – взаимодействие в системе «Человек – Машина» (СЧМ). Человек в этой системе называется оператором. Под машиной понимается любое техническое устройство (калькулятор, самолет, компьютер и т.д.), посредством которой оператор осуществляет трудо­вую деятельность..

Предмет инженерной психологии – пути оптимизации этого взаимодействия. Поскольку человек остается ведущим звеном в организации трудовой деятельности, то и основное внимание уделяется деятельности человека-оператора.
Основными задачами инженерной психологи являются:

1. Анализ функций человека в СЧМ, изучение структуры и классификации деятельности оператора.

2. Изучение процессов преобразования информации человеком-оператором..

3. Разработка принципов построения рабочих мест операторов.

4. Изучение влияния психологических факторов на эффективность систем "человек-машина".

5. Разработка принципов и методов профессиональной подготовки операторов в СЧМ (профессиональный отбор, обучение, формирование коллектива, тренировка).

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются:

    • принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);
    • принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, приоритет мобильным формам работы);
    • принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками: психологией, физиологией, эргономикой – наука о приспособлении рабочих мест для безопасного и эффективного труда).

Вопрос 2. История развития инженерной психологии.

1 этап. Возникновение инженерной психологии и накопление практического материала (20-60 гг. 20 века).

Оружие США терпело поражение в 1-й мировой войне, была поставлена задача совершенствования техники, в первую очередь, авиационной. В 1920-1930 гг. в авиационной психологии проводились исследова­ния, подготовившие почву для “официального рождения” инже­нерной психологии. Инициаторами создания инженерно-психологического направления выступали американские психологи Альфонс Чапанис, Кеннет Крэйк, Стэнли Стивенс и др.

На начальных этапах господствовал "машиноцентрический" подход, основная линия разработок: "от машины к человеку". На первом этапе развития инженерной психологии внима­ние было сосредоточено на решении следующих вопросов: 1. изучение психологических закономер­ностей приема и переработки человеком поступающей инфор­мации, 2. оптимальное распределение функций в системах “человек — машина” 3. разработка психологических требований к элементам рабочего места и др.

2. этап. Теоретическое оформление инженерной психологии (60-90 гг 20 века). На первое место выходит "антропоцентрический" подход, меняется вектор разработок: "от человека к машине", где человек все больше рассматривается как субъект труда, а техника - это средство его же труда). Инженерная психология пере­ходит к изучению широкого круга проблем, касающихся чело­века как личности и индивида: особенностей познавательной деятельности, взаимодействия, управления.

В марте 1957 года на Всесоюзном совещании в Москве инженерная психология была определена как самостоятельная область исследования, была создана первая в стране научно-исследовательская лаборатория инженерной психологии под руководством Д.А. Ошанина.

Оформляются основные теоретические концепции инженерной психологии, например,
Концепции количественной оценки рабочего процесса и надежности. Разными авторами предлагаются конкретные способы количественной оценки труда оператора. Например, выделяются следующие критерии оценки надежности человека-оператора: вероятность безотказной (исправной) работы; среднее время безотказной работы; среднее время между соседними отказами; частота отказов; коэффициент готовности к безотказному труду и т.п. Все это рассчитывается в специальных формулах.

3 этап. Системные исследования в инженерной психологии (90 гг 20 века - настоящее время). Развитие современной инженерной психологии направлено на комплексное решение задач повышения производительности труда, улучшения условий и гуманизации труда человека.

В связи с большим объемом знаний выделяются следующие направления исследований в ИП

Методологическое установление места инженерной психологии в системе наук, разработка методов и принципов исследований.

Психофизиологическое: влияние психологического и физиологического состояния на деятельность оператора.

Системотехническое: проектирование и оценка СЧМ; разработка принципов организации СЧМ; оценка надежности и эффективности СЧМ.

Эксплуатационное: организация групповой деятельности операторов и эффективного управления СЧМ

Вопрос 3. Методы исследований в инженерной психологии.


Большинство методов, используемых инженерной психологией, заимствованы из психологии.

1. Наблюдение. Необходимы: цель, план, фиксация и анализ результатов. Дополняется рядом способов объективной регистрации изучаемых явлений: а) фотографирование или фотосъемка рабочей позы и выражения лица оператора, показаний наблюдаемых им приборов и индикаторов, направлений взора и рабочих движений; б) замеры (геометрических размеров рабочего места, времени и последовательности труда и отдыха в течение всего рабочего дня, времени выполнения отдельных действий и движений (хронометраж). в) фиксация физиологических показателей: частоты пульса и дыхания, кровяного давления, электрической активности сердца, головного мозга, мышц и т.д. г) анализ ошибочных действий оператора. Анализ ошибок позволяет наметить реальные пути их устранения.

2. Эксперимент в инженерной психологии - это изучение психологических особенностей деятельности оператора, вызванных изменением условий выполнения этой деятельности.

а) Лабораторный эксперимент представляет собой одну из разновидностей моделирования деятельности оператора. Смысл его заключается в том, что перед испытуемым ставится задача в лабораторных условиях выполнять определенные действия, по психологической структуре наиболее соответствующие действиям реальной деятельности. Такое моделирование позволяет изучить какую-либо реальную деятельность с большой точностью регистрации и замеров. Но в силу искусственности результаты могут отличаться от тех, которые имеют место в реальных условиях деятельности человека.

б) Естественный эксперимент, который может проводиться в различных формах. Простейшей формой является решение "вводных задач" (например: "Случилось то-то, что Вы будете делать?"). Лучший результат будет получен в том случае, если эти отклонения будут незаметно для испытуемого введены в трудовую деятельность (например, выключение мотора, изменение регулировки, имитация неисправности и т.д.). 3.

3. Опросные методы: беседы с операторами, интервью и анкетирование. Являются обычно вспомогательным при психологическом изучении деятельности. Беседу необходимо проводить как с высококвалифицированными специалистами для выяснения секретов их мастерства, анализа и обобщения передового опыта, так и с менее квалифицированными операторами для выяснения тех трудностей, с которыми они встречаются в процессе производственной деятельности. Анкетирование обладает меньшими возможностями, чем устная беседа, но обладает возможностью формализовать обработку полученных ответов.

4. Психодиагностические методы (тесты) предназначены для ис­следования процесса профессиональной деятельности человека-оператора, при функционировании СЧМ, оценки деятельности человека, анализа его ошибок и факторов внешней среды.

5. Методы анализа продуктов деятельности (хронометраж, оценка изделий...);

6. Методы психологической поддержки консульта­тивную беседу, индивидуальный и групповой тренинги и пси­хотерапевтический анализ, музыкотерапии, двигательной терапии и др.


Физиологические методы используются с целью изучения физиологических процессов человека во время производственной деятельности, а также с целью выявления предельных возможностей организма при внештатных ситуациях, включают: электроэнцефалограмма, электромиограмма, электрокардиограмма, пневмограмма, речевой ответ.


Математические методы применяются для анализа полученных данных (статистическая обработка, определение зависимостей и соотношений). А также когда система еще находится на стадии проектирования и в чертежах (математическое моделирование)

Вопросы для самостоятельной подготовки:

Наши рекомендации