Первичная диагностика личных параметров 6 страница
8.В каких практических психологических школах используются ролевые игры? Каким целям они служат?
_______________________________________
9.Сформулируйте, в чем заключаются наиболее важные цели применения игровых процедур в тренинге.
_______________________________________
10.Кому принадлежит приведенная ниже цитата: «Не нужно тащить траву из земли – придет весна, и трава сама вырастет. Медитация – это состояние, когда даете жизни идти своим естественным чередом – не направляя ее, не контролируя, не манипулируя, не навязывая ей никакой своей дисциплины»?
_________________________________________________
___________________________________________________________
11.Какие психотехники, содержательно близкие к методике медитации, используются в европейских психологических школах.
____________________________________________
12.Можно ли считать медитации гипнотическими техниками? Почему?
___________________________________________
Насколько, по вашему мнению, правомерно использование гипноза в психологических тренингах?
____________________________________________
13.Какие структурные части выделяются в медитативных техниках? Раскройте их содержание.
_______________________________________
14.Вставьте нужное слово – «может» или «не может» – в следующее высказывание: «Проведение подобных психотехник (медитаций).......... спровоцировать переход ведущего в психологическую позицию «сверху» и открыть ему возможность использования директивных (авторитарных) методов воздействия».
15.Опишите внешние условия, необходимые для успешного проведения медитаций-визуализаций.
_______________________________________
16.В каких целях могут использоваться медитации-визуализации в психологических тренингах развития самосознания?
____________________________________________
17.Рассмотрите характерные особенности поведения различных типов акцентуированных личностей. Ответьте на вопросы:
А) Какие методы активного соцально-психологического обучения может применить практический психолог к работе с определенной акцентуированной личностью (как меры соцально-психологического обучения, либо психопрофилактики, либо психогигиены)
Акцентуация астеническая
______________________________________________________
Акцентуация гипертимная
______________________________________________________
Акцентуация демонстративная
______________________________________________________
Акцентуация дистимная
______________________________________________________
Акцентуация застревающая
______________________________________________________
Акцентуация конформная
______________________________________________________
Акцентуация лабильная
______________________________________________________
Акцентуация неустойчивая
______________________________________________________
Акцентуация психастеническая
______________________________________________________
Акцентуация сенситивная
______________________________________________________
Акцентуация циклоидная
______________________________________________________
Акцентуация шизоидная
______________________________________________________
Акцентуация эпилептоидная
______________________________________________________
Б) Какие методы активного соцально-психологического обучения может применить практический психолог в работе с родителями, учителями, руководителями детских учреждений имеющих дело с детьми с акцентуированными характерами?
_______________________________________
_______________________________________
_______________________________________
______________________________________________________
____________________________________________
18.а) Изучите структуру упражнения.
Упражнение. ОЖИДАНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Цель | Выявить ожидания каждого участника от тренинга. |
Материалы | Карточки по числу участников группы, на которых написано: «Я буду очень доволен (довольна), если в результате этого тренинга: 1. 2. 3. 4. 5.» На обороте карточки написано: «Мне будет приятно присутствовать на занятии, если участники (тренеры) будут: 1. 2. 3. 4. 5.» |
Время | Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | «Пожалуйста, закончите написанные на карточках предложения. Не стоит долго обдумывать каждый вариант. Просто напишите первое что приходит в голову». |
Обсуждение | Каждый участник читает свои ожидания от тренинга и от группы. «Насколько это, по-вашему, реально? Есть ли в группе еще кто-либо, кто хотел бы того же?» |
Комментарии | Тренер внимательно следит за тем, чтобы формулировки имели исключительно позитивную направленность. Например, формулировку: «Мне будет приятно присутствовать на занятии, если участники не будут настаивать на выполнении мною всех упражнений» тренер предлагает заменить на следующую: «Мне будет приятно, если мне предоставят свободу участвовать или не участвовать в некоторых упражнениях». |
Самостоятельно, по предложенной ниже схеме, составить краткий рабочий вариант данного упражнения. При написании упражнения, в зависимости от тренинговой формы, строго выдерживать требования к составлению таковых.
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: _________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ _________________________________________________________ 3вопрос____________________________________________ |
Упражнение - задание. ПРАВИЛА ГРУППЫ
Цель | Определить правила работы в группе. |
Материалы | Два листа ватмана и карточки по числу участников, на которых с одной стороны написано: «Мне будет легче научиться наслаждению, если члены группы будут: 1. 2. 3.» На обороте: «Мне будет легче научиться наслаждению, если члены группы не будут: 1. 2. 3.» |
Время | Упражнение – 40 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция: Шаг 1 | «Чтобы наша работа была максимально эффективной, мы все должны помогать, а не мешать друг другу. Сейчас нам предстоит выяснить, что нам следует делать и чего делать не следует, чтобы помогать друг другу эффективно учиться наслаждению. Пожалуйста, дополните предложения, записанные на ваших карточках». |
Шаг 2 | «Сейчас, пожалуйста, разбейтесь на две группы и выберите в них одного человека, который будет вести протокол. Расскажите друг другу, что записано на ваших карточках, и попытайтесь найти общее в ваших записях. На листах ватмана запишите общие формулировки. Постарайтесь выразить их в качестве правил групповой работы». |
Шаг 3 | «Теперь просьба к представителям группы. Расскажите о том, что у вас получилось, другой подгруппе». |
Обсуждение | «Все ли согласны с этими правилами? Возможно, что-то нужно изменить или дополнить, а что-то удалить вовсе». |
Комментарии | В заключение сам тренер подводит итоги работы и предлагает участникам группы сравнить то, что создано группой, с типовым списком правил групп тренинга наслаждения. Обычно в общих чертах эти два списка совпадают, иногда требуется доработка. До следующего занятия тренеры готовят скорректированные правила группы и раздают их участникам. |
Страховка | Типовые правила группы помещены в приложении. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Упражнение. СОВМЕСТНОЕ ОЩУПЫВАНИЕ
Материалы | Стимульные предметы в небольшом количестве выкладываются на журнальный столик в центре круга. В запасе необходимо иметь дополнительные стимулы |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция: Шаг 1 | «Здесь подготовлены предметы с разной структурой поверхности, весом, из разного материала. Выберите себе предмет, к которому приятно прикасаться, который приятно держать в руках. Если у вас при себе есть такие предметы, то можете взять в руки их. Закройте глаза и сконцентрируйтесь на этом предмете, на тактильных ощущениях, которые он вызывает. Пусть пройдет немножко времени. Сконцентрируйтесь на приятных ощущениях от этого предмета, наблюдайте за ними. Постарайтесь уловить момент, когда ощущения исчезают». |
Шаг 2 | «Теперь найдите себе пару из числа участников группы. Расскажите партнеру, какие ощущения у вас вызывает выбранный вами предмет». |
ШагЗ | «Попробуйте найти общие ощущения, которые связывают между собой два предмета, оказавшихся в каждой паре. Обменяйтесь предметами. Расскажите друг другу о схожих и контрастных ощущениях от двух предметов». |
Обсуждение | «Какие тактильные ощущения и в какой комбинации вам приятно ощущать? Какие действия вы совершаете, чтобы продлить эти приятные ощущения?» |
Комментарии | Обычно выполнение этого упражнения не вызывает у участников никаких трудностей. Тренер и котренер все же должны следить, чтобы участники концентрировались на приятных свойствах предметов и не «соскальзывали» на сравнения типа «этот не такой противный, скользкий, острый, холодный, как все остальные». Еще раз следует обратить внимание участников на правила наслаждения (время, концентрация внимания, ограничение, исследование, усилия). |
Домашнее задание | «Дома взгляните вокруг себя и найдите то, к чему приятно прикасаться, ощупывать, исследовать. Можете рассмотреть с этой точки зрения также предметы, которые у вас постоянно при себе. Выберите три предмета, которые приятно взять в руки, и принесите их в следующий раз с собой». |
Страховка | Стимульные предметы для ощупывания: вата, клочки ткани разной фактуры, камни, отполированные и с острыми краями, бусы, металлические предметы, бумага, хорошо изданная книга, перочинный нож, ключи, листья деревьев. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Упражнение. КОНСИСТЕНЦИЯ ПИЩИ
Цель | |
Материалы | Стимульный материал – пища разной консистенции. Для первого упражнения – кружочки банана, очищенные от кожуры. |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | |
Шаг 1 | «Возьмите кусочек банана и зажмите его между губами. Обратите внимание на вес этого кусочка и его мягкость. Переместите теперь этот кусочек дальше в рот так, чтобы он мягко лег на середину языка. Еще раз обратите внимание на его вес. Внимательно следите за ощущением тяжести, которое связано с этим кусочком банана. Теперь расположите кружок перед передними зубами и исследуйте его поверхность кончиком языка. Теперь переместите языком банан к верхнему нёбу. Обратите внимание на сопротивление, которое возникает в связи с этим, на то, как поверхность банана приспосабливается к вашим движениям. Теперь разжуйте банан и проследите за ощущением на зубах, на которое мы редко обращаем внимание. Теперь можно проглотить банан, проследив за ощущениями, которые при этом возникают в гортани». |
Шаг 2 | «Повторите теперь все действия сами еще с одним кусочком банана». |
Обсуждение | «Какие новые ощущения от банана вы получили при выполнении этого упражнения? Не мешал ли вкус чувствовать консистенцию пищи? Какие ассоциации возникли при выполнении этого упражнения?» |
Комментарии | В русской культуре (по сравнению, например, с китайской) мы мало приучены обращать внимание на температуру и консистенцию пищи. Задача участников группы (и тренеров в том числе) – научиться обращать внимание на структуру, консистенцию и температуру пищи. Иногда бывает так, что кто-либо из участников группы приносит что-то, что может показаться неприятным другим участникам группы. В этом случае мы здесь первый раз сталкиваемся с негативным подкреплением, то есть умением доставлять себе удовольствие, устраняя неприятные вещи. Тренер должен внимательно следить за тем, чтобы негативный выбор не задел того, кто принес данный продукт. Имеет смысл сразу сослаться на принцип социальной компетентности в наслаждении (см. далее). |
Домашнее задание | «Дома попробуйте выполнить это упражнение с другими видами пищи: арахисом (жесткий), дыней (мягкая, сочная), сухариком (сухой и жесткий), яблоком (жесткое и сочное), плавленым сырком (мягкий). Постарайтесь дома обращать внимание на приятную вам консистенцию пищи, концентрируйте внимание именно на этом. Найдите и принесите к следующему занятию образцы пищи с разным вкусом и консистенцией». |
Страховка | Стимульный материал: разные зерна и орехи, повидло, желе, йогурты, хлеб, сухарики, мармелад, сушеные кальмары, яблоко, банан. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Упражнение. НОВОЕ И ПРИЯТНОЕ
Материалы | Карточки по числу участников, на которых написано: «На этом этапе тренинга самым важным для меня стало: 1. 2. 3.» |
Время | Упражнение – 10 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | «Подумайте о самых ярких впечатлениях от этого этапа тренинга. Постарайтесь вспомнить и записать те события, которые затронули вас в наибольшей степени. Не обязательно это должно было происходить в группе, но обязательно – иметь некоторое отношения к нашей работе». |
Обсуждение | Участники группы рассказывают о своих впечатлениях. |
Комментарии | В процессе обсуждения имеет смысл затронуть и обсудить также следующие вопросы: Что в работе было важным для эффективного сотрудничества тренеров и группы? Что было перенесено из тренинговой группы в повседневную жизнь? Какие изменения произошли в повседневной жизни и повседневных ощущениях? Удалось ли обнаружить особые места или занятия, которые приносят большее удовольствие? Предпринимались ли какие-нибудь активные попытки получить удовольствие? Были ли упущены в работе какие-либо особые моменты, ведущие к наслаждению? Создавали ли участники специально паузы для наслаждения в течение дня? Дискуссия также может быть продолжена в направлении обсуждения того, что вообще доставляет удовольствие участникам тренинга, и доставляет ли удовольствие сам тренинг. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_______________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ |
Упражнение. ЗОЛОТАЯ РЫБКА
Материалы | Не требуется. |
Время | Упражнение – 20 мин., обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | Каждый участник перед группой делает короткое сообщение на тему: «Какие три желания я попросил бы выполнить золотую рыбку, попадись она мне в руки». |
Обсуждение | «Легко ли было выбрать три желания? Не остались ли какие-либо желания забытыми? Может ли ваши желания выполнить кто-либо другой, помимо золотой рыбки? Можете ли вы сами что-либо сделать для выполнения ваших желаний?» |
Комментарии | Имеет смысл тщательно фиксировать высказанные участниками желания для последующего анализа. Записи могут пригодиться при выполнении дальнейших упражнений. Некоторые желания могут быть тут же «исполнены» (драматизированы) с применением бихевиоральной психодрамы. В этом случае пользуются методикой «психодраматическая проба будущего». |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос __________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Упражнение. ПЕРЕПИСАННАЯ АВТОБИОГРАФИЯ
Материалы | Листы бумаги, ручки или карандаши. С согласия участников автобиографии могут быть записаны на диктофон. |
Время | Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | «За исключением редких экстремальных случаев, биография каждого человека включает как трудности и несчастья, так и удачи, радости и счастье. Наша задача будет сейчас состоять в том, чтобы рассказать собственную биографию, оставив в ней только позитивные моменты, то есть такие события и обстоятельства, которые вам доставили удовольствие, радость или другие приятные чувства. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей». Участники группы по очереди рассказывают подготовленные позитивные автобиографии. |
Обсуждение | «Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?» |
Комментарии | При кажущейся простоте задания его выполнение может быть связано с некоторыми трудностями. Участники, например, могут «соскальзывать» на описание неприятных событий или ощущений, с ними связанных. Тренер внимательно следит за рассказом каждого и помогает при необходимости сконцентрироваться на том положительном, что есть в каждом моменте биографии. Тренер может также обращаться за помощью в этом к группе. По возможности и с согласия участников диктофонная запись автобиографий может быть расшифрована и роздана участникам группы. Эти биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями в их жизни. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: _________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос___________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |
Упражнение. ПРОЕКТ БИОГРАФИИ
Материалы | Листы бумаги, ручки или карандаши. С согласия участников биографии могут быть записаны на диктофон. |
Время | Упражнение – 20 мин. на одного участника, обсуждение – 5-7 мин. на каждого участника. |
Инструкция | «Теперь, когда мы навели порядок в нашем прошлом, мы попробуем пофантазировать и заглянем в наше позитивное будущее. Мы будем полностью свободны в наших фантазиях и сочиним каждый сам себе биографию на ближайшие 5-10 лет, включив в нее все наши мечты и планы, а также события и обстоятельства, которые вам наверняка доставят удовольствие и радость. Пожалуйста, описывайте эти чувства как можно детальнее, используя ощущения разных модальностей». Участники группы по очереди рассказывают подготовленные биографии. |
Обсуждение | «Как вам показалось, что в услышанных нами биографиях было самым приятным? Какой момент лично для вас стал бы самым счастливым?» |
Комментарии | Тренер внимательно следит за рассказом каждого и помогает при необходимости не отвлекаться на оценку реальности описываемых событий, их достижимости и т. д., а сконцентрироваться на том положительном, что есть в каждом моменте биографии. По возможности и с согласия участников диктофонная запись позитивных биографий также может быть расшифрована и роздана участникам группы. |
Домашнее задание | Позитивные биографии участникам предлагается дополнить новыми позитивными событиями, которые они могут заимствовать из услышанных ранее рассказов. |
Упражнение «______________________________________________» Цель: __________________________________________________________ Инструкция: __________________________________ Обсуждение: 1вопрос_____________________________________________ 2вопрос___________________________________________________ __________________________________________________________3вопрос_____________________________________________ |