Личностные качества и компетенции
• Системное мышление, системный подход к решению проблем.
• Оптимизм.
• Доминантность.
• Энергетический потенциал лидера должен превосходить потенциал персонала или быть равным ему.
• Высокая способность к обучению. Постоянное самообучение.
• Гибкость, способность быстро и адекватно реагировать.
• Принятие решений.
• Уверенность в себе. Без этого немыслимо лидерство.
• Аналитические способности.
• Мобильность, активная жизненная позиция.
3. Управленческие и социальные компетенции
• Самообладание, эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость.
• Умение держать себя в руках в любой ситуации очень высоко ценится.
• Целенаправленность. Может добиваться поставленной цели, мобилизуя силы коллектива и свои собственные.
• Надежность в отношениях с подчиненными. Развитие лояльности коллектива.
• Решительность и ответственность. Оперативное принятие решений и готовность нести за него ответственность являются одним из важных качеств настоящего руководителя
• Делегирование полномочий.
• Организаторские способности.
• Умение управлять временем.
• Общительность, умение работать с людьми. Должен быть человеком коммуникабельным, умеющим найти подход к любому сотруднику, способным выявить мотивирующие факторы для каждого работника.
4. Стратегические и культурные компетенции
• Предприимчивость, готовность к разумному риску.
• Креативность. Это творческие способности, необходимое качество лидера. Именно эта черта отличает лидера от администратора.
• Способность максимально использовать возможности сотрудников путем правильной расстановки кадров и эффективной мотивации.
• Масштабность мышления, умение видеть последствия шагов и делать прогнозы.
• Приверженность миссии и стратегическим целям компании (их ясное понимание, демонстрация соответствующего поведения и т.д.).
• Демонстрация определенных ценностей:высоких этических стандартов - в поведении, в поддержке ценностей компании, выполнении норм корпоративной культуры.
Должностная инструкция - документ, регламентирующий производственные полномочия и обязанности работника.
Должностные инструкции разрабатывает руководитель подразделения для своих непосредственных подчиненных. Должностные инструкции разрабатывают в соответствии с положением о подразделении. Комплект должностных инструкций охватывает все функции подразделения и равномерно распределяет нагрузку между работниками с учетом уровня их квалификации. Каждая должностная инструкция содержит однозначное определение того, чем данная работа отличается от всех иных работ.
Не существует стандарта, регламентирующего содержание и процедуру разработки должностной инструкции, в связи с чем каждая организация имеет возможность самостоятельно формировать описание той или иной должности. |
Типовая структура должностной инструкции позволяет:
- рационально распределить функциональные обязанности между работниками;
- повысить своевременность и надежность выполнения задач за счет введения количественных показателей периодичности, трудоемкости, продолжительности и календарных сроках их выполнения;
- улучшить социально-психологический климат в коллективе, устранить конфликты между руководителями и подчиненными;
- четко определить функциональные связи работника и его взаимоотношения с другими специалистами;
- конкретизировать права работника;
- повысить коллективную и личную ответственность работников за своевременное и качественное выполнение функциональных обязанностей.
Чтобы составить качественную должностную инструкцию, необходимо глубоко изучить те процессы, работы, которые должны выполняться по данной должности (или на данном рабочем месте), а затем определить требования к работнику, который будет занимать эту должность, к его знаниям, навыкам, опыту, т.е. составить личностную спецификацию.