Психологические особенности младшего школьника

1. Психологические особенности начального этапа обучения.

2. Умственное и познавательное развитие детей младшего
школьного возраста.

3. Формирование личности в младшем школьном возрасте.

1. Начальный этап школьного обучения находится в возраст­ном диапазоне от 6–7 до 10–11 лет. Рассмотрим психологическую специфику данного этапа.

С каким бы уровнем готовности не поступал ребенок в школу, он не в состоянии сразу же включиться в школьную жизнь.

Необходим более или менее длительный период приспособле­ния, или адаптации к школе.Процесс адаптации подчиняется психологическим закономерностям, которые следует учитывать в работе с первоклассниками.

Можно выделить три уровня адаптации:

1) высокий уровень адаптации: отношение к школе у перво­классника положительное, учебный материал осваивается от­носительно легко, на уроках внимателен и прилежен, охотно участвует в общественной работе, в группе сверстников име­ет высокий социальный статус;

2) средний уровень адаптации: ученик положительно отно­сится к школе, учебный материал усваивается, если преподно­сится подробно и наглядно, самостоятельно решает типовые задачи, поручения хорошо выполняет при контроле со сторо­ны взрослого, внимание сосредоточено, если выполняет инте­ресное дело, добросовестно выполняет общественные поруче­ния, имеет много друзей среди одноклассников;

3) низкий уровень адаптации: отношение школьника к об­
учению в школе отрицательное или индифферентное, преоблада­
ет сниженный фон настроения, часты жалобы на здоровье, нару­
шает дисциплину, с трудом самостоятельно выполняет задания,
в классе не имеет друзей, учебный материал усваивается отры­
вочно. Адаптация будет проходить успешнее, если ребенок психо­
логически готов к обучению в школе, при этом очень важно, что­
бы в семье была дружеская атмосфера, отсутствовали конфликты.

Еще одна проблема, которую необходимо решать в начальной школе, — это существующие у детей различия в мотивациях, уровне развития психических процессов, знаниях, умениях и на­выках.

Эти различия приводят к тому, что в одних случаях обучение воспринимается как очень легкий, а потому неинтересный про­цесс, в других — как чрезвычайно трудный и тяжелый, и только для некоторых находится в соответствии с их уровнем.

Перед педагогами и психологами стоит задача психологиче­ского выравнивания детей, подтягивание отстающих, в то же вре­мя не следует забывать и об одаренных детях.

И в том, и в другом случае проблем очень много, и зачастую их можно разрешить лишь в процессе индивидуализации обуче­ния, создания соответствующих уровню развития детей классов (классы выравнивания), подбору индивидуальных программ об­учения и т. п.

Еще одна важная проблема, стоящая перед начальной школой — это различия в физическом развитии детей.

Обязанность педагогов и психологов — ознакомиться с меди­цинскими картами детей, поступающих в школу, побеседовать c родителями, чтобы затем на уроках суметь правильно понять поведение ребенка, оценить его учебные достижения.

Дети, имеющие физические недостатки, требуют щадящего к себе отношения, соблюдения психогигиенических и психоло­гических требований.

Таким образом, на начальном этапе обучения требуется повы­шенное внимание к школьникам со стороны родителей и педаго­гов, чтобы процесс адаптации прошел более быстро и безболез­ненно.

2. Для восприятия младшего школьника характерна высокая эмоциональность и яркость воспринимаемых образов.

Хуже воспринимаются символические и схематические изо­бражения, лучше — наглядный материал.

Малый жизненный опыт не позволяет школьникам точно оценивать время и пространство.

Часто являются абстракцией исторические даты, детям трудно понять отдаленность событий во времени, в большинстве случаев значительно недооцениваются маленькие и переоцениваются большие интервалы времени.

Ограниченность в восприятии пространства может приводить к неправильной организации рабочего места, трудности беглого чтения из-за суженности строчек, ошибкам в восприятии и на­писании похожих букв и цифр, глазомерным ошибкам при изме­рении и пр.

Главная особенность внимания младшего школьника — это относительно слабая произвольность.

За время обучения в начальной школе все свойства внима­ния, кроме переключения, становятся почти такими же, как у взрослого.

Переключение же в этом возрасте развито даже лучше, чем у взрослых, что объясняется подвижностью нервных процессов.

Школьное обучение способствует развитию памяти младшего школьника.

Достаточно быстро в первые школьные годы развивается ме­ханическая память, отстает в темпах опосредованная, логическая память, так как в большинстве случаев ребенку хватает для усво­ения материала и механической.

Если не уделять должного внимания в эти годы становлению опосредованного, логического запоминания, это отрицательно скажется на обучении в среднем и старшем звене школы.

Интеллектуальное развитие младшего школьника идет по сле­дующим направлениям:

1) широкое использование речи в качестве средства мышления;

2) три вида мышления (наглядно-действенное, наглядно-об­разное, логическое) взаимно обогащают и дополняют друг друга.

Если какой-либо из видов мышления не используется при об­учении, то интеллектуальное развитие ребенка идет односто­ронне.

Младшие школьники овладевают понятиями, учатся сравни­вать, обобщать, делать выводы.

Процесс сравнения у детей одного и того же возраста может проходить по-разному.

Чаще дети находят различие, реже — сходство.

Второклассники при сравнении выделяют большее количе­ство признаков, чем первоклассники.

Если сравниваются новые предметы, то ученики легче обнару­живают различные черты, если предметы известны — схожие ка­чества.

При повторном сравнении становится большим количество выделенных признаков сходства.Операция сравнения иногда подменяется простым рядоположением предметов, то есть снача­ла отмечаются свойства одного предмета, а затем — другого.

Обобщение младшие школьники лучше всего делают, оттал­киваясь от конкретных ситуаций, детальных описаний.

Критерием хорошо сделанного обобщения выступает умение привести конкретный пример, соответствующий полученным знаниям.

Итак, за период начальной школы умственное и познаватель­ное развитие ребенка заметно прогрессирует.

3. Ведущим видом деятельности ребенка после поступления в школу становится учебная деятельность.

Однако личностное развитие происходит и в рамках выполне­ния других видов деятельности (игровой, трудовой, общения).

Именно в различных видах деятельности формируются дело­вые качества, развивается мотивационная сфера.

Одним из наиболее значимых мотивов в жизни человека яв­ляется мотив достижения успеха.Для того чтобы он развивался и закреплялся, необходимы такие личностные качества:

1) безграничное доверие к взрослым, прежде всего (особенно
в первом классе) к учителям.

От того, как взрослые оценивают ребенка, зависит формиро­вание его самооценки, которая у младших школьников уже может завышенной, заниженной, адекватной;

2) способность к сознательной постановке цели и волевой ре­
гуляции своего поведения.

Младший школьник уже может управлять поведением, руко­водствуясь отдаленной целью;

3) адекватная или умеренно завышенная самооценка и высо­
кий, но реальный, уровень притязаний.

Уровень притязаний может определяться как учебными успе­хами, так и положением в группе сверстников. Ребенок с высоким социальным статусом, как правило, имеет адекватную самооценку.

На протяжении младшего школьного возраста к ребенку при­ходит понимание того, что недостаток какой-либо способности может быть восполнен за счет прилагаемых усилий. В младшем школьном возрасте совершенствуются такие значимые личност­ные качества, как трудолюбие и самостоятельность.

Трудолюбие формируется в результате прикладываемых уси­лий при выполнении учебных и трудовых заданий и получении за успехи поощрений со стороны взрослых.

Важно, чтобы система поощрений была ориентирована не на относительно легкие достижения, а на те, которые были полно­стью добыты в результате прилагаемых усилий.

Младший школьный возраст можно считать переломным для формирования самостоятельности.

С одной стороны, ребенок еще полностью зависим от взро­слого, с другой — слишком раннее предоставление самостоятель­ности может спровоцировать непослушание и закрытость.

Для развития самостоятельности можно использовать следую­щие приемы:

а) больше доверять ребенку, поручая самостоятельное вы­
полнение заданий;

б) поощрять стремление к самостоятельности;

в) поручать выполнение домашних дел при минимальной
помощи взрослого;

г) поручать такие дела, выполняя которые, ребенок стано­
вится лидером для других людей.

В младшем школьном возрасте быстрыми темпами развива­ются как общие, так и специальные способности, причем очень велики индивидуальные различия между детьми.

В этом возрасте взрослые еще могут активно воздействовать на ребенка, так как значимыми мотивами остаются получение признания и одобрения со стороны взрослого, стремление заслу­жить высокую оценку с его стороны.

К концу этого возрастного периода все большее значение приобретают взаимоотношения со сверстниками, поэтому можно использовать следующие методы воздействия: публичное одоб­рение в присутствии одноклассников достижений и поступков, соревнование со сверстниками и т. п.

Таким образом, учитывая личностные особенности ребенка младшего школьного возраста, можно находить более эффектив­ные приемы воспитательного и развивающего воздействия.

Наши рекомендации