О Я, Наблюдателе и свободе 1 страница
Михаил Свечников
Сутры Патанджали
С точки зрения
Практики йоги
Москва, 2011
Аннотация
В книге заново переводится, анализируется и раскрывается один из самых авторитетных источников по йоге. Показывается, что следуя логике Патанджали, можно не только выстроить свою повседневную и чрезвычайно полезную во всех отношениях практику йоги, но и проследить стратегическую нацеленность древних риши-йогинов на исчерпывающее познание этого мира с целью полного выхода из его ограничений.
Содержание
Предисловие -- 4
Краткое изложение Сутр -- 7
Литературный перевод Сутр -- 9
Комментарии к Сутрам -- 28
Пословный (буквальный) перевод Сутр – 78
Очерки – 99
1) Ишвара и ОМ
2) Несколько замечаний о Я, Наблюдателе и свободе
3) Восприятие в обычном и измененном сознании
4) Практика йоги по Патанджали. Помехи
5) О насущности покоя
6) Последствия регулярной практики
7) Самадхи «облако дхарм»
8) Конструктивное понимание самадхи
9) Оттенки покоя
10) Логическая структура
11) Подсознание
12) Этика йоги
13) Отвергнутая глава
14) Тантра в Сутрах
15) Читта вритти
16) Сампраджнята – распознавание
17) Самьяма над тройной переменой
18) Состояние самапатти
19) В поисках самапатти: собственная частота внимания
20) Йога Патанджали как стратегическая дисциплина
Йога-коша -- 164
Приключение вместо заключения…
Предисловие Виктора Бойко
Уважаемый читатель, если ты читаешь эти строки, тобою открыта книга Михаила Свечникова «Сутры Патанджали с точки зрения практики йоги». Подобного труда в отечественной (да и не только) литературе по данной теме еще не было. В этой работе автор уникальным образом соединил доскональное знание эзотерики и восточной философии с реализацией собственной йогической садханы.
Да, базовые асаны йоги несложны, однако возможность их выполнения зависит от множества факторов, таких, как возраст, исходное состояние здоровья, комплекция и так далее. Неоценимая их польза для человека современного состит в том, что посредством грамотного взаимодействия субъекта со своим собственным телом на какое-то время существенно тормозится ментальная активность, состояние сознания приближается к сути йоги, описанной Патанджали, а именно – читта вритти ниродха (ЧВН). Это «Тишина мысли, расправляющей крылья, как она не любит тревог ума и сердца! Тишина Господня – гавань всех кораблей. Но благо покоя я хочу отличать от омертвения» (Экзюпери).
Самостоятельно изучив санскрит, автор, пользуясь разнообразной, в том числе и редкой справочной литературой перевел Сутры и откомментировал их на основании корреляции своего опыта с положениями первисточника.
Мы неоднократно обсуждали с автором различные узкие места в тексте Сутр, и пришли к единодушному мнению: человек, сполна и надолго не вовлеченный в процесс личной садханы никогда не приблизится к подлинному их пониманию. Более того, изыски таких всемирно известных ученых, как Д.Чаттопадхьяя, С.Радхакришнан и С.Дасгупта с точки зрения практика йоги остаются всего лишь талантливыми играми в семантическом поле. В рассуждениях есть логика, но истина в них не рождается. Искусство рассуждать не действуя – лучший способ обмануть себя самого.
Тем ценней выглядит на этом фоне сугубо прагматический подход автора, который излагает свои умозаключения простым языком и в рамках известной бритвы Оккама. Я даже склонен считать что создание данной книги - одна из творческих сиддх автора. Вторая – преподавание йоги. На его примере мы видим что полноценное и качественное погружение в йогу отнюдь не понижает социализацию человека, напротив, делает ее весьма эффективной, поскольку обычную и достаточно напряженную работу в бизнес-структуре автор успешно соединяет с работой в Школе. Идеальное сочетание – одно помогает другому, в то время как увлечение высокими идеями и словами мучительно и бесплодно, не давая человеку сбыться.
Итак, перед вами промежуточный итог личного пути автора, отданный во всеобщее пользование, будем же благодарны тому, кто его прошел и поделился с нами.
3 мая 2011, ВСБ
От автора
Почти каждый день, обычно с утра, на протяжении последних четырех лет я расстилаю коврик и выполняю на нем несложные упражнения йоги. Я делаю это с удовольствием, по потребности организма, с которым давно уже установилось достаточное взаимопонимание. Я не гоню его обязаловкой, не спешу, и тело мое вместе с психикой наполняется тем покоем, который увеличивает внутренний ресурс, позволяющий жить дальше – быть может, долго и счастливо. Иногда добавляю вечерние занятия, смотря по времени и по желанию.
Есть у меня и самая обычная работа в офисе за компьютером, с ее неразберихой, рутиной, не всегда приятным общением. Есть и повседневная жизнь в мегаполисе с его «экологией» и перенаселенностью. Есть дети, которые, слава богу, уже выросли, но еще нуждаются во мне как в опоре. Короче, есть проблемы, и их нужно ежедневно решать, и эти проблемы постоянно подъедают мой внутренний ресурс.
Я не молод и в полной мере ощутил и ощущаю на себе разрушительное и неумолимое движение времени. И когда, несколько лет назад, под вопросом оказалась моя способность зарабатывать на жизнь себе и близким, давняя склонность к йоге дополнилась полноценной мотивацией заниматься ею регулярно.
Иногда мегаполис берет свое, и я болею. Тогда занятия йогой временно прекращаются, бывает, приходится принимать таблетки, хотя с годами занятий такие «выбивающие из строя» случаи стали гораздо реже.
Обладая способностью понятно объяснять, я быстро стал преподавателем йоги в составе давно и успешно существующей Школы йоги. Наличие благоприятной среды позволило сформулировать для себя прагматические принципы и подходы к освоению методов йоги, в первую очередь понимание ведущей роли регулярной релаксации, как физической, так и психической. Наработалось собственное «рабочее состояние» достаточно глубокого покоя, когда нет спешки, нет интенсивных, нарушающих покой, ощущений. Возникло понимание, как «вползать» в любую доступную асану и сохранять в ней комфорт.
Не могу сказать, что я усердно штудировал многоликую «околойогическую» литературу, скорее «просматривал картинки». Мое внимание всегда приковывал один-единственный текст – Йога-Сутры Патанджали.
Так уж сложилось, что я возвращался к нему снова и снова в течение последних двадцати лет. Пробовал комментировать, но все комментарии, даже красивые и логичные, неубедительно «зависали в воздухе» из-за отсутствия достаточной опоры, твердого основания. Регулярная практика и интенсивное общение в моей Школе йоги дало ту точку отсчета, относительно которой накопленное желание «разобраться» с Сутрами, наконец, реализовалось – в удовлетворяющее меня понимание.
Поскольку я довольно интенсивно обсуждал свои (то и дело вспыхивающие) проблески понимания в Интернете, а также с коллегами, стало ясно, что выбранный тренд исследования (от опоры на практику) находит многочисленные положительные отклики у тех, кто давно и успешно практикует йогу. Отсюда и решение сделать книгу переводов и комментариев, которая вряд ли бы появилась без той благоприятной среды, в которой я имел счастье оказаться.
Должен сказать, что я никогда не взялся бы за эту работу, если бы имел под рукой хоть сколько-нибудь устраивающий меня перевод, а главное целостное понимание Сутр. Скажем, такого качества перевод, который мы видим на примере БхагавадГиты в изложении Б.Л.Смирнова. Меня совершенно не устраивали популярные в среде комментаторов мнения о запутанности и крайней философичности Сутр. Буквально все «чуют» в этом тесте «запредельный космос», но этим чутьем, восхищением, фантазированием и переписыванием друг у друга комментариев всё и ограничивается.
Поэтому, имея под рукой санскритский текст, повседневную практику и благоприятную среду общения, я выбросил из поля своего внимания все до сих пор сделанные комментарии и начал с нуля.
Конечно, переводы многих афоризмов Сутр давно устоялись и не нуждаются в корректировке, так что принять очевидное было легко и приятно. Гораздо труднее было вскрыть внутреннюю логику Сутр, совершить, так сказать, их системную реконструкцию. Ведь только такое понимание позволяло логически вычислить «темные», непонятные сутры, а главное ответить себе на вопрос, почему Патанджали делает именно такие, а не другие «пируэты мысли»?
Довольно долго я принимал во внимание лишь ту часть Сутр, которая непосредственно коррелировала с моей каждодневной практикой, относя остальное на «тантрические и философические вкрапления». Но, слава Богу, в итоге все легло как надо, и лишних мест в Сутрах не оказалось. Возникшая системная реконструкция ошеломляет своим размахом, неумолимостью, и в то же время – приятной возможностью выделить из нее разумное подмножество глубоких рекомендаций, позволяющих практиковать йогу в рамках обычной человеческой жизни, делая ее более счастливой и здравой.
Надеюсь, комментарии, очерки и материалы данной книги помогут заинтересованному читателю дополнить свое понимание йоги и Йога-Сутр, или – что еще лучше – дадут ему импульс к исследованию более глубокому или под иным углом.
Михаил Свечников
1 мая 2010 года, Москва.
Краткое изложение
Йога-сутр Патанджали
С точки зрения практики
Если совсем просто смоделировать устройство столь сложной системы как человек, то можно выделить в нем два основных момента, две силы. Первая сила – это совокупность его многочисленных желаний, имеющих в основе и в остатке желание жить (абхинивеша), и вторая сила – это инерция консервативной стороны человеческой системы, в первую очередь тела. Эта пара сил именуется в йоге Патанджали «двандва» – двойственность. И вся динамика обычной человеческой жизни, все ее события укладывается в схему колебаний от преобладания то одной силы, то другой. Преобладает активность – и человек творит, затевает дела, продвигает свои проекты и участвует в чужих. Потом его отбрасывает в пассивность, то есть в «тень» активности, обратную сторону его личности, и происходит то, что обычно не видно со стороны.
Третьей силой должен быть некий «нормализатор» первой и второй силы, подстраивающий их динамику и ритм оптимальным образом – с точки зрения экономии сил и ресурса. Но третьего от природы не дано, и эту третью силу (саттву) вырабатывает йога. Если йоге нет места в жизни человека, динамикой двандвы полностью управляет внешний ритм общества, семьи, а также стандартная (заложенная генетически) программа взросления и старения.
Обычно к йоге обращаются люди, утомленные болтанкой двух сил, их разбалансировкой. И первое, что предписывают Сутры – это культивирование «читта вритти ниродхи», то есть прекращение колебаний ума. На практике эта «ниродха» (непорождение) выглядит как временное прекращение всякой спешки и суеты (ментальное расслабление) плюс обычное расслабление тела (физическое расслабление). Устойчивое состояние покоя именуется в йоге высоким словом «самадхи». По мере практики обоих расслаблений (своего маленького самадхи) испытываются своеобразные сбросы накопленных физических и психических напряжений. Таким образом человек практически знакомится со своим подсознанием, содержанием психики и особенностями тела. Человек «упирается» в самого себя, в свое устройство. Поэтому следующим этапом, после самадхи, идет «садхана» (Вторая глава Сутр), то есть проработка тела и психики, заключающаяся в их изучении (свадхьяйя) и закалке (тапас). Закалка дается практикой асан и пранаямы плюс посильные нагрузки, необходимость которых человек ощущает в процессе самопознания, свадхьяйи.
В условиях современного социума этим дело обычно и ограничивается. Человек, практикующий йогу, выходит на некое «плато», когда он с помощью наработанной третьей силы, саттвы, компенсирует всяческие «вредности», притекающие извне в виде стрессов и неприятностей. И тем самым живет дольше и более счастливо, чем без йоги. Но бывает так, что возникает регулярный избыток саттвы, выражающийся в том, что третья сила начинает «переливаться через край», возникает ее избыток, выражающийся в появлении паранормальных, необычных способностей (сиддхи). Повторю, это бывает редко и специально стремиться к этому не стоит.
Сиддхи (во множестве описанные в Третьей Главе Сутр) создают одновременно огромные возможности и огромные искушения, это проверка на зрелость, возникающая вполне естественно как важный пункт йогической эволюции. Либо ты управляешь сиддхами, либо они тобой. У прошедшего эту проверку, не заигравшемуся в сиддхи, возникает свобода, высокий уровень управления своей судьбой. Эта свобода именуется в Сутрах «силой сознания» (читишакти).
Отталкиваясь от изложенного практического понимания, можно погружаться в подробности и тонкости, изложенные далее в Литературном переводе и Комментариях.
Йога-сутры Патанджали
Литературный перевод
Первая глава.
Самадхи-пада. Глава о покое
ОМ!
1-1 Вот наставление в йоге
* * *
1-2 Йога суть выключение (ниродха) активных программ сознания (читта вритти)
1-3 Тогда Зрящий проявляется в своей истинной форме
1-4 В остальное время захваченность программами (вритти)
* * *
1-5 Вритти – пяти видов, болезненные (клишта) и не болезненные (аклишта)
1-6 Это знание, заблуждение, воображение, сон и память
1-7 Восприятие, логический вывод, авторитетное свидетельство – таковы источники знания
1-8 Заблуждение – убежденность, не соответствующая фактам
1-9 Мысленное конструирование того, чего нет – воображение
1-10 Отсутствие контроля со стороны ума характерно для состояния сна
1-11 Способность хранить воспринятое – память
* * *
1-12 Регулярная практика и отстраненность дают умение отключаться от этих программ (вритти)
1-13 Из этих двух методов первостепенный – практика затихания (стхити)
1-14 Будучи долгой, непрерывной, благоговейной, усердной, практика создает прочное основание
1-15 Отстраненность же – способность не связываться испытанным и слышанным, оставаясь чутким
1-16 Эта способность приводит к наивысшему из всех – знанию Пуруши – и дает свободу от гун (гона)
* * *
1-17 Гармония восприятия, размышления, радости, подобающая форма Я-чувства – таково состояние сампраджнята (истинного довольства)
1-18 При этом опустошение сознания посредством практики обнажает все новые и новые самскары
1-19 Сущность бытия (сансара как бхога) очевидна для видящих и тех, кто слит с пракрити
1-20 Остальные прокладывают путь к этому знанию посредством веры, энергичности, памяти и мудрости, рожденной в самадхи
1-21 Чем интенсивнее практика, тем короче путь
1-22 Усилие это может быть слабым, средним и ярко выраженным
1-23 С другой стороны, можно сделать упор на Ишвару пранидхану (устремление к Ишваре)
* * *
1-24 Незатронутый совокупностью плодов клеш и кармы, таков особый Пуруша – Ишвара
1-25 В нем непревзойденном всякого знания зародыш
1-26 Он самых первых йогинов учитель, ибо временем не затронут
1-27 Его символ – пранава (мантра ОМ)
1-28 Повторяя ее вновь и вновь, прикасаешься к цели Ишвары
1-29 Тогда сознание становится внутренним, а препятствия устраняются
* * *
1-30 Препятствия же таковы: болезнь, вялость, высокомерие, лень, невоздержанность, предрассудки, небрежность, нестабильность, отсутствие контроля
1-31 Сопутствуют им беспокойство, дрожь в теле, неровное дыхание, рассеянность
1-32 Для их преодоления подбери тот или иной вспомогательный метод, а именно:
1-33 Дружелюбие, сострадание, радость, безразличие к удачам и неудачам, справедливости и несправедливости – очищают ум
1-34 Наблюдение за дыханием возвращает силы
1-35 Наблюдение за чувственными восприятиями доводит их до необычайной остроты и стабилизирует ум
1-36 Беспечальность же достигается благодаря созерцанию внутреннего света
1-37 Мысленно отстраняйся от объектов чувств и страстей
1-38 Изучи содержание своих снов
1-39 Следуй велениям сердца
1-40 Тогда внимание утончается и от малого до величайшего простирается его контроль
* * *
1-41 Когда вритти (программы) ослаблены, проступает прозрачность, подобная кристаллу, в которой познающий, познание и познаваемое предстают в своем неискаженном качестве и следуют естественному процессу (самапатти)
1-42 Примешивающиеся при этом значения слов, знание, воображение – отпускаются без борьбы (савитарка самапатти)
1-43 Когда память очистится, в пустой форме (без ассоциаций) воссияет цель и суть процесса, такова нирвитарка (по отношению к внешним объектам)
1-44 Точно так же происходит с тонкими объектами (внутренними объектами и понятиями) – сначала савичара, потом нирвичара
1-45 Мир тонких объектов завершается созерцанием бескачественной пракрити (алинга)
1-46 Но это лишь самадхи с семенем (сабиджа)
* * *
1-47 Непоколебимая нирвичара (полная свобода от ассоциаций) выявляет сияние Атмана
1-48 И дает прозрение в нездешнюю мудрость (ритамбхару)
1-49 От знания мира эта мудрость отличается особой целью
1-50 Порожденная ею самскара (особенность) связывает все остальные самскары
1-51 Когда отброшена и она, наступает нирбиджа самадхи (без семени)
Вторая глава.
Садхана-пада. Проработка
* * *
2-1 Йога в аспекте очищения должна практиковаться регулярно, внимательно и смиренно
2-2 Это помогает достигать самадхи и истончать клеши
* * *
2-3 Пять клеш – неведение, эгоизм, влечение, отвращение, жажда жить
2-4 Неведение питает остальные клеши, которые могут быть дремлющими, ослабленными, отложенными или активными
2-5 Неведение (авидья) заключается в принятии невечного, нечистого, болезненного, несущностного за вечное, чистое, радостное и сущностное
2-6 Когда сила видения заслоняет собой Зрящего, возникает эгоизм (асмита)
2-7 К хорошему привыкаешь, это влечение (рага)
2-8 Боль отталкивает, это отвращение (двеша)
2-9 Собственной силой движима, даже в мудрых укореняется жажда жить (абхинивеша)
* * *
2-10 От этих пяти клеш (даже в самых тонких оттенках) можно уходить в противоположное (аклишта)
2-11 Что и осуществляется посредством дхьяны (медитации)
* * *
2-12 Корни клеш удерживаются массивом карм (незавершенных дел) и зримо-незримо ощущаются в рождениях
2-13 Эти корни, прорастая, определяют касту, срок жизни и жизненные опыты (бхогу)
2-14 Являясь плодами горя-радости, они – причина порокам-добродетелям.
* * *
2-15 Круговерть гун, программ, страданий, дурных привычек, равно как и их противоположностей, совершенно неинтересны различающему
2-16 Поэтому всякого надвигающегося страдания он избегает
2-17 Избегает он и заслонения Зрящего зримым как причины страдания
* * *
2-18 Пронизанные качествами света, активности, инерции частицы составляют органы восприятия и действия (индрии), что позволяет воспринимать зримое – опыта и освобождения ради
2-19 И постепенно различать между специфическим (вишеша) и неспецифическим (авишеша) состоянием гун, между символом явления (лингаматра) и его недифференцированной материальной сущностью (алинга, пракрити)
2-20 При этом Зрящий хоть и обладает полной способностью видения, но вынужден смотреть сквозь завесу содержаний ума
* * *
2-21 Цель всего этого процесса – лишь выявление сущности видимого
2-22 Для достигших этой цели воспринимаемый мир перестает быть, но для остальных это не так
* * *
2-23 Опыт подчиненности и господства в отношении сил своей природы, распознавание этих сил, создаются соединенностью Зрящего и зримого (через читту)
2-24 Причина этой соединенности – неведение (клеша «авидья»)
2-25 Прекращение неведения прекращает соединенность, устраняя ее, тогда Зрящий абсолютно свободен (кайвалья)
* * *
2-26 Метод прекращения – непрерывное различающее осознание (вивека кхьятех)
2-27 Оно развивается не сразу, а через семь стадий познания
2-28 Которые проходятся по мере регулярной практики восьми граней (анг) йоги, пока не воссияет свет мудрости различающего осознания
* * *
2-29 Яма, нияма, асана, пранаяма, пратьяхара, дхарана, дхьяна, самадхи – вот эти восемь граней
2-30 Ахимса, сатья, астейя, брахмачарья, апариграха составляют яму
2-31 Этот великий обет действенен для любой касты, любой страны, эпохи и обстоятельств
2-32 Шауча, сантоша, тапас, свадхьяя, ишвара пранидхана составляют нияму
* * *
2-33 От мыслей негативных и беспокоящих культивируй противоположное
2-34 Ибо ложные помыслы (слабые, сильные и средние) о насилии, уже совершенном, вызревающим, одобренном, будучи следствием жадности, гнева, заблуждения – ведут к нескончаемому страданию и углублению неведения; поэтому противоположное культивируй
* * *
2-35 В присутствии утвердившегося в ахимсе (ненасилии) прекращается всякая вражда
2-36 Утверждение в сатье (правдивости) обеспечивает успешность в делах
2-37 Утвердившийся в астейе (нестяжании) получает все сокровища
2-38 В брахмачарье утвердившись, обретаешь силу
2-39 Твердость в неприятии даров (апариграха) дает полное знание о предыдущих рождениях
* * *
2-40 Благодаря шауче (чистоте) возникает отдаленность от собственного тела и прекращение контактов с другими
2-41 Саттва чистейшая, ясный ум, сосредоточенность, контроль индрий (органов восприятия и действия), видение атмана – характерны для этого состояния внутренней чистоты
2-42 В сантоше обретается счастье непревзойденное
2-43 Тапасом выковывается совершенство тела и органов и устраняется их нечистота
* * *
2-44 Свадхьяйя дает сопряженность с законами природы
2-45 Самадхи достигается через ишвару пранидхану
* * *
2-46 Неподвижность и удобство характеризуют асану
2-47 Что достигается отпусканием ненужных напряжений и слиянием с бесконечностью (ананта самапатти)
2-48 Тогда двойственности (двандва) перестают беспокоить
* * *
2-49 После усовершенствования в асанах замедляй движение вдоха и выдоха; такова пранаяма
2-50 Движение воздуха вовне и внутрь, а также задержку – долго и мягко регулируй по объему, времени и счету
2-51 Потеря различения вдоха и выдоха характеризуют четвертый тип дыхания
2-52 Тем самым устраняются завесы для света
2-53 И возникает готовность ума к дхаране (концентрации)
* * *
2-54 Когда ум не входит в контакт с индриями, следуя собственной форме, достигается пратьяхара (отвлечение) от индрий (органов восприятия и действия)
2-55 И тем самым обретается навык остановки индрий
Третья глава.
Вибхути-пада. Сила и ее проявления.
* * *
3-1 Удержание объекта умом – дхарана
3-2 Когда внимание становится непрерывным – дхьяна
3-3 Когда отпадают описания объекта – самадхи
* * *
3-4 Совместно эти три стадии обозначаются как самьяма
3-5 Она позволяет познавать объекты на ином уровне
3-6 И имеет многогранное применение
***
3-7 Эти три анги (грани) йоги – внутренние по отношению к предыдущим
3-8 Но и они внешние по отношению к нирбиджа (самадхи без семени)
***
3-9 Когда нет вовлеченности в мышление и обычный ход вещей, возникает тишина (ниродха)
3-10 Ее невозмутимое течение становится привычным
3-11 Рассеянность спадает, однонаправленность растет, сознание устремляется в самадхи
3-12 Когда этот подъем выравнивается, сознание становится совершенно однонаправленным (экаграта)
***
3-13 В этом причина перемен в индриях (органах познания и действия), меняются их свойства и скорости
3-14 Система (дхармин, носитель дхармы) начинает соответствовать своему внутреннему закону (дхарме)
3-15 Изменение глубинных тенденций (крама) приводит к новым внешним проявлениям (паринама)
* * *
3-16 Самьяма в отношении этих трех перемен (ниродхи, самадхи и однонаправленности-экаграты) дает знание прошлого и будущего
3-17 Самьяма в отношении различения слов, значений и идей дает знание речи всех существ
3-18 Прямое восприятие самскар дает знание прежних рождений
3-19 И знание содержания других умов
* * *
[3-20 Никогда не пользуйся этим ради выгоды] – эта сутра иногда опускается
* * *
3-21 Самьяма в отношении формы тела позволяет стать невидимым
[3-22 И неслышимым, не воспринимаемым в качестве тела] – эта сутра иногда опускается
3-23 Самьяма в отношении кармы – быстрой и медленной – дает понимание знамений и знание срока смерти
3-24 Самьяма в отношении дружелюбия и прочего дает могущество [состояния самапатти]
3-25 Самьяма в отношении силы слона дает его силу и другие силы
3-26 Управляя возникшей сверхчувствительностью, получаешь знание тонкого, скрытого, удаленного
* * *
3-27 Самьяма в отношении Солнца дает знание вселенной
3-28 Самьяма в отношении Луны – знание звезд
3-29 Самьяма в отношении Полярной звезды – знание движения звезд
* * *
3-30 Самьяма в отношении пупковой чакры дает знание системы тела
3-31 Самьяма на колодце горла – преодоление голода и жажды
3-32 Самьяма на курма-нади – неподвижность
3-33 Самьяма на свете головы – видение сиддх
* * *
3-34 Но свет интуиции дает ВСЁ знание
* * *
3-35 Самьяма на сердце – знание читты (сознания)
3-36 Сознание, даже чистое, совершенно отлично от Пуруши; их кажущееся слияние (в силу авидьи) – для обретения бхоги (опыта); самьяма над самосущим принципом дает знание Пуруши
3-37 Тогда возникает интуиция, проявляющаяся в паранормальных свойствах слуха, осязания, зрения и вкуса