Методологические основы судебно-психологической экспертизы, ее компетенция
Методологическую основу СПЭ составляют общепсихологические научные принципы:
• принцип детерминизма;
• принцип развития психики человека в единстве его сознания и деятельности;
• принцип системности, предполагающий изучение его психической деятельности как единого целого.
Методика проведения СПЭ в каждом конкретном случае с учетом задач, которые ставятся перед ней правоохранительными органами, предполагает широкий выбор различных методов исследования, к которым, в частности, относятся:
– изучение материалов дела и других документов, имеющих к нему отношение;
– ретроспективный психологический анализ (метод ретроспективной диагностики) произошедшего события, поведения подэкспертного лица, его психического состояния на основе диагностических признаков последнего;
– знакомство с анамнестическими данными о личности подэкспертного;
– беседа с ним и другими участниками процесса;
– экспериментальное психодиагностическое обследование испытуемого с применением различных тестовых методик.
Методика СПЭ должна содержать методы, позволяющие получать данные о динамике и содержании общего психического развития испытуемого, т. е. о формировании у него процессов познавательной активности, адаптации к социальным условиям, мотивации деятельности, о наиболее выраженных чертах его характера, особенностях эмоционально-волевой сферы.
В компетенцию СПЭ входит исследование различных проявлений психики, психических процессов, эмоциональных состояний, индивидуально-психологических особенностей психически здоровых лиц (свидетелей, потерпевших, обвиняемых, подсудимых и т. д.), участвующих в уголовном, гражданском судопроизводстве, а также факторов психологического воздействия на их поведение, на принятие ими решений в различных конфликтных, экстремальных ситуациях, ставших предметом рассмотрения суда.
В компетенцию СПЭ также входит изучение «психологического содержания некоторых юридических понятий, описывающих поведение людей и его внутренние механизмы, фиксирующих временные психические состояния, изменения сознания под влиянием различных факторов» (М.М. Коченов). В частности, при расследовании, рассмотрении уголовных дел в суде к компетенции СПЭ следует отнести:
• установление индивидуально-психологических особенностей личности участников уголовного процесса, уровня их психического, интеллектуального развития, наличия у них определенных психофизиологических качеств (повышенной тревожности, внушаемости, импульсивности и т. д.), существенно повлиявших на их поведение в экстремальных условиях (в том числе при выполнении каких-либо профессиональных обязанностей), в психотравмирующих (криминальных) ситуациях повышенной сложности;
• диагностику состояний психической напряженности непатологического характера (тревожности, страха, стресса, аффекта и т. п.), послуживших причиной совершения противоправных действий, неадекватного поведения (например, потерпевшей в опасной для ее жизни и здоровья ситуации, оператора, не справившегося со своими профессиональными обязанностями, и т. д.);
• исследование мотивационной сферы личности, составляющих ее психологических мотивов, побудивших субъекта к той или иной деятельности;
• выявление у несовершеннолетних правонарушителей с признаками отставания в психическом развитии непатологического характера способности осознавать значение своих действий и руководить ими;
• установление способности психически здоровых свидетелей, потерпевших (с учетом их индивидуально-психологических, возрастных особенностей, уровня психического развития) правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них правильные показания, что имеет немаловажное значение не только для уголовного, но и для гражданского процесса.
При разрешении гражданско-правовых споров в компетенцию СПЭ, как и при расследовании уголовных дел, входит исследование вопросов психологического характера, относящихся к индивидуально-психологическим особенностям личности участников гражданско-правовых споров, уровню их интеллектуального развития, перцептивным, познавательным способностям, эмоционально-волевой сфере, а также изучение психического состояния некоторых участников процесса. Например, в случаях, когда рассматривается вопрос о признании недействительности сделки, совершенной гражданином в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими (ст. 177 ГК РФ), либо когда субъект в результате причиненного ему морального вреда, по его словам, испытывал нравственные страдания и нужно доказать, что это было действительно так (ст. 151 ГК РФ).
Вопросы, решаемые судебно-психологической экспертизой. Наиболее распространенными вопросами, выносимыми на разрешение СПЭ, являются следующие.
1. Вопросы относительно психических процессов. Оценивая перцептивные способности свидетеля (потерпевшего и т. п.), нельзя не учитывать того, что в процессе сохранения субъектом воспринятой информации она часто на подсознательном уровне подвергается определенной переработке. Кроме того, на сохранение информации воздействуют такие психологические факторы, как повышенная внушаемость, склонность субъекта к фантазированию (особенно у детей и подростков), эмоциональная неустойчивость, стремление субъекта заполнить пробелы памяти вымышленными образами и т. д.
2. Вопросы о психических, эмоциональных состояниях:
– находился ли обвиняемый (подсудимый) в момент совершения противоправных действий (указать, каких) в состоянии аффекта или в каком-либо ином эмоционально напряженном состоянии, какое влияние оно могло оказать на его сознание, поведение, способность руководить своими действиями и контролировать их;
– что послужило причиной возникновения у него аффекта (иного эмоционального состояния).
3. Вопросы относительно индивидуально-психологических (характерологических) особенностей, свойств личности:
– какие индивидуально-психологические (характерологические) особенности присущи личности испытуемого;
– имеются ли у обвиняемого (подсудимого) индивидуально-психологические особенности (интеллектуальные, характерологические, эмоционально-волевые, мотивационные и др.), которые могли существенно повлиять на его поведение в исследуемой ситуации;
– имеются ли у свидетеля (потерпевшего) психологические особенности (повышенная внушаемость, склонность к фантазированию и др.), снижающие его способность правильно воспринимать события или предметы (указать, какие) и адекватно воспринятому воспроизводить увиденное (услышанное).
Безусловно, это далеко не исчерпывающий перечень вопросов. В каждом конкретном случае их форма, редакция в пределах научной компетенции СПЭ могут меняться в зависимости от обстоятельств дела, задач, решаемых судом. Важно помнить о том, что, формулируя вопросы перед экспертом-психологом, необходимо видеть психологическое содержание того или иного явления, ставшего предметом судебного разбирательства.