Профилактика синдрома эмоционального выгорания
Исходя из всего вышесказанного, мы видим, что «синдром выгорания» представляет собой негативные изменения в состоянии и личности профессионала, что наносит вред человеку и его работе. Таким образом, в контексте синдрома эмоционального выгорания, неизбежно возникает такой вопрос как профилактика и коррекция данного явления.
Надо отметить, что эмоциональное выгорание – процесс довольно коварный, поскольку человек, подверженный этому синдрому часто мало осознает его симптомы. Он не может увидеть себя со стороны и понять что происходит. Поэтому он нуждается в поддержке и внимании, а не конфронтации и обвинении.
На сегодняшний день используются разнообразные подходы в разрешении обозначенных выше трудностей. Рассмотрим некоторые из них.
Наиболее распространенным средством является непрерывное психологическое образование медработника, повышение его квалификации. Это связано с тем, что знания, полученные в период обучения в ВУЗе быстро устаревают.
Со стороны администрации нужна система поощрений, должны использоваться методы психологической разгрузки, релаксация прямо на работе, акцент должен быть сделан на том, каким образом руководители могут структурировать работу и организовать рабочие места, чтобы дело стало более значимым для исполнителей.
Важным аспектом в профессиональной деятельности является саморегуляция. Необходимость саморегуляции возникает тогда, когда человек сталкивается с новой, необычной или трудноразрешимой для него проблемой, которая не имеет однозначного решения или предполагает несколько альтернативных вариантов.
Психологические основы саморегуляции включают в себя управление, как познавательными процессами, так и личностью: поведением, эмоциями и действиями. Смысл саморегуляции заключается в том, что зная себя, свои потребности и способы их удовлетворения, человек может более эффективно, рационально распределять свои силы в течение каждого дня, целого года.
Аутогенная тренировка используется в таких видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность. Она основана на сознательном применении человеком различных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации и активизации. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменить настроение, самочувствие, что положительно отражается на его работоспособности, здоровье.
Широко используется психокоррекция как совокупность психологических приемов применяемых психологом для оказания психологического воздействия на поведение здорового человека. Психокоррекционная работа проводится с целью улучшения адаптации человека к жизненным ситуациям; для снятия повседневных внешних и внутренних напряжений; для предупреждения и разрешения конфликтов с которыми сталкивается человек. Психокоррекция может осуществляться как индивидуально, так и в группе.
Еще одно важное условие состоит в наличии разделения между работой и домом, между профессиональной и частной жизнью. Выгорание усиливается всякий раз, когда границы между ними начинают стираться, и работа занимает большую часть жизни. Для психологического благополучия медработников абсолютно необходимо ограничивать их работу пределами разумного и не позволять им распространять ее на домашнюю жизнь. Семейные проблемы, являющиеся следствием выгорания, могут быть облегчены “снижением рутинности”, когда люди направленно участвуют в специальных мероприятиях, полностью не связанных с работой, которые позволяют им расслабиться, перестать думать о работе прежде, чем они добираются домой. Иногда это могут быть физические упражнения, хобби или уединение на некоторое время в парке, чтобы поразмышлять, или просто горячая ванна.
Одним из существенных факторов, преграждающих усугубление «синдрома сгорания», является принятие личной ответственности за свою работу. Если врач из-за неудач или плохого самочувствия занимает пассивную позицию и обвиняет окружающих, чувство бессилия и безнадежности лишь увеличивается. Ответственность может быть перенесена вовне различными способами: «мне не везет, потому что пациенты противятся лечению и не хотят образ жизни»; «во всем виновата организация труда, а все это от меня не зависит»; «у меня слишком много пациентов и мало времени для каждого из них» и т. п. Такая пассивная позиция врача заставляет его капитулировать перед внешними обстоятельствами и чувствовать себя жертвой, что способствует возникновению профессионального цинизма. Поэтому консультанту особенно важно испытывать чувство ответственности и уметь работать даже при наличии ограничений и препятствий. Вместо перекладывания вины за собственное бессилие на окружающих и обстоятельства, лучше направить свою энергию и внимание на реализацию существующих возможностей и подумать об изменении самих условий.
Существует также немало конкретных способов преградить путь «синдрому выгорания»:
- культивирование других интересов, не связанных с работой врача; Szasz (1965) указывает, что у специалиста, принимающего ежедневно по восемь-десять пациентов, нет шансов работать на высоком уровне. Наилучшее решение этой дилеммы состоит в том, чтобы сочетать работу с учебой, исследованиями, написанием научных статей;
- внесение разнообразия в свою работу, создание новых проектов и их реализация без ожидания санкционирования со стороны официальных инстанций;
- поддержание своего здоровья, соблюдение режима сна и питания, овладение техникой расслабления, медитации;
- удовлетворительная социальная жизнь; наличие нескольких друзей (желательно других профессий), во взаимоотношениях с которыми существует баланс;
- стремление к тому, чего хочется, без надежды стать победителем во всех случаях и умение проигрывать без ненужных самоуничижения и агрессивности;
- способность к самооценке без упования только на уважение окружающих;
- открытость новому опыту;
- умение не спешить и давать себе достаточно времени для достижения позитивных результатов в работе и жизни;
- обдуманные обязательства (например, не следует брать на себя большую ответственность за пациента, чем делает он сам);
- чтение не только профессиональной, но и другой хорошей литературы, просто для своего удовольствия без ориентации на какую-то пользу;
- участие в семинарах, конференциях, где предоставляется возможность встретиться с новыми людьми и обменяться опытом;
- периодическая совместная работа с коллегами, значительно отличающимися профессионально и личностно;
- участие в работе профессиональной группы, дающее возможность обсудить возникшие личные проблемы, связанные с лечебной работой;
- хобби, доставляющее удовольствие.
Итак, чтобы избежать «синдрома сгорания», врач должен изредка, но обязательно оценивать свою жизнь вообще — живет ли он так, как ему хочется. Если существующая жизнь не удовлетворяет, следует решить, что нужно сделать для положительных сдвигов. Только должным образом заботясь о качестве своей жизни, можно остаться эффективным врачом.
Контрольные вопросы:
1. Профессионально значимые психологические качества врача.
2. Понятие о коммуникативной компетентности врача.
3. Психологические особенности личности, формирующие коммуникативную компетентность.
4. Психологические особенности личности, снижающие коммуникативную компетентность.
5. Перечислите и охарактеризуйте этапы профессионального становления.
6. Профессиональная адаптация: понятие, возможные пути адаптации.
7. Синдром эмоционального выгорания: понятие, составляющие
8. Развитие синдрома эмоционального выгорания: фаза нервного напряжения.
9. Развитие синдрома эмоционального выгорания: фаза резистентности.
10. Развитие синдрома эмоционального выгорания: фаза истощения.
11. Фазы развития синдрома эмоционального выгорания (М.Burisch, 1994).
12. Внешние факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.
13. Внутренние факторы, влияющие на развитие синдрома эмоционального выгорания.
14. Профилактика синдрома эмоционального выгорания.
Тестовые задания:
Задание 1. Для успешной врачебной деятельности необходимы все следующие способности за исключением одного пункта:
а) организаторские;
б) художественные;
в) перцептивные;
г) академические;
д коммуникативные.
Задание 2. К психологическим характеристикам, формирующим коммуникативную компетентность относятся все за исключением одной:
а) аффилиация;
б) эмпатия;
в) тревожность;
г) эмоциональная стабильность;
д) сенситивность к отвержению.
Задание 3. К психологическим характеристикам, снижающим коммуникативную компетентность относятся все за исключением одной:
а) тревожность;
б) эмпатия;
в) депрессивность;
г) интовертированность.
Задание 4. Способность к сочувствию, сопереживанию, состраданию называется:
а) эвтаназией;
б) эмпатией;
в) жалостью;
г) духовностью.
Задание 5. Специфическая профессиональная деформация лиц, работающих в тесном эмоциональном контакте с людьми при оказании им профессиональной помощи называется:
а) внутренней картиной болезни;
б) синдромом эмоционального выгорания;
в) склонностью к эмоциональной ригидности;
г) редукцией профессиональных достижений.
Задание 6. Синдром эмоционального выгорания является проявлением:
а) стадии наставника;
б) профессиональной деформации;
в) внутренней картины болезни;
г) профессиональных достижений.
Задание 7. К фазам синдрома эмоционального выгорания относятся все за исключением одной:
а) фаза резистентности;
б) предупреждающая фаза;
в) фаза нервного напряжения;
г) фаза истощения;
д) фаза выгорания.
Задание 8. Синдром эмоционального выгорания включает в себя следующие составляющие за исключением одной:
а) эмоциональное истощение;
б) дереализация;
в) деперсонализация;
г) редукция профессиональных достижений.
Задание 9. К внешним факторам, влияющим на развитие синдрома эмоционального выгорания относятся все за исключением одного:
а) хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность;
б) дестабилизирующая организация деятельности;
в) интровертированность;
г) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;
д) психологически трудный контингент.
Задание 10. К внутренним факторам, влияющим на развитие синдрома эмоционального выгорания относятся все за исключением одного:
а) склонность к эмоциональной ригидности;
б) слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности;
в) нравственные дефекты и дезориентация личности;
г) повышенная ответственность за исполняемые функции и операции;
д) интенсивная интериоризация (внутреннее переживание) обстоятельств профессиональной деятельности.
Глава 4