Почему наш сын голубой? Корни гомосексуальности
Начинать разговор о том, почему люди становятся гомосексуальными или гетеросексуальными, вероятно, лучше всего с обзора того, что, как мы знаем, не влияет на сексуальную ориентацию. Одно из недоразумений, которое сейчас по большей части опровергнуто,- это представление о том, что гомосексуальность обычно вызывается некоторыми нарушениями в развитии или патологией, что мальчики становятся геями из-за каких-то психических или психологических расстройств. Это заблуждение вполне объяснимо, так как в течение многих лет те геи, которые обращались к психотерапевтам, действительно, подвергались насилию, пережили травму или серьезное эмоциональное потрясение. Многие терапевты, консультировавшие этих мужчин, логично предположили, что такого рода потрясения привели их пациентов к гомосексуальности. Но то, чего эти терапевты не замечали, и о чем мы знаем сейчас - в большинстве случаев не потрясения вызвали данную сексуальную ориентацию, а, скорее, сексуальная ориентация косвенным образом, из-за отношения общества к гомосексуальности, послужила причиной полученных травм.
В частности, из-за исторических предрассудков против гомосексуалистов во многих странах, долгое время мальчики-геи или те, кого считали "активными геями", подвергались нападкам со стороны сверстников и общества в целом. Из-за этой ненависти, из-за того, что они сами стыдились того, кем они являются, эти мальчики, из которых только некоторые на самом деле были геями, оказались особенно восприимчивы не только к насилию и травмам, но и к целому ряду эмоциональных и психологических расстройств. Многие из этих расстройств - тревожность, депрессия, зависимость от алкоголя или наркотиков - только усугублялись, если мужчины обращались к психотерапевтам, потому что терапевты, вместо того, чтобы помочь этим мужчинам принять то, кем они являются, заставляли их отречься от собственной натуры, попытаться "стать" гетеросексуалом, в то время как в реальности гомосексуальность была для них единственным способом быть счастливыми и самодостаточными.
Другое заблуждение, которое также в значительной мере развенчано,- это представление о том, что то, как родители обращаются с мальчиком, может сделать его гомосексуалистом. Действительно, традиционная психоаналитическая теория связывает гомосексуальность мужчины с тем, как мать и отец мальчика взаимодействовали с ним, когда он был ребенком. Психоаналитики исследовали ранний детский опыт своих пациентов-гомосексуалистов, чтобы узнать, не было ли у мальчика, например, доминирующей матери, которая задушила его мужественность, либо слабого или жестокого отца, который препятствовал попыткам мальчика отделиться от своей всемогущей матери. Основываясь на этих рассуждениях психоаналитиков, многие специалисты по психическому здоровью, а за ними и широкая общественность пришли к заключению, что мать, если она слишком много играет с сыном, вовлекает его в "женское" поведение или просто слишком любит его и зависит от него, может каким-то образом сделать его геем. И хотя некоторые психоаналитики и психотерапевты по-прежнему объясняют возникновение гомосексуальности подобным образом, сейчас преобладает точка зрения, согласно которой, тип раннего взаимодействия родителей и ребенка не оказывает значительного влияния на то, будет ли мальчик геем или гетеросексуалом. Несмотря на то, что родители могут очень значительно повлиять на то, насколько безопасно и уверенно будет чувствовать себя мальчик относительно самого себя и своей сексуальности, у нас просто не существует доказательств, что опыт раннего детства может каким-либо образом сделать прирожденного гея гетеросексуальным или наоборот.
По мере того, как исследователи изучают истоки человеческой сексуальности, становится ясно, что люди, вероятно, рождаются с доминирующим типом влечения либо к противоположному, либо к своему полу. И хотя факторы среды, такие как воспитание и образование, могут повлиять на то, насколько быстро и успешно человек примет своею врожденную сексуальность и начнет действовать в соответствии с ней, он или она, но всей видимости, не в состоянии изменить или отменить ее. Таким образом, хотя внешние влияния, такие как пассивный отец, доминирующая мать или противный старший брат, могут привести к тому, что мальчик, рожденный геем, объявит, например, о своей гомосексуальности раньше или определеннее, чем к этому приходят другие геи, или вместо этого попытается совсем проигнорировать и подавить свою сексуальность, ни один из этих факторов в действительности не определяет, будет ли мальчик гомосексуалистом или гетеросексуалом.
Сейчас у нас есть доказательства, что сексуальная ориентация часто (хотя не всегда) является наследственным признаком. Например, существует исследование, в ходе которого ученые наблюдали за близнецами, чтобы понять, будет ли один из них гомосексуалистом, если другой гомосексуалист. В своем проекте профессор Каллман наблюдал за 85 мужчинами-геями, у каждого из которых был однояйцевый, или монозиготный, близнец (близнец, который развивается из той же яйцеклетки и генетически идентичный другому близнецу) или разнояйцевый, или гетерозиготный, близнец (близнец, который развивается из другой яйцеклетки и имеет лишь некоторую генетическую общность с другим близнецом). Каллман обнаружил, что в случае с однояйцевыми близнецами, если один близнец гей, то его брат тоже будет геем. Совпадения в этом случае составляли 100%. И наоборот, у разнояйцевых близнецов, если один из них был гомосексуальным, только 11,5 процентов их братьев были геями. В дальнейших исследованиях близнецов высокое (хотя и не абсолютное) соответствие сексуальной ориентации однояйцевых близнецов наблюдалось снова и снова.
В исследованиях второго рода ученые наблюдали за однояйцевыми близнецами, которые были разлучены при рождении и росли отдельно, не встречаясь друг с другом, в двух совершенно разных семьях. В одном из первых таких исследований, оба близнеца, хотя они и были разлучены, стали гомосексуалистами. Это было чрезвычайно важное открытие, потому что это помогло исключить вероятность того, что в предыдущих исследованиях близнецов, живущих вместе, решающим был фактор среды. Знаменательно, что еще две пары однояйцевых близнецов, которые росли порознь, были исследованы недавно, и вновь была замечено совпадение сексуальной ориентации: в одной паре оба близнеца были исключительно гомосексуальны, а во второй паре, один был исключительно гомосексуален, а второй женится на женщине, но имел гомосексуальный опыт. Хотя надо подчеркнуть, что эти исследования не доказывают, что гомосексуальность - на сто процентов врожденное явление, они лишь дают доказательство того, что на сексуальную ориентацию главным образом влияет наследственность.
Некоторые ученые считают, что наследственный или биологический характер гомосексуальности подтверждается наблюдениями за типичными играми детей, которые во взрослом возрасте проявили себя как гомосексуалисты. Связав эти игровые особенности с теми знаниями, которыми мы, на основании исследования животных и человека, располагаем о тестостероне и других гормонах, некоторые ученые собрали впечатляющие доказательства того, что присутствие или отсутствие этих гормонов в критические периоды до и сразу после рождения и в раннем детстве могут играть могущественную роль в прогнозировании (и объяснении) не только того, как дети играют с другими, но также и их сексуальной ориентации. Хотя это исследование сложное и не поддается краткому и точному пересказу, оно в целом показывает, что в ранние годы мальчики, которые станут в будущем гомосексуалистами, обычно избегают шумных игр, которые, как мы сейчас знаем, вызываются, по крайней мере отчасти, влиянием тестостерона и других мужских гормонов. Эта разница между тем, как играют "пре-гомосексуалисты" и "пре-гетеросексуалы" наблюдается в играх мальчиков из разных стран и культур. (Хотя, как я объясню позже, пристрастие к определенному стилю игры не означает, что мальчик обязательно станет гомосексуалистом). Аналогично, значительный процент гомосексуальных женщин в детстве характеризовались более активным участием в подвижных играх, чем другие девочки. Объединив эти данные с тем, что мы знаем о выработке гормонов в мозге и о том, как эти гормоны влияют на сексуальное развитие в целом, ученые сообщают, что гомоны и подобные им биологические факторы, вероятно, также играют значительную роль в формировании сексуальной ориентации.
Наконец, ученые начали изучать, есть ли отличия в работе мозга геев и гетеросексуалов. В одном недавнем исследовании, которое вызвало сильный общественный резонанс, профессор Саймон Ли-Вей продемонстрировал, что количество определенных клеточных ядер гипоталамуса (часть мозга, отвечающая за производство гормонов, сексуальность и эмоции) у гетеросексуальных мужчин было больше, чем у гомосексуальных мужчин или гетеросексуальных женщин. В целом считается, что исследование Ли-Вей само по себе не дает достаточных доказательств того, что есть значительные структуральные или функциональные различия мозга гомосексуальных и гетеросексуальных мужчин и женщин. Но его проект значим постановкой вопроса о том, что такого рода различия могут существовать, и таким образом, открывает перспективы для дальнейших исследований того, как биология определяет развитие мозга и как это, в свою очередь, воздействует на нашу сексуальную ориентацию и поведение.
Если мы посмотрим на имеющиеся на сегодня исследования, то придем к выводу, что биология играет значительную роль и формировании сексуальности человека. Исследования однояйцевых близнецов, могущественного влияния гормонов и возможных отличий в структуре мозга показывают, что наша сексуальная ориентация, хотя и не является генетически неизбежной, как, скажем, цвет глаз, в значительной мере определяется биологическими процессами. Есть основания предполагать, в рамках эволюционной биологии, что гомосексуальность возникла как важная и нужная адаптивная особенность человечества. Биолог-эволюционист Е.О.Уилсон, например, считает, что гомосексуальность может быть "нормальным" качеством, которое, по его словам "возникло как важный элемент ранней социальной организации человечества. Гомосексуалисты могут быть носителями редкого человеческого гена альтруизма". Согласны мы или нет с профессором Уилсоном, что геи биологически более "альтруистичны", чем негеи, кажется несомненным то, что гомосексуальность была частью жизни человечества, начиная с зари его существования, что мальчики-геи есть во всех странах и культурах, и что геи, если растут в семье, щедрой на любовь и заботу, могут вырасти во взрослых, которые ведут здоровую, нормальную, насыщенную жизнь и вносят такой же важный вклад в существование общества, как и гетеросексуальные люди.