Сближение поможет преодолеть проблемы второй травмы сепарации, равно как и первой
Я установил, что то, в чем мальчики нуждаются для прохождения Большой Невозможности - выжить среди давления сверстников, смирительной рубашки пола и других несчастий подростковости - это знать, что у них есть значимая связь не только со своими друзьями, но также с родителями и другими членами семьи. Хотя нам часто говорят, что подростки, особенно мальчики-подростки, жаждут самостоятельности и нуждаются в независимости от семьи, это еще один опасный миф о мальчиках. Конечно, подростки мучительно решают проблемы идентичности и взросления, и будут временами отталкивать нас, даже сбегать от нас. Разумеется, они хотят проводить время вне дома и утверждать свою индивидуальность. Но наши сыновья редко хотят рвать связывающие нас узы, жить сами по себе, отделяться от нас. На самом деле большинству мальчиков отчаянно необходимы их родители, их родственники, их окружение - тренеры, учителя, священники, рабби, которые всегда рядом, которые демонстрируют постоянство и в то же время гибкость, которые образуют живую стену любви, на которую можно опереться, а потом оттолкнуться от нее. Они жаждут не сепарации, а индивидуализации. Зрелость достигается в среде любящих взаимотношений: здоровая мальчишеская подростковость - это растягивание, а не разрыв психологической пуповины.
Мое исследование показывает, что наши мальчики об этом прекрасно знают. Сет, описывая, как он справляется с болью сепарации, которую испытывают многие мальчики, сказал с радостью:
"Я думаю... это просто крепость моей семьи. То, как родители растили меня частью семьи. Я люблю приходить домой и проводить время с мамой и папой.
Для меня не проблема прийти и провести все выходные с моей семьей вместо того, чтобы потусоваться с друзьями,- объясняет Сет. - Иногда я предпочту побыть с семьей. Когда я с друзьями, я иногда думаю, что предпочел бы оказаться дома".
Для подростка знать, что у него есть дом с любящими людьми, куда он может постучаться, чтобы набраться сил от теплоты семейных отношений,- это то, что помогает пережить подростковый период. Я убежден, что сила семейных связей охраняет наших мальчиков-подростков от эмоциональных травм и придает им уверенности в подростковом мире "крутизны".
У других психологов мы находим подтверждение центральной роли семейных отношений во время подросткового периода. Фелдман и Венцел из Стэнфордского университета установили, что восприятие подростками родительской удовлетворенности браком непосредственно влияет на их социализацию в подростковом возрасте. Блэйк Боуден из Детской больницы Цинциннати обнаружил, что подростки, которые ужинают с семьей пять раз в неделю, менее склонны к депрессии и употреблению наркотиков, зато чаще преуспевают в учебе и ведут здоровую социальную жизнь. Помимо того, недавнее национальное лонгитюдное исследование здоровья подростков пришло к выводу, что на поведение подростков воздействует главным образом социальное окружение, особенно семья. По данным этого исследования, "близость с родителями и семьей" значительно влияет на уровень эмоционального дистресса, который испытывают подростки, на то, как часто они употребляют наркотики и алкоголь, и даже, в некоторой степени, на то, будут ли они вовлечены в насилие. Это исследование выявляет и другие важные факторы, влияющие на поведение, такие, как присутствие родителя в важное время рядом с ребенком в течение дня, насколько высоки (или низки) ожидания родителей в отношении академической успеваемости. Но значимость этих факторов бледнеет на фоне "фактора близости". Эта близость, по материалам исследования, включает в себя "близость к матери и/или отцу, чувство, что они заботятся о тебе, а также чувства любви и желанности со стороны других членов семьи".
Как мы уже обсудили в предыдущих двух главах о матерях и отцах, все это не означает, что нужно взять на себя роль полиции нравов или надсмотрщика. Скорее нужно стать для мальчика оградой от жестокого мира и создать для него убежище, где он может выражать свои самые уязвимые и нежные чувства открыто, не боясь быть осмеянным.