Некрасов Ник. Алексеевич (1821-1878).
Семья средн. достатка, отец любил разгульную жизнь.Детей неск-ко чел (рождались и умерали). Мать страдалица (терпеливая, сносила унижения, оскорбления) => это Некр. ненавидит, наз-ет «барство дикое» (стих-е «Родина» 46г). Учился в Ярославской гимназии, проявл-ет склонность к театру и поэзии. По окончании едит в Питер => скитальчество и страдания, т.к. отец думает, что он будет служить, пыт-ся определить в Дворянский полк. Но Некр стремится попасть в универ. вольнослушатель филфака. Отец шлет проклятие, лишает наследства=> годы голод существ-я. Зарабатывает только лит занятиями: стихи на заказ (поздравления к именинам), пишет стихи и приказчикам в гостином дворе. Начинает писать в газеты (зараб больше): репортажи, очерки с места событий. За 2 года написал оч много (прим. 200 печ листов). Некр пишет водевили, мелодрамы, пародии. Ведет рубрику «Хроники петербужск. жителя».
40г – 1-ый сбор-к стихов «Мечты и звуки». Отклики были уничтожающие. Белинск.: романтич. штамповка, фальшивые. => Некр уничтожил почти весь тираж. Хар-но: дост тяжел матер. положение (выжив любой ценой, продавая талант впустую). Это знание оборотн. стороны жизни => появл-ся цинизм, оч жестк жизн хватка. С др стор покаяние, надрыв. Это определ. черта всего творч-ва Некр. В последствии многие противники: его талант стилизатора. Псовдоподделка под народ речь. Потом превращ в подлинную, это определ его поэзию. => стихи приобретают эл-т повествоват-ти, сиюминутности. Это реализм, жизнь перед. в формах самой жизни + вним к сюжетности. Некр пыт-ся писать романы, но не получается. Сцены из жизни – его излюблен жанр.
Очеркизм поэзии. 1. стихи на случай, житейская сценка. 2. дальше размышления автора (мораль, нрав-ть, филос-я). 42г-встреча с Белин. =>Некр. возвращается к стихам + обращается к организаторской лит деят-ти вместе с Бел, кот был вдохновителем -> натур. школа, вокруг них формируется кружок. Вообще Гоголь – основ-ль натур шк., а Бел раздел эту т.зр. и распростр., он был теоретиком эт шк. Нат шк давала реальн взгляд, это вид реализма, нет глубок осмысления, все показ-ся как есть-быт, углы Питера, низк слоев населения. Демократизация литературы, 1-я ступень реализма. А Физиология Питера – программное произведением самого течения. Некр ред-р сб-ка.45г – Альманах «Физиология Петербурга». Здесь очерки многих писателей. Стих-е «Чиновник» Некр. сатир, сочувств., обличительн. хар-ра (не от хорош жизни чин-к стался подлецом, среда виновата). Нат. школа отлич от поэтов чист иск-ва реализмом, опис жизни низов, опис-е соц проблем.
Раненное в самом начале жизни сердце, эта никогда не заживающая рана была источноком всей страстной страдальческ. поэзии его, т.е это поэзия сердца 46г – Альманах «Петербургский сб-к». «В дороге» - ярк стих. Встречено с восторгом Бел и публикой. Пейзаж и бытов зарисовка (осень – наиб предает его состояние в жизни) (Таратайкин везет полит ссыльного в Сибирь) Знаки, намеки, эл-т постоян.двойственности в его поэзии все t. (Некр. хорош лит ред-р + талантлив с т.зр. коммерции, умеет продать лит талант => страсть к карт играм -> покаяние, безденежье -> деньги и повтор. Он умеет контакт с разн высокопост.людьми, дружить и выпить -> от отца, а от матери – покаяние.
46 г с Ив Панаевым компаньены -> выкуп. «Современник», кот станов-ся ведущим журналом. Труды Некр (организ-р + лит редакт талант). Оттесняют «Отеч записки». Бел сотруд-ет с Некр до смерти, он благословил «Совр». Панаев-изд-ль, а Некр-ред-р, чув-л хороших авторов, он был объединителем противополож тенденций. Жур-л процветает, приходят Тург, Толст, Островск. («Москвитянин» закр-ся, т.к. приобрет попул-ть субъект причины -> радикально-настроен револ идеи «Совр»-ведущ ж-л). В 59г (оттепель) в «Совр» раскол. До 59г в «Совр» по инициат Некр объед-ся и либералы и разночинцы демократы- были объед 1 идеей-отмен креп права. Некр. приглаш в «Совр-к» Черныш., потом Черн привел Доброл => образ оппозиция осн составу авторов (т.к. расходились в ориентац на лит-ру). Некр уезж заграницу на некот t, возвр, а Черн как старш с Добр начин травлю либералов, славянофилов (Островск, Тург,Толст), т.е. в стор демократ. «Совр» превращ в органы революц-демократии. Добр умирает, Черн в Петропавловск креп. «Совр» закрыли в связи с покушением Каракозова на АлII.
Некр в (43-48г) пишет роман «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» - во мног автобиографич, собствен впечатления. О чел-ке, сделавш самого себя. + эл-ты стар форм – жизнь в духе авнтюрн романов. Эл-т похождение – стремление придать занимательность, чтоб привлечь чит-ей. Традиции буржуаз романа, идущ от 16в. Герой не обладает чертами нравств. нечистоплотности. Р-н не завершен, т.к. Некр. поэт + неактуал-ть замысла. Переходит к стихам: «Колыбельная», «Тройка», «В дороге», «Вчерашний день часу в шестом»(улич сценка + творч проблема) и др.
Некрасов. (48-51г)Совместно с Авдотьей Панаевой (журн «Совр-к» разместили в квартире Панаевых, где все трое жили). Некр влюбл в Панаеву (красивая). Отношения в духе разночинских нравов (чай на троих). Она из обедневшей двор семьи, замуж вышла по расчету, Панаев мягкий чел + дает жене свободу.
Вместе с ней пишет авантюрн р-ны «З страны света», «Мертвое озеро» - 1 и тот же тип героя – неуравновеш, деспотич, идущ по жизни по головам. Особ известностью р-ны не пользовались.
50г – ст. «Русские второстепенные поэты» (Некр как лит критик). Сыграла роль в становлении поэзии 50х гг. Точн хар-ки поэтов, их знач-е и место. Вперв появ-ся имя Тютчева, видит в нем талант, но Некр знал только его пейзаж лирику.
53г – цикл стихов «Последние элегии» (ему всего 33, а он пиш прощ элегии, он здесь умирает (это хар-но), любит помечтать о смерти, как все будут рыдать над гробом. Для Некр это хар-но: 1)покаяние, 2)здоровье надорвано. Пишет грустн прощальн стихи, ощущ нравсв и физич недомогание.
54г - сближение с Черныш., кот приглаш в «Совр-к» Некр., потом Черн привел Доброл => образ оппозиция осн составу авторов (т.к. расходились в ориентац на лит-ру). Некр уезж заграницу на некот t, возвр, а Черн как старш с Добр начин травлю либералов, славянофилов (Островск, Тург,Толст), т.е. в стор демократ. «Совр» превращ в органы революц-демократии. Добр умирает, Черн в Петропавловск креп. «Совр» закрыли. 68г – Некр и Салт-Щедр выкупают и возрождают «Отеч записки» (Краевский –номинальн ред-р, а Некр-фактический, Салт-Щедр-критик. Крест темы. С-Щ предст тему нигилизма. Цикл стих «О погоде». Питер – сверху -сыро, снизу-грязно, посредине-безобразно. Восприятие Питера литератором разночинцем. Весь Питер опоясан кладбищами. Это типич некрас стихи.
50 гг – достат удач в тв-ве (статья, знак-во с Черн, год за границей, «Совр» на Черн, кот приводит Добр, в итоге раскол в 59г) + эпоха довольно бурных выяснений с Панаевой -> завершение «Панаевского цикла» (автобиограф мотивы, филос рассужд-я о любви, передача драм состояния любви, исповедальн и покаянная лирика, с пониманием, что оба виновны, обращения к Панаевой пишет, осн мотив любовь-зло. (Паралелль роман у Тютч с Денисьевой и у Некр с Панаевой.) Тема тв-ва - Некр мн унаслед от Лерм (саркастического, тяжелого). Некр против поэтов чист иск-ва, т.к личн тема переплетается с соц. Некр не м. принимать жизнь такую, какая она есть, т.к. она тяжела.
Муза мести и печали уже формируется у него с 40х годов.
50-60г – хар-ны послания и посвящения Добр, Черн, Бел, Писар. – своего рода преломление творч темы, это литераторы, кот явл образцом для Некр.
Позиция Некр меняется: антикрепостн., нравствен, морализаторская. («Рыцарь на час» - сатира на совр нравы). Декабрист тема – сравнение идеалов прошлого и нынешнего состояния. «Дедушка», «Саша». 70гг- «Рус женщины». Крест тема – Эл-т фольклорный, народный. «Размышления у парадного подъезда» -Сатира при описании жизни хозяина роскошн палат, скорбн плач по судьбе рус народа. Поэма «Коробейники» -(Лесник убил коробейников, напившись, хвалиться этим). «Железн дорога» - гимн народу и труженику + сатира на генерала якобы с либеральн взглядами.
В исповедал стихах драматич раздвоенность (есть вина и искупление, чел сам делает выбор, а трагич когда без вины виноваты => самопожертвование народу, кот выступает вроде кумира. За это Некр критиковали и говорили о псевдонародном. Народности было много, но были и эл-ты псевдонародности. У Некр народ, нация как некая личность, имеющая свое лицо (неповторимость).
63г – «Мороз, красный нос» Драма крестьянской народной жизни. Хозяин умирает, жена остается одна с детьми. Поэма о нар судьбе, напис для народа. Эл-т народ, христианск реализма. Гимн женщине. Здесь женщина из народа, а в «рус женщ» дворянск, но объединяет их самоотверженность. 1ч. – «Смерть кр-на». Разнородность в стилях глав, есть ложный пафос, всегда сравнение что было и что есть. Прославление славянки с гротеском, это уже прим. карикатура. 2ч. – «Мороз, красн нос» Зд. этих переборов нет, сюжетное и ритмическое разнообразие. Эл-ты сказки и реально-психологич мотивации. Нет ощущения драмы в сцене с морозом, а воспринимается как сказка + реально-психологическое. Смерть поэтизируется – сон сладкий (это хар-но для фольклора и романтич поэзии. Понятие святогрешности – поэтизация смерти и убийства (тип велик грешника в «Кому на Руси..»). Поэзия смерти как освоб-е от тягот.
цикл «Последние песни». (О, муза, я у двери гроба) Состояние стоика, мужеств принимающего жизнь. (похороны. - Некр срав с Пуш). «Последние песни» по искренности чувства, сосредоточившегося почти исключительно на воспоминаниях о детстве, матери и совершённых ошибках, принадлежат к лучшим созданиям его музы. Рядом с сознанием своих «вин», в душе умирающего поэта ясно вырисовывалось и сознание его значения в истории русского слова.
Некрасов Н.А. «Кому на Руси жить хорошо» (63-78г до смерти) незаверш. Осн проблема – композиция произв-я, т.к. чит мы редакт композицию, воссозд, исходя из логики автор мысли. Кр-не идут по Руси, по схеме этого движ-ся и выстаивается композиция. На Грише Добросклонове все завершается, т.к. это идеальный герой, борец за счастье, образ положит героя. Это поиск национ хар-ра., героя времени. Образ Гр.Добросклонова (Параллель с Добролюбовым). Счастье бывает разное в зависимости от чел-ка, мотив поиска счастья (прим. царевна-лягуш-фолькл мотив) => мотив странствий – 7 мужиков странствуют. Фольклорн основа поэмы. Зачин фолькл-ый. 7-сокральное число, символ счастья – фольклорно-миф нумерология. Названия деревень-фолькл-е. Спор – каждый счастье понимает по-разному. Поним счастья экономическое: кто богаче, тому лучше + материальное: в достатке, сытости счастье, т.к. у них этого нет. Скатерть-самобранка-фолькл мотив. Кр-не решили искать счаст чела. Поэма 63г – пореформ Рос., осн конкр ист ?-что дала реформа –поэма дает ответ, что ничего – ни барину(потеря права) ни мужику(брошен без земли) лучше не стало. Сц: похороны кр-на->похороны крест доли, судьбы. Судьба Рос, народа. Фолькл-миф осн + поиски счастья. Жанр пути, странствий +современность (хар-но д\Некр). У Некр семейн ценности отходят на 2 план. Народность, соборность(природ,натур, как род, а не духовная) составляют семью. Встреча с помещ Оболдуевым – сатир иронич отнош-е к помещ, и также намек на татар, кот раньше угнетали, а теперь свои же помещики как внутр турки угнетают. Когда кр-не встретили его по дороге, он подумал, что это разбойники (и в то t такое бывало), т.е. историч детали все t проскальзывают. Оболд сначала делает вид либер чела, но оказ-ся, что либер-м ему не по душе. Встреч попа. Затем идут на ярмарку – подходят убогие и гов, что счастливые, т.к. выпить можно. Потом Матрена Тимофеевна – счастл, но оказ нет, душа болит за прошлое. !Эпический очерк народ. жизни. Жанр-эпопея. Ч\з одну централ губернию на Волге отражается жизнь всей Руси. Образ Г.Добросклонова как некий авторский нар идеал. Гриша действ-но счастлив, но сам этого не понимал. Несм. на житейск трудности, у Гриши есть идеал (борьба за народ) и этим он счастлив, у него нрав-соц ценности. (такие люди были в народе, но истинны ли были их идеалы?). В конце нов песня Гриши.
Поэты некрасовской школы.
В 59г при ред жур-ла «Совр» было организовано сатир приложение – ж-л «Искра» (для поэзии). Ред-р Добролюбов. Автор состав: Добр, Минаев, братья Курочкины, Михайлов, Вейнберг, Богданов, Ломан. 2 раздела: страдания народа (в стихах) и пародии на поэтов чист иск-ва, фетовск напр-я. За то, что не раздел убеждения революц. демократов->Фет бросает поэзию и уезж в деревню. Мног рев.демократы были и литераторами. В 19в прим 200 поэтов. Зд.огромн кол-во поэтов 60х гг. Осн темы: револ идея перемешалась с христианск. Тема страшн. суда, кары божьей. Ломан препод словесность, фигура драматическ. Директор питерск тюрем, пропагандист револ идеологий. 60-61г в журн «Искра» пишет пародии на Фета(гл гонильщик Фета). Курочкин Вас. (31-75) воспит отцом, полковником-> оконч кадет корпус-> Дворянск полк->чиновник. Ред-р «Искры» после Добр. Высмеивал болтунов, либералов, полицейских. Стих «двуглавый орел» (сарказм). Николай Курочкин (брат). Худ. и карикатурист, служил в крымск компании. Фельетоны, переводы. ?«Земля и воля», рицензии и карик-ры, стихи. Минаев Дм.(35в Симбирске-89в Сп-б). Из родовит дворян, увлекся револ идеологией, заканч дворян полк. Станов чиновником. Цикл стихов «Перепевы» опубл. -> в «Совр», «От. записки», «Искра». Автор злободнев пр-ий, фельетонов, быстро откликается на обществен события, пиш пародии, каламбуры. Стих «У входа в прессу»-прессе не н честность, а нужны субсидии. (соц проблемы показ), «Король и шут»-не стало честнх людей. 65г-под надзором полиции. Очерки с продолжением «Дневник темного чела» - «Днев писат» Дост – пародии, шаржи. Маска отставного майора Бурбонова – стихи»Думы и песни», «Евг Онегин наш t», «Демон», перев «Божест комедию» 10 лет. Огарев(13-77), друг Герцена, фигура дов-но заметная в общ движ л-ре, чел честный, отзывы хор. Лирика-гражд поэзия декабристов. Опис жизнь и быт народа=> м счит предшественником Некр. Стих «Дорога» нар образы-тройка, березки. Осн тема- о народе. Темы:страдания народа, скорбь о нем, народ – как богатырь, кр-н станов-ся героем народа, крест быт. Поэмы «Деревня», «Странник» вместо разночинца крест-н (быт, внутр мир). Борьба с соц злом в том, что они опис-ют в натур красках то, что происходит в народе. Сослов с-ма предрекает кр-на на бедн жизнь.
25 Чернышевский Н.Г.(1828-89)
Род в гСаратове, в семье священника. Рано нач читать, писать, отл дом образ-е.
Семинарию бросил, атмосфера учения отвратила его + по уровню он превосходил одноклас-ов. => хочет в универ (священником б не хочет, кризис) => в Питер (отцу это не нрав-ся, но он не препятств.получать ему светск. классич образ-е) + поступ на филос фак, филол отделен., заканч=>учитель рус словесности => едет в Саратов, препод в гимназии (не вполне удовлетв св деят-ю). Женится на Васильевой Ольге –дочь сарат врача => едет с женой в Питер, заним-ся линг деят-ю + препод-ой. Так.судьба дов хар-на д\ разночинск интеллигенции => дети свящ-ов отходят от церкви и увлек-ся револ идеями. (Добр, Черн, публицисты). Причины:разочарование, жизнь трудна, бедна +развращение священства (не о боге, а о еде думают =>ухищрения. + псих. слом у юношей (* Вл.Соловьев, но он потом вернется к вере). Черн к вере не возвращ. Он обрек соц, револ, полит идеалы. 54г – трактат-магистрская диссертация «Эстетич отношения иск-ва к действит-ти» - это теоретич оформление его револ-демокр мировоззр. Причины филос-эстетич трактата: 1) из-за ценз соображ. Н.б свои взгляды (позитивизм) дать в завуалир ф =>эстетический, 2)по призвания лит. критик воспитал эстетич вкус. Это материалистическ эстетика на осн позитивистов (*Кант), материал-ов. (нет сис-м, есть факты, империка, матер реал-ть). Это мировоззр-е во многом опирается на энциклопедистов 18в. Это метафизив материал-м, он часто соседствует с идеализмом. Во взглядах на ист. общ-во, Черн остается идеалистом. В сфере идеологии, социологии пыт-ся провести материал-м: среда определ-ет чел-ка, формирует его. (н. изменить среду обитания, но в конце конц чел сущ-во духовное и д\него эта установка ложная, среда выявл заложен. в челе потенции). По Черн все было бы просто. Все определ быт (материал подход_ => отсюда вытекает эстетика и полит идеи, кот проявились в р-не «Что делать». Эстетика, восходящ к идиологии просвещения. Это отнош-я идеала, образа к реал-ти. По Черн :иск-во д. отражать действит-ть, но не всякую действ-ть, а такую какой она д.б. По сути дела происходят наложения неких образов, идей. Эстетика Черн нормативная, это та эстетика, кот господствовала в теч 2,5 тыс лет (от Арист до 18в). Она воскресает в «Материал эстетике» Черн, кот наз-ет ее реальной, он проповедует реализм. Но цена норматизма над действит-ю (это объектив идеализм). В обл экономики и политики Черн исходит из неких умозрит заключ-ий, как д.б. (категор долженствования). Черн изобретал «вечн двигатель» + искал этот идеал (т.к. история д.б. идеальной по нему). Род деят-ти и установка Черн – н. догонять Запад, но без издержек, кот они за собой несут (т.е. быстро). В Рос крест община, кругов порука «-», кот м. превратить в «+». Кр.община-примитив зародыш социалистич отношений, также и круг порука –зачатки коллектив-ти, общинности, лишен духовн смысла.
54г – 1-ая ст в «Совр» «Об искренности в критике», идея оч хор, но приобрет смесь идеализма с реализмом. Н.б. искренним. Пишет об Остр., что он бездарность, его пьесы –мещанские драмы. (т.к. Черн проповед аристократич вкус).
Рецензия на Толст «Севастоп рассказы»- гов героям явл-ся жизнь, сама првда в изображении. (у Черн устарел представления-психологизм, автобиогр-м, демократизм(изобр прост солдат), правдивость изобр). Черн лучше поним Толст, т.к. у него эпическ начало, а у Остр – драматич. (=> преломление изображ).
В «Совр» приглаш Добр-ва => Жур-л-рупор револ-демокр критики. «Раскол в нигилистах»- о взаимоотн Черн и Добр, с др стор Писарев и Зайцев. Черн и Добр явл-ся радикалами умерен плана, чем Пис и Зайц, кот счит, что н. революц, А Черн и Добр счит, что револ-я н. как крайний способ, но жел капиталистич переростание (экономич). Это раскол в полит, эстетич отнош – Пис и Зайц отриц эстетич начало в иск-ве, кот счит чист формы идеологией и рассм произ-я с эт.зр. Пис рассм Пуш-на как нигилист, не видел ничего хор. Это привело к жестк полемике нигилистов и револ-демократов + взаим-я с либералами, Черн счит, что либер идеология миновала нов идеалы. Герцен судит о Черн по Зайц и Пис, кот счит невоспит выскачками. Борьба за сферу влияния. Черн не удается наладить отнош-я с Герценым.
60г – «Антропологический принцип философии». 61- «Воззвания к барским крест-ам от их доброжелателей» Полиция обвин в это Черн, но Ч. этого не писал (но в его духе) => его арестовали, суд, заключ в Петропавловск крепость, там он пиш р-н «Что делать»+ст «Письма без адреса» (запрещ), наполнена револ идеей. В Рос револ ситуац, пожары, обвиняют во всем нигилистов, радикалов. Полн опубл р-на в 63г, а в 64г Черн сослали в Сибирь, на каторге пиш «Пролог» (р-н не заверш). Была попытка освобожд-я, не удалось. Все это t пишет статьи, р-ны. Друзья опубл его собр соч. 74 –опубл «Письма без адреса». 2-ая попытка освоб Черн-безуспешна. В Рос в револ борьбе разброс, т.к.нет центра организац-го Черн. Общ-во революц-е раздроблено. В к.60х многие приходят к тактике терроризма. Рев идеи не привлек даже студентов, всяк.управл-е потеряно=> тактика террора(=> идеологич вырождение, обессиливание), страдают невинные люди. Черн возвращ в Астрахань, надорв здоровье, но м участвовать в общ. жизни. К эт t обстановка в Рос меняется. -> 70г- револ народничество-2 волна демокр хар-ра в Рос.,83г-появ нов лит направл-я, 81г-покуш-е на Ал II. 83г – в Астрахани Черн пыт учавств в общ жизни, но роль его никакая, 89г-возвр в Саратов, умирает от кровоизл в мозг. Его идеология не прижилась, т.к. была неуместна.