Накоплено немало данных, помогающих понимать систему невер-
Бальной связи. Словесные средства всегда сопровождаются несло-
весными [20, с. 4].
При восприятии человека с помощью наблюдения существует
Ряд отрицательно сказывающихся воздействий (которые психологу-
консультанту необходимо учитывать и стараться избегать):
- Эффект ореола — по данным характеристикам приписывание
Других.
- Эффект первичности — восприятие по первым действиям, по-
Ступкам.
- Эффект каузальной атрибуции — интерпретация причин на-
Блюдаемого факта.
- Стереотипы — обобщение, которого придерживаются члены
Одной группы относительно другой.
- Установки —- благоприятная или неблагоприятная оценочная
Реакция на что-либо или кого-либо, которая проявляется в отношени-
Ях, мнениях, чувствах и поведении.
- Предубеждения — суждение в терминах «хороший» / «пло-
хой», которое мы выносим о людях [18, с. 37].
Интервью как метод психологического консультирования.
Психолог-консультант работает с заказом (проблемой) клиента,
Он не занимается постановкой диагноза, а определяет проблему.
Интервью (по Г. С. Абрамовой) — специальный метод анализа
Уникальной ситуации заказа клиента с целью создания для него аль-
тернативных вариантов действий, переживаний, чувств, мыслей, це-
Лей — то есть большой мобильности и широты внутреннего мира.
Надо изменить отношение к внутреннему миру — сделать его дина-
Мичным. Тема интервью должна быть выдержана строго в жизненном
Контексте клиента. Психологу следует контролировать в ходе интер-
вью возникновение личных проекций на содержание темы. Он дол-
Жен рефлексировать на тему заказа клиента.
С т а д и и и н т е р в ь ю:
\.Достижение понимания. «Привет» — установление контакта:
Показать свою позицию и выяснить позицию клиента (директивный и
Недирективный подходы). Обеспечить обстановку — кабинет, распо-
ложение, посадка, то есть условия работы: физические и психологи-
Ческие (доверие, интимность, комфорт). 5 минут.
2. Выделение проблемы. Анализ проблемной ситуации, получение
информации от клиента о его проблеме. В чем проблема? Зачем при-
шел клиент? Как видит свою проблему клиент? Какие есть возможно-
сти для ее решения? Психолог делает предположение о строении
внутреннего мира клиента: его возможности, цели, чувства, мысли,
поступки. Что сам клиент знает о своем внутреннем мире? Способы:
вопросы, «слушание», «ведение». 15-20 минут.
3. Постановка цели и задачи — желаемый результат. «Чего вы
хотите добиться?». Способы: «инструктирование», ссылка на автори-
Теты (примеры, метафоры). Важна опора на потенциальные возмож-
ности клиента — изменение ситуации (инсайт). «Я сам все понял».
Здесь может возникнуть сопротивление. Обозначение сопротивления
клиента: «Вам трудно принять... Вам не хочется согласиться». Воз-
можно проговаривание позитивного поведения [1]. Это зависит от
Подхода психолога. 15 минут.
4. Выработка альтернативных способов и средств решения про-
блемы клиента. «Что еще можно сделать по этому поводу?» (Избега-
Ние ригидности). Анализ через синтез.
5. Обобгцение предыдущих этапов — от обучения к действию.
«Вы будете делать это?». Многие клиенты ничего сами не предпри-
нимают для изменения ситуации [1].
Эффект определяется теми переживаниями, которые были у кли-
Ента во время беседы. Изменение его состояния — показатель эффек-
Тивности. Отрицательный результат не должен пугать психолога,
Можно провести еще 2-3 встречи. Хорошо давать домашние задания и
Проверять их при следующей встрече. Могут быть даны рекоменда-
Ции по обращению к другим специалистам и книгам. Вербальное и
Невербальное общение.
Основные п о к а з а т е л и э ф ф е к т и в н о с т и и н т е р в ью [2]:
\. Интенциональность — количество направлений и возможно-
Стей решения проблемы, которые появились у клиента.
2. Творческое принятие решений клиентом. «Я стал другим!».
В рамках гуманитарной онтологии феноменологический анализ