Коллегиальный компонент — К
Требовательность и контроль сочетаются с инициативным и творческим подходом к выполняемой
Часть 3. Общение, лидерство, межличностные отношения
работе и сознательным соблюдением дисциплины. Стремление делегировать полномочия и разделить ответственность. Демократичность в принятии решений.
Применение методики не требует индивидуального тестирования. Возможно использование в батарее тестов, особенно эффективно использование его вместе с социометрией в целях оптимизации социально-психологического климата в коллективе.
Ключ
№а б в | № | а | бв |
1д к п | д | кп | |
2д к п | к | пд | |
3к п д | п | дк | |
4д п к | д | кп | |
5п д к | п | кд | |
6к д п | к | дп | |
7п к д | к | дп | |
8к п д | д | кп |
ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА
ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК
ЛИЧНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ
Соответствие личностных характеристик содержанию деятельности является непременным условием ее успешного осуществления. Особенно важно такое соответствие для видов деятельности с высоким уровнем ответственности. К таковым, как известно, относится деятельность руководителя (управленца, организатора). При решении вопросов подбора руководителей, формирования кадрового резерва существенную помощь могут оказать данные об уровне организаторских способностей и организаторской направленности личности руководителя. Заключение об указанных качествах руководителя может быть сделано психологом на основании оценки определенных психологических характеристик личности руководителя (ПХЛР).
В бланке экспертной оценки представлены 9 психологических характеристик личности руководителя, которые диагностируются по проявлению в деятельности 7 признаков каждой характеристики:
1) определенность раскрывает структуру интересов к различным аспектам своей деятельности;
2) осознанность — осознание целей организаторской деятельности;
3) целеустремленность — приоритет мотивов организаторской деятельности;
4) избирательность — способность глубоко и полно отражать психологические особенности коллектива;
5) тактичность — способность соблюдать чувство меры и находить наилучшую форму взаимоотношений;
6) действенность — способность увлечь за собой людей, активизировать их деятельность, найти наилучшие средства эмоционально-волевых воздействий и правильно выбрать момент их применения;
7) требовательность — способность проявлять требовательность в различных формах в зависимости от особенностей конкретной управленческой ситуации;
8) критичность — способность обнаружить и выразить значимые для деятельности отклонения от установленных норм;
9) ответственность — способность брать на себя
ответственность за результаты своей деятельно
сти и деятельности коллектива.
Психолог-исследователь определяет группу экс
пертов. Группа может быть представлена всем тру
довым (учебным) коллективом либо отдельными
его представителями. Важно, чтобы эксперты хоро
шо знали как оцениваемого руководителя, так и ха
рактер его деятельности.
Необходимо соблюдать однородность группы экспертов (эксперты-подчиненные, эксперты-руководители равного с оцениваемым ранга, эксперты-руководители более высокого ранга). В зависимости от конкретных условий исследование либо может проводиться на собрании экспертов в каком-либо помещении аудиторного типа, либо психолог-исследователь встречается с каждым экспертом индивидуально.
Экспертом разъясняется, что указанные в бланке экспертной оценки качества должны быть оценены ими применительно к конкретному руководителю по 5-балльной шкале: низшая оценка — 1, высшая — 5. Эксперты выступают анонимно и бланка экспертной оценки не подписывают.
Глава 2. Диагностика индивидуальных