Пол Экман, Уоллес Фризен - Узнай лжеца по выражению лица 2 страница
Например, подмигивание, в знак согласия ("ещё бы", "конечно") или флирта ("ты не против?"). Лицевые эмблемы сравнимы с маханием рукой, в знак приветствия или прощания, и кивком головы, в знак согласия или несогласия. Такие движения необычны и легко отличимые. Их значения одинаковы во всей культуре или субкультуре. Мы не будем обсуждать всю палитру лицевых эмблем, а только те, которые тесно связаны с эмоциональными проявлениями по движениям или по значению.
Поднятые и удерживаемые брови на расслабленном лице - это пример такой эмблемы. Подобное движение бровей - это часть быстрого проявления удивления, но если одновременно не двигаются веки и нижняя часть лица, значит это вопросительное выражение.
Есть еще и другие эмблемы, которые можно было бы назвать эмоциональными, потому что, то сообщение, которое они передают, раскрывает эмоцию.
Эти эмоциональные эмблемы похожи на лицевое выражение эмоции, но все-таки они различны для того, кто их видит и знает, что даже если эти эмблемы и появляются на лице говорящего, то это не значит, что человек проявляет свои чувства; говорящий лишь ссылается на эмоцию. Например, одна из эмоциональных эмблем отвращения проявляется при сморщивании носа, что является частью лицевого выражения отвращения.
Когда отвращение используется в качестве эмоциональной эмблемы, то это единственный параметр, который проявляется вместе с небольшим подъемом верхней губы, и это выражение быстро вспыхивает и гаснет на лице, и поэтому его нельзя путать с реальным лицевым выражением отвращения.
Сообщением является отвращение ("Но, сейчас у меня нет такого чувства.") Тогда быстрые лицевые сигналы используются для передачи эмоциональных и эмблемных сообщений. Также они используются в качестве речевых маркеров.
Есть люди, которые жестикулируют, чтобы подчеркнуть слово или фразу во время разговора. Можно делать тоже самое и с быстрыми лицевыми сигналами, выделяя сказанное словами лицевыми ударениями, запятыми и точками. Лицевые пунктуаторы мы обсудим и рассмотрим в следующих главах.Лицо посылает множество мимолётных сигналов, вдобавок к тем, которые изображают эмоцию, или используются в эмоциональных эмблемах, или выделяют слова. Гримасы, кривляния, пантомимы; движения, востребованные речью; такие действия, как покусывания губ, облизывания губ, и т.д. мы не примем во внимание, так как они не относятся к лицевым проявлениям эмоций, но часто принимаются за такие проявления. Лицо посылает много сообщений, вдобавок к проявлениям эмоций и настроения. Люди уверены, что умеют узнавать о настроении, личности, характере и интеллекте человека по лицу. Их мы обсуждать не будем, так как даже не известно, согласны ли другие с такими утверждениями, и тем более, правильны ли они. Более того, не известно, основаны ли эти утверждения на быстрых, медленных или статичных лицевых признаках. Возможно люди согласны с этим и всё это правда, по крайней мере частично, в определении пола, возраста и расы по лицу. Даже если у нас есть эта более достоверная информация, нам мало что известно о точных лицевых знаках. Хотя мы допускаем, что они передаются в основном медленными и статическими лицевыми сигналами, мы точно не знаем, какие сигналы передают эти типы информации. Например, рассматривая, является ли данный человек мужчиной или женщиной, делаем ли мы вывод только по форме верхней или нижней губе, или по их размеру, или дело в относительном размере губ, или их пигментации ? Но может губы и не важны, и нужно рассматривать густоту бровей или их форму; или дело в подбородке? Однако, мы немало знаем о лицевых выражениях эмоции.
Мы знаем, что люди могут выносить правильные решения. Мы знаем характерные сигналы в каждой части лица, которые передают сообщения страха, удивления, печали, счастья, гнева, отвращения, и в различных комбинациях. Если Вы хотите улучшить свое понимание лицевых выражений, для того чтобы Вы могли истолковать показанные другими людьми и более компетентно воспринять Ваше собственное лицо, тогда Вы должны сосредоточить свое внимание на быстрых лицевых сигналах и их отличительных сообщениях. Бесполезно смотреть на медленные и статические лицевые сигналы в поиске информации об эмоции. Вам необходимо узнать тонкие и очевидные различия и общие характеристики эмоций при их проявлении на лице и при их переживаниях. Вам следует научиться отличать лицевые выражения эмоций от лицевых эмоциональных знаков, других лицевых знаков и лицевых маркеров.
Если не Наблюдать за Лицом
Проблемы в понимании лицевых выражений возникают по большей части потому, что люди не смотрят на лица друг друга. А так как большинство лицевых выражений эмоций непродолжительные, то часто вы можете упустить важную информацию. Некоторые лицевые выражения очень быстрые и длятся всего долю секунды. Их мы называем микровыражениями. Большинство людей не замечают их или просто не осознают их важность. Позднее (Глава 11) мы объясним, каким образом эти очень быстрые микровыражения могут выдать эмоции, которые человек старается скрыть. Даже более привычные макровыражения часто длятся всего несколько секунд. Редко, когда лицевое выражение эмоции длится пять или десять секунд. Но если это происходит, то чувство должно быть сильным, настолько сильным, что одновременно с лицом задействован и голос через плач, смех, хохот или слова. Даже если вы и не смотрели на лицо человека, вы, скорее всего, не пропустите эти сильные эмоции, потому что вы будете их слышать.
Однако очень часто длительные лицевые выражения не являются истинными выражениями эмоций. Это притворные выражения, которые человек старается передать в преувеличенном варианте. Притворство таких выражений очевидно. Иногда человек не обязательно притворяется, а показывает с виду поддельное выражение. Предположим, что вы согласились с кем-то на смелую проделку, но в итоге она оказалась более рискованной, чем вы думали. Вы показываете поддельное выражение настоящего страха. Таким образом вы покажете собеседнику свои чувства, чтобы он тоже выразил свою нерешительность. А несочувствующий человек не будет высмеивать ваш поддельный страх.
Легко понять, отчего микровыражения могут остаться незамеченными - они очень скоротечны. Позже мы решим несколько упражнений, чтобы научиться распознавать их. Но, даже более длинные макровыражения, длящиеся две или три секунды, часто не замечаются, потому что на лицо не смотрят. В некотором смысле это звучит парадоксально, потому что лицо требует внимания. И, как центр главных сенсорных входов - зрения, слуха, обоняния, и вкуса — и главного коммуникативного выхода - речи, несет большое значение в общественной жизни. Кроме того, большинство людей распознает своих половинок частично по лицу. Целые отрасли промышленности трудятся для улучшения внешнего вида лица. Гораздо легче распознать человека по лицу, чем по телу. Частная жизнь будет намного чаще выставляться на всеобщее обозрение, если в газете будет опубликована фотография лица, сделанная в неподходящий момент, чем если бы опубликовали фотографию тела. А общественность всегда падка на фотографии известных и малоизвестных лиц.
Когда вам рассказывают о человеке, которого вы никогда не видели, то вы захотите взглянуть на фотографию его лица; обычно вы не думаете о том, что хотите посмотреть на фотографию ясно показывающую тело. Когда Вы видите человека в анфас, то вы больше смотрите на лицо, чем на тело, если только, возможно, нет некоторого сексуального интереса. Во время разговора вы изредка непрерывно смотрите на лицо собеседника. Вы, вероятно, чаще отрываете свой взгляд от собеседника, чем смотрите прямо на него. Подумайте о том, как обычно расставляют стулья, или как вы их передвигаете, когда собираетесь присесть и с кем-нибудь побеседовать. Обычно люди не сидят лицом к лицу, а наоборот, рядом или под углом друг к другу. Когда ваша голова выпрямлена, вы, как и ваш собеседник, оба смотрите в свободное пространство; это происходит почти всегда. Чтобы взглянуть на лицо человека, вы время от времени поворачиваете голову. В настоящее время исследуются те случаи, когда два человека при разговоре смотрят друг на друга. По-видимому, когда вы говорите, вы поворачиваетесь к собеседнику чтобы узнать, согласен ли он, доволен, зол, заинтересован, заскучал, и т.п. Вы хотите узнать, хочет ли человек что-либо добавить. Вы смотрите на него, если он некоторое время не давал вам понять, что слушает вас ("м-гм", "да", "хорошо", "ага", "неужели", и т.д.), для проверки. Взглядом вы даёте человеку знать, что пришло его время говорить.
Если вы не намерены прекращать свою речь, следует быть осторожным, и не смотреть на собеседника, когда делаете паузу. Когда слушаете вы, то иногда смотрите на человека, когда он делает ударение на каком-либо слове или в конце фразы. Тон его голоса повышается и он ждёт от вас какого-либо ответа. В некоторых случаях, по крайней мере один человек смотрит на другого намного чаще. Будучи зрителем, вы не стесняетесь всё время смотреть на лицо выступающего.
Он дал вам разрешение в силу своей и вашей роли. Будучи следователем, вы можете постоянно смотреть на лицо допрашиваемого, так как это ваша работа. Вероятно так бывает всегда, когда в официальной беседе авторитет одного человека выше чем у его собеседника. Вы можете постоянно всматриваться в лицо человека также и в обратной ситуации. Влюбленных, по крайней мере, тех, кто все еще встречается, можно узнать по тому, как они продолжительно и беззастенчиво смотрят друг другу в лицо.
Почему большую часть времени вы не смотрите в лицо своего собеседника? Почему вы можете отвернуться именно в тот момент, когда он может показать эмоциональное выражение лица? Частично ответ заключается в вежливости - вас воспитали не пялиться на человека (по крайней мере, это происходит в США и некоторых других культурах).
Вы не хотите показаться грубым и назойливым, узнавая информацию, которой собеседник с вами делится. Кроме этого, вы не хотите смущать его или сами не хотите смущаться. Если он хочет, чтобы вы знали о его чувствах, он может высказать это словами; иначе вы можете перейти границы допустимого.
Смотреть в лицо другого человека - очень личное. Вы можете себе позволить это только в том случае, если человек сам дает вам на это право. Например, он общественный деятель или ваша социальная роль допускает подобное (вы следователь, работодатель, судья, родитель и т.д.)
- или вы открыто хотите более близких отношений, приглашая своим взглядом взгляд собеседника. Но есть и обратная сторона монеты. И дело совсем не в вежливости и не в желании смутить кого-то или самому смутиться. Часто вы не смотрите в лицо другого человека, потому что не хотите обременять себя тем, что он чувствует и необходимостью что-либо предпринимать. Если вы не смотрите в его лицо, соответственно, вы ничего не знаете или можете сделать вид, что не знаете. Пока этот человек не выскажет все словами, вы совершенно не обязаны реагировать на его чувства.
Если у собеседника на лице недовольство или злость, и вы это видите, и он знает, что вы видите, то, вероятно, вам придется выяснить, не являетесь ли вы причиной его злости. Если он печален, то вам, возможно, надо будет его успокоить или помочь ему; тоже самое стоит сделать, если он боится. Во многих социальных взаимоотношениях люди очень неохотно признают или берут на себя ответственность за чувства других людей. Кроме названных выше распространенных причин, почему некоторые люди не хотят смотреть на лица, могут быть и другие, которые идут из детства. Вероятно, у них был не совсем положительный опыт, когда они были детьми, и их научили не смотреть на выражения лиц определенных людей или на определенные выражения, причем неважно, что они при этом показывают.
Ребёнок может думать, что опасно смотреть на лицо папы, когда он злится. Или опасно смотреть на любое злобное лицо. Такое мнение может сложиться в очень раннем возрасте и человек, сам этого не подозревая, будет стараться не видеть определённых эмоций или людей с этими эмоциями. Если вы хотите улучшить свое понимание выражений лица, то вы должны пересмотреть, когда вы хотите знать об эмоциях других людей, и хотите ли вы вообще о них знать. Возможно вам придётся избавиться от своих старых привычек, которым вы следовали, не задумываясь; которые мешали вам распознавать многие проявления эмоций.
Преграда в общении.
Лицо - только один источник информации, доступный во время разговора. А проблема в том, что некоторые сообщения упускаются, по причине вмешательства других источников информации, требующих к себе внимания. В большинстве разговоров это зрение и слух, то, что вы видите и слышите - ваши надёжные чувства. В большинстве бесед среди людей из Западного индустриального округа нет большого количества осязательного возбуждения, и предосторожности предприняты, чтобы скрыть ароматы. Когда вы слушаете разговор, вам доступны по крайней мере три звуковых источника информации: слова, голос, а также скорость речи, количество пауз, частота прерываний речи такими словами, как "эээ", "ммм".
Вашему зрению доступны по крайней мере четыре источника информации: лицо, наклон головы, поза, а также движения рук, ног и ступней. Все эти источники в звуковом и зрительном каналах могут указать вам на эмоцию. Звуковой и зрительный каналы обладают своими преимуществами и недостатками в общении как для говорящего, так и для слушателя. Говорящий может полностью исключить звуковой канал, просто замолчав и прекратив любую передачу информации для собеседника. Для говорящего это является преимуществом, а для слушателя -недостатком. В некоторой степени, зрительный канал постоянно присутствует.
Говорящий всегда сохраняет определённую позу, положение рук, выражение на лице; тем самым слушатель всегда получает некоторую информацию. Если говорящий человек видит заинтересованность собеседника, то благодаря звуковому каналу он передаст свою мысль с большей вероятностью. Слушателю необязательно поворачивать уши к собеседнику, чтобы получить сообщение, так как его звуковой канал всегда открыт. Со зрительным каналом всё иначе.
Человек, возможно, заинтересован, но не успевает заметить скоротечное сообщение. Отправитель может использовать в своих интересах это, чтобы "вставить" сообщение в визуальный канал, чтобы прокомментировать зрителю, без знания человека, с которым он разговаривает.
Например, один человек может послать другому визуальный сигнал, чтобы тот избавил его от скучного разговора, при этом надоедливый собеседник не заметит этого призыва к помощи. Но с другой стороны, если говорящий все же хочет, чтобы собеседник получил это собщение, то он должен подождать, пока тот не сфокусируется на нем визуально, и уже затем отправлять сообщение через зрительный канал. Таким образом, когда и говорящий, и слушающий показывают заинтересованность в беседе, слуховой канал получает преимущество через принятие посланных сообщений. Однако, слушающему намного легче показать поддельный интерес через слуховой канал, чем через зрительный. Можно притвориться слушающим, когда вы киваете время от времени или вставляете в речь собеседника междометие "мммм", а на самом деле вы слушаете другой разговор или заняты своими мыслями. Но нет никаких знаков подобного слухового обмана, при котором слушающий притворяется, что смотрит на говорящего, но на самом деле смотрит на того, кто стоит рядом или позади говорящего; ничего, что могло бы выявить, что взгляд слушающего направлен на другую деятельность.
По тому, как смотрящего определить проще, чем слушающего, то говорящий и слушающий могут легче обезопасить себя от лишних глаз, чем от лишних ушей. И хотя есть повтор или совпадение информации, передаваемой через оба канала, происходит естественное распределение труда, поэтому каждый канал передает определенный вид информации лучше другого. Большинство информации, особенно фактической, лучше всего передавать словами.
Когда вы стараетесь объяснить, где находится музей, кто сыграл главную роль в фильме, голодные ли вы или сколько стоит обед, вы делаете это при помощи слов. В подобных случаях вы прибегните к визуальному каналу в качестве основного, если вы не можете говорить или вас невозможно услышать, или ваша информация включает некую демонстрацию (например, как добраться до почтового отделения). Тон голоса и визуальный канал служат дополнительной информацией при словесном сообщении. Добавляются нюансы, подчеркиваются некоторые моменты, а также то, насколько серьезно следует принимать информацию, высказанную словами.
Визуальный канал можно использовать и для фактических сообщений, например, знаковый язык североамериканских индейцев или язык глухонемых, но преимущество, очевидно, за словами. Слова можно также применять для описания чувств или их объяснения, и обычно для этого их используют вместе с другими источниками. Здесь однако, преимущество за визуальным каналом, так как быстрые лицевые сигналы - первичная система для выражения эмоций. Именно по лицу вы можете узнать, какие чувства испытывает собеседник - злость, отвращение, страх, печаль и т.д.
Слова не всегда могут описать чувства человека; часто словами невозможно выразить то, что вы видите на лице собеседника в эмоциональный момент.
И когда дело доходит до эмоций, словам доверяют меньше, чем выражению лица. Если кто-то говорит вам, что он злится, и его лицо показывает тоже самое, то это так и есть. Но вас должно насторожить, если он говорит, что злится, а на лице нет никаких признаков злости.
А если происходит обратное, человек выглядит сердитым, но не выражает свои эмоции словами, то вы должны усомниться в его словах, а не эмоциях; вас должно заинтересовать, почему он не признает того, что чувствует. Эмоциональные сообщения можно также передавать голосом, положением тела, движением рук и ног. Но мы не знаем, передают ли они эмоции также точно, как и лицо. Они могут просто выразить то, что человек расстроен, но не скажут, какое чувство стоит за этим - злость, страх, отвращение или печаль. Ясность и точность других источников эмоциональных сообщений остается неизученной.
Однако мы знаем, что лицо - главная сигнальная система для ясного и точного выражения особых эмоций. При двух каналах (из семи) - слуховой и визуальный - передающих информацию, общение становится затрудненным. Говорящий посылает поток сигналов и, возможно, делает это небрежно, в свою очередь, у слушающего барьер, в результате чего он пропускает некоторые сигналы.
При визуальном канале люди обращают больше внимания на лицо; лицевые выражения настроены лучше движений тела, поэтому люди больше смотрят на лицо, чем на движения тела. Но слуховой канал, особенно выражаемый словами, получает больше внимания как от говорящего, так и от слушающего, потому что так можно передать множество самой разнообразной информации о чем угодно, за исключением эмоций. Вы можете пропустить важную информацию об эмоциях на лице, так как задействованы и другие информационные источники, поэтому возможно затруднение в ее восприятии.
Даже если вы фокусируетесь на выражении лица также, как и на словах, слова получат больше внимания, потому что вы всегда их услышите, а для визуальной информации необходимо будет смотреть на выражение лица. Тем не менее, для передачи информации об эмоциях, лицо важнее слов.
Контролирование лица
Выражение лица может быть контролируемым и неконтролируемым. Одно выражение бывает произвольное, другое - непроизвольное; одно - настоящее, другое - поддельное. Проблема состоит в том, чтобы уметь их отличить друг от друга.
Представим, что человек пережил некое эмоциональное состояние - что-то произошло, например, и это его напугало. Если на лице у него появляется выражение страха, то это происходит автоматически. Человек не думает о том, как задействовать лицевые мышцы, чтобы выглядеть напуганным; это выражение страха непроизвольное. Но здесь возможно воздействие, вызванное устоявшейся привычкой или намеренным, осознанным выбором момента. Воздействие может быть незначительным (уточняет или снижает оценку выражения) или значительным (мешает или полностью затрудняет восприятие). Лицевое выражение страха можно дополнить, если человек к этому выражению добавляет немного улыбки, показывая, что он может мужественно перенести свое положение.
Лицевое выражение можно ослабить, если человек сменил интенсивность выражения, стараясь показать лишь легкое беспокойство вместо испытываемого сильного страха. Лицевое выражение страха может быть неполным с появлением легкого признака страха; или на лице вообще не будет никаких признаков, либо у человека будет напряженное лицо.
Кроме описанных случаев, возможны ситуации, когда люди будут подделывать эмоциональные выражения в попытке создать впечатление того, что они испытывают эмоцию, хотя на самом деле это не так. Человек может показать на лице страх, ничего не ощущая на самом деле , или чувствовать совсем другую эмоцию. Проявления эмоций на лице контролируются по разным причинам. Есть общепринятые правила относительно того, что вы можете показать на лице, это правила выражения эмоций, которые регулируют выражение эмоций в обществе.
Например, в США многих мальчиков учат следующему правилу: "мужички не плачут и не показывают, что им страшно". "Есть и другие более личные правила выражения эмоций, которые не являются результатом определенной культуры, а являются особенностью той или иной семьи.
Например, ребенка учат не смотреть сердито на своего отца или не показывать печаль при разочаровании и т.д. Эти правила выражения эмоций, будь они общепринятыми или индивидуальными, очень хорошо запоминаются и запоминаются в раннем возрасте, поэтому контроль над лицевым выражением осуществляется автоматически.
Лицевые выражения контролируются также в силу профессиональной необходимости или практики. В некоторых профессиях необходимы люди, которые отлично контролируют лицевые выражения. Любой, кто хочет преуспеть в такой профессии, должен уметь убедительно подделывать выражения лица (например, актер или даже продавец). Либо от вас потребуется никогда не показывать, что вы на самом деле чувствуете (например, профессия дипломата). Люди также контролируют лицевые выражения эмоций, потому что в некоторых ситуациях это для их же блага.
Если ученик списывает на экзамене, то он должен скрыть свой страх, когда преподаватель проходит мимо его, потому что он не хочет, чтобы его поймали. Возникает некоторое замешательство относительно лицевых выражений, так как лицо передает как настоящие, так и ложные эмоциональные сообщения. Есть безудержные, ненамеренные, истинные выражения, а также есть квалифицированные, смоделированные, или ложные выражения.
Для того, чтобы улучшить свое понимание лицевого выражения эмоций, вам необходимо научиться отличать одну эмоцию от другой. Сначала вам следует понять, как переживаемые эмоции появляются на лице (Главы 4-9), потому что без этого вы не сможете определять подсказки для контролирования лица.
Позже, в Главе 11 "Обман Лица" будут даны дальнейшие объяснения правил выражения эмоций и различных техник управления. Много слов будет сказано о том, как различить искренние от смоделированных или ложных выражения лица. Некоторые из подсказок - в форме выражений лица, некоторые во времени проявления, в местоположении в его речи, и в том, как выражение лица имеет отношение ко всему остальному, что человек делает.
3. Исследования лицевых проявлений эмоций.
Проводились сотни опытов по лицевым выражениям эмоций. В другой книге мы более подробно исследовали полученные результаты.(см. Ссылку 5 в конце этой главы). Здесь мы кратко опишем те исследования, которые относятся именно к этой книге. Эта глава разрешит сомнения скептиков о научной основе содержания последующих глав. А также поведает любопытным людям о том, как изучают лицевые выражения эмоций.
Какую эмоцию выражает лицо?
Говорит ли нам лицо только о приятных или неприятных чувствах, или есть ли на нём более тонкая информация? Если это так, то сколько видов эмоций может оно показать: шесть, восемь, двенадцать? Обычно, чтобы выяснить, какие эмоции люди могут прочесть по лицу, применяют следующий метод: показывают фотографии различных выражений, которые люди должны верно определить.
Испытуемым могут на выбор предложить список со словами, описывающими эмоции, или они должны будут на свое усмотрение выбрать слово, которое первым приходит им в голову для той или иной эмоции. Исследователь анализирует их ответы и ищет совпадения в описаниях определённых лиц.
Например, в итоге, 80 процентов испытуемых одинаково описали выражение на одной фотографии словом "испуган". Другое выражение, возможно, люди опишут не столь однозначно. Например одни испытуемые опишут его, как "равнодушное", а другие - иначе.
На основе полученных результатов, исследователь делает вывод о том, какие эмоции может выразить лицо. Все подобные исследования последних тридцати лет, определили шесть основных эмоций, раскрывающихся в этой книге: счастье, печаль, удивление, страх, гнев и отвращение. Возможно, лицо передаёт и другие эмоции - стыд или волнение. Но они ещё не были признаны, как эмоции. Мы покажем не только как проявляются эти основные шесть эмоций, но как проявляются и все тридцать три оттенка каждой из них. Это весьма большая палитра нашего эмоционального репертуара.
Действительно ли суждения об Эмоциях Точны?
Недостаточно определять, какие эмоции читаются на лице. Также важно узнать, являются ли суждения людей верными? Когда люди смотрят на чужое лицо и видят в нём страх, правы ли они? На самом ли деле выражение лица в точности соответствует эмоциональному переживанию человека? Или все эти выводы о выражениях не что иное, как общее заблуждение? Для ответа на этот вопрос исследователь должен найти людей, которые испытывают какую-то эмоцию.
Он должен сделать снимки и снять на видео этих людей, чтобы позже показать их наблюдателям. Если тогда наблюдатели однозначно определят одну из эмоций, значит эмоция точно установлена. Большинство подобных исследований в точности оценки эмоций потерпели крах, обычно это случалось из-за неверных предубеждений исследователя относительно той или иной эмоции. Анализ наших собственных экспериментов, проведённых за последние 50 лет, показал весьма постоянные и убедительные свидетельства о том, что эмоции можно определить точно. Некоторые из этих исследований проводились в нашей собственной лаборатории.
В одном эксперименте мы сделали снимки психиатрических пациентов при их поступлении в клинику, затем снова, во время их выписки. Фотографии показали независимым наблюдателям и спросили, сделан ли тот или иной снимок во время поступления больного или во время его выписки. Суждения были точны.
Те же снимки, без каких-либо пояснений, показали другой группе наблюдателей. Им просто задали вопрос, видят ли они на фото положительную или отрицательную эмоцию. И снова точность была доказана, потому что выражения лиц, показанных при поступлении в больницу, были оценены как более неприятные, чем показанные после курса лечения.
В другом исследовании, другие наблюдатели пытались определить, были ли эмоции на снимках положительными или отрицательными. Но на этот раз на фото были лица стажёров психиатрической больницы, во время напряжённого собеседования. Не имея никаких сведений, испытуемые оценивали выражение лица во время стрессовой части собеседования как более неприятное, чем во время не стрессовой части. В ещё одном опыте наблюдателям показывали два фильма со студентами колледжа, где одни студенты смотрели видео со сценами хирургических операций с обилием крови, другие - видео о путешествиях. Испытуемые точно определили по выражениям лиц студентов, какой фильм те смотрели. Все эти исследования касались тех случаев, когда человек пытается не показывать своих истинных эмоций, но непреднамеренно их проявляет.
Но как насчёт тех случаев, когда человек старается показать эмоцию. Выразить счастье, гнев и т.д.?
Многие исследования подтвердили, что наблюдатели в точности определяют, какую эмоцию старается показать человек через выражение лица. Существуют ли универсальные выражения эмоций? Едины ли они для всех, вне зависимости от происхождения человека? Увидим ли мы проявление гнева одинаково у всех рас, культур или языков? Или может значения лицевых выражений различны в разных культурах так же, так и язык? Чуть более ста лет назад Чарльз Дарвин (см. ссылку 1 в конце главы) писал об универсальности лицевых выражений, что во всех культурах они однозначны, что они - биологическое наследие и определены эволюцией человечества. Со времён Дарвина с этим решительно не соглашались множество авторов. И только недавно научные исследования дали ответ на этот вопрос. Действительно, лицевое выражение, по меньшей мере, некоторых эмоций, описанных в этой книге, универсально, хотя и есть культурные различия в их выражении.
Исследование, проводимое в нашей лаборатории, играло центральную роль в урегулировании спора, являются ли выражения лица универсальными или определенными для каждой культуры. В одном эксперименте, вызывающие напряжение фильмы показали студентам колледжа в Соединенных Штатах и студентам колледжа в Японии.
Часть фильма студенты смотрели самостоятельно, а часть фильма они смотрели и обсуждали с научным сотрудником, носителем их культуры. Измерения движений лицевых мышц, увиденных на видеозаписях, показали, что, когда они были одни, у японцев и американцев были фактически идентичные выражения лица (см. иллюстрацию 1).
Но в присутствии другого человека, когда проявляются правила выражения эмоций, принятые в обществе, сходств между японскими и американскими студентами было мало.