Основные методологические принципы экономической психологии.
Экономи́ческая психоло́гия
Студент группа 0814-1(0) Постнов К.С.
Экономи́ческая психоло́гия — отрасль психологической науки об экономическом поведении и психических процессах человека, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. Предметом изучения экономической психологии являются психологические закономерности экономического поведения и взаимодействия между людьми как субъектами экономических отношений.
История
Впервые понятие «Экономическая психология» было введено французским социологом и криминалистом Габриелем Тардом в труде «Экономическая психология» (La psychologie économique) в 1903-ем году. Он и считается (вместе с американцем Джорджем Катона и с венгром Ласло Гараи) основателем этой междисциплинарной науки.
Экономическая психология в качестве самостоятельной науки выделилась в конце 70-х годов, когда специфика деятельности стала рассматриваться в качестве изучения потребителя и производительности единым целым. С этого момента структура науки разделилась на три раздела:
- Рынок, где рассматривается психология потребителя и ведения домашнего хозяйства;
- Бизнес, где рассматриваются психологическое поведение и особенности индивида в качестве предпринимателя, ведение переговоров, коммерческая тайна, заключение сделок, конкуренция и т.п.;
- Отношения, где рассматривается гражданин и общество (прибыли, безработица, налоги, инфляция, и др.).
Основные методологические принципы экономической психологии.
Основные методологические принципы экономической психологии являются конкретизацией принципов научной психологии применительно к особенностям ее предмета:
1. принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются универсальными, внеисторическими, психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности;
2. принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияния экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами;
3. принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов, предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречия между экономическим поведением субъекта и его осознанием;
4. принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлении предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических явлений в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов;
5. принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни, предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку проблем эмпирических исследований исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества.
Одной из характерных особенностей современного состояния психологической науки стало появление и стремительное развитие экономической психологии — нового научного направления, призванного интегрировать подходы психологической и экономической наук в исследовании хозяйственной жизни общества, экономического поведения, взаимодействия и отношений хозяйствующих субъектов.