Нарушения психических функций при эпилепсии

Многие исследователи считают, что изменения психики при эпилепсии возникают в силу ряда причин, среди которых выделяют:

• органические поражения мозга, обусловливающие очаговые и системные (связанные с перестройкой работы мозга) дисфункции, ведущие к общим изменениям психики и личности;
• ранний возраст манифестации заболевания, приводящий к измененному развитию несформировавшейся психики;
• стрессовые факторы, сопровождающие наличие эпилептических припадков и ведущие к развитию депрессии, тревожности;
• действие противосудорожной терапии на эмоциональную, интеллектуальную и когнитивную сферы ребенка.

Наиболее значительные изменения психики исследователи отмечают при левополушарной и височной ее форме.
В изменении психики ребенка важную роль играет возраст манифестации заболевания. Его негативная роль на первом году жизни проявляется в тяжелых психических нарушениях в последующем в 53 % случаев. При начале заболевания до 6 месяцев интеллектуальные нарушения наблюдаются в 65 % случаев, от 6 месяцев до 2 лет – в 49 %, от 2 до 4 лет – в 34 %, от 4 до 7 лет – в 22 %, от 7 до 15 лет – в 12 % случаев.
Нейропсихологическая картина нарушений ВПФ в детском возрасте имеет сложный характер.

Это связано с тем, что выявляемые симптомы относятся как к первичному дефекту, так и к вторичным нарушениям и к компенсаторным изменениям ВПФ, имеющим разную возрастную специфику.
В то же время имеется ряд указаний на ведущее место в этой симптоматике нарушений разных видов памяти. Ее ухудшение отмечают как больные, так и исследователи. Еще Тиссо в своих работах по эпилепсии писал, что не видел пациента с эпилепсией, который не жаловался бы на память.
В исследовании, проведенном Л. И. Вассерманом с соавторами (1987) на взрослых испытуемых, наиболее выраженными, независимо от вида эпилепсии, оказались нарушения при выполнении заданий на:

• экспрессивную речь;
• слухоречевую память;
• конструктивный праксис;
• динамический праксис;
• узнавание и воспроизведение ритмов;
• ориентировку в пространстве;
• зрительную память.

Сохранным оказалось понимание речи и словесных значений, письмо, чтение, восприятие схемы тела, мышление. Выполнение счетных операций и тестов на зрительный гнозис занимало промежуточное положение.
Л. И. Вассерман делает вывод, что наиболее сложным, независимо от типов припадков, оказывается выполнение тестов, которые связаны с включением механизмов кратковременной памяти любой модальности.
Наряду с мнестическими нарушениями описывается ряд других синдромов нарушения высших психических функций.

Синдром Герстмана, проявляющийся в симптомах: аграфия-акалькулия – пальцевая агнозия – нарушение лево-правой ориентации, наблюдается при поражении угловой извилины в доминантном полушарии.
Зрительные агнозии в виде трудностей восприятия предметов отмечаются при поражении затылочной области на границе с нижневисочной.
Потеря комбинированной информации о времени, месте прошлых событий и сопутствующих им эмоциях возникает при поражении гиппокампа.
Отчуждение воспоминаний и смешение событий прослеживается при поражении правой височной области.
Нарушения схемы тела в виде анозогнозии и аутотопагнозии описываются при поражении верхней теменной дольки субдоминантного полушария.
Дисграфии и дислексии наблюдаются при поражении теменной области доминантного полушария.
Личностные и эмоциональные изменения в виде дурашливости, потери чувства дистанции, эйфории могут возникать при лобной локализации поражения.

Т. Ю. Аскоченская и др. (1990) отмечают возникновение дефектов в перцептивно-пространственной сфере (топологические, проективные, координатные представления) уже на начальных стадиях заболевания и их нарастание при длительном течении эпилепсии.
Л. А. Троицкая (2007) провела нейропсихологическое исследование познавательных процессов у детей с разными формами эпилепсии и наследственными нарушениями, сопровождающимися судорожным синдромом, в котором показала, что характер созревания и формирования структурных компонентов и связей в психологических функциональных системах имеет свои особенности при разных формах эпилепсии.
На характер нейропсихологических синдромов оказывают влияние локализация очага эпилептической активности, умственное развитие ребенка и степень тяжести течения заболевания.
Наибольшая выраженность нарушения психических функций наблюдается при расположении очага в левом полушарии. Вовлечение в патологический процесс лобно-височных отделов может привести к церебральной деменции (распаду простейших программ и целенаправленной предметной деятельности), нарушению поведения. У детей с эпилепсией, затрагивающей теменно-затылочные отделы головного мозга, возникают нарушения конструктивного праксиса и зрительно-пространственного гнозиса, а также трудности в обучении по чтению и письму.
На разные виды речевых нарушений оказывают влияние такие факторы, как: ранний дебют заболевания (до 1 года), наличие правосторонних парциальных припадков, лобная локализация эпилептического очага.
Правильная постановка диагноза и адекватный комплекс лечебных и реабилитационных процедур позволяют предотвратить развитие умственной отсталости у большинства больных.
По данным Л. А. Троицкой (2007), максимальные успехи при проведении коррекционных мероприятий достигаются в группе детей с умеренной и легкой степенью умственной отсталости.
В то же время применение современных методов, позволяющих провести более тонкую оценку состояния психических процессов, показывает, что, несмотря на своевременное адекватное лечение, дети с эпилепсией страдают определенной интеллектуальной недостаточностью, трудностями в обучении и социальной адаптации.


Наши рекомендации