Зодиакальные знаки как энергетические паттерны 1 страница
CRCS PUBLICATIONS
Post Office Box 1460
Sebastopol, California 95472
USA
Стефан Арройо
Астрология, психология
&
Четыре стихии
Энергетический подход к
астрологии и его использование
в консультировании
Москва
Центр астрологических
исследований
9П6 (03)
Перевод с английского
О. Матвеевой
Под редакцией
В. Андреева
О. Матвеевой
Макет
С. Матвеева
Стефан Арройо
Астрология, психология & четыре стихии: Пер. с англ. О. Матвеевой. - М.: ЦАИ, 1997 .-264 с.: ил
ISBN 5-86721-108-8
Эта книга Стефана Арройо, автора известного бестселлера «Астрология карма и трансформация», рассматривает взаимосвязь астрологии с современной психологией, а также использование астрологии в качестве практического метода для понимания настройки человека на универсальные силы. В первой части книги тщательно разбирается вопрос о том, что астрология может служить наиболее ценным психологическим инструментом для понимания себя и других людей. Вторая часть книги посвящена интерпретации и практическому применению астрологических факторов, основанных на реальных задействованных энергиях (огонь, воздух, земля, вода)
Книга будет полезна для студентов, изучающих астрологию, и людей, обладающих достаточным астрологическим опытом, особенно в сфере астрологического консультирования.
ISBN 0-916360-01-6 (англ.) © Stephen Arroyo 1975
ISBN 5-86721-108-8 (русск.) © О. Матвеева, перевод, 1997
© С. Матвеев, оформление, 1997
© М. Крылов, обложка, 1997
© ЦАИ, 1997
Дэйну Радьяру
С признательностью за его поддержку,
вдохновляющие идеи и безупречную
ясность видения
* * *
Астрологии гарантировано признание современной
психологии, потому что астрология представляет
собой совокупность всех психологических
знаний древности.
Карл-Густав Юнг
* * *
Задача науки — не просто идентифицировать меняющийся
структурный паттерн во всем, но и увидеть его простоту.
Наука начинается с предположения, которое всегда
присутствует, хотя при этом оно может быть
подсознательным, забытым или даже отвергаемым:
«В природе существует простой порядок; возможен
простой способ представления опыта;
задача науки — обнаружить его».
Л.Л.Уайт
Пролог
В наше время рождается новый вид астрологии. Он еще не совсем сформированный, не полностью скоординированный, недостаточно приспособленный к общественным потребностям и нуждается в изрядной поддержке и помощи от своих родителей. Так же как ребенок, который учится ходить, многократно падает, этот новый вид астрологии переживает свои взлеты и падения и иногда падает лицом вниз. Подобно всем детям, эта растущая сущность требует повышенного внимания со стороны родителей, чтобы в полную меру развить свои потенциальные возможности. И хотя родитель не может с удовлетворением откинуться на спинку кресла, чтобы поразмыслить о хорошо сделанной работе, пока ребенок не будет полностью самостоятельным, сам процесс поощрения роста и развития ребенка является достаточно побудительным, чтобы продолжать работу. Этот новый вид астрологии берет традиционные теории и позиции и выворачивает их наизнанку, раскрывая временами массу противоречий и пустых банальностей, а временами вдохновляющую сущность универсальных истин. Этот рождающийся вид астрологии вырывает с корнем существующие недостатки и пытается достичь такого уровня понимания, который прольет свет на совершенно новый подход не только к астрологии, но и к самому человеку.
Прорыв в сферу психологии, сделанный в первой половине нашего века, только сейчас начинает усваиваться массовым
сознанием, хотя он оказывал влияние на астрологию с тридцатых годов. Однако только недавно этот процесс усвоения приобрел достаточный импульс, чтобы большое число астрологов и студентов, изучающих астрологию, ощутило потребность реструктурировать и заново определить астрологические принципы и назначение самой астрологии. Этот процесс реструктуризации начался с книги Дэйна Радьяра «Астрология личности», вышедшей в 1936 году, и с этого времени медленно набирал скорость и приобретал популярность. Развитие этого нового вида астрологии было медленным главным образом из-за того, что на изменение массового сознания и вырастание астрологов из старой структуры, которую они усвоили, начав изучать астрологию, требуется много времени. Но сознание эпохи изменилось, и астрологи начали медленно осознавать, что большинство методов интерпретации и практики, подходящих для людей 1920-х годов, неуместны для людей, живущих сейчас.
В этой книге будут детально рассмотрены характерные отличия новой астрологии от старых методов, но мне хотелось бы акцентировать один важный момент. В большинстве традиционных форм астрологической практики, где астролог по существу выступал в роли предсказателя будущего, предполагалось, что карта рождения раскрывает обстоятельства, с которыми человек встретится в жизни, и что эти обстоятельства внешнего мира предсказуемы и по большей части не допускают перемен. Однако очевидно, что предсказуемость чего-либо меняется в зависимости от уровня сложности. Например, простейшая клетка или химическое соединение обычно хорошо предсказуемы, потому что их природа проста, есть всего несколько возможных переменных и нет сознания или возможности альтернативных способов реагирования. Погода менее предсказуема главным образом из-за множества неизвестных факторов, однако во многих случаях она все же может быть предсказана, основываясь на понимании известных переменных. Человек наименее предсказуем, потому что он
наделен разумом, волей и определенной долей беспристрастности и, следовательно, способен проявить неограниченный диапазон реакций, а с развитием сознания он становится все менее предсказуемым.
Человеку с развитым сознанием может потребоваться только намек на возможное событие или переживание, чтобы усвоить определенный урок или обрести необходимое понимание, тогда как человеку с менее развитым сознанием, возможно, потребуется познать более определенное и конкретное внешнее обстоятельство, чтобы обрести такое же понимание. Мне кажется, что предсказуемость индивидуума обратно пропорциональна уровню его сознательного осознания. Поэтому новый вид астрологии, о котором я говорю, ориентирован главным образом на тех, кто предпринял определенные шаги для расширения самопознания.
Человек действительно рождается с определенной картой рождения, определенным паттерном «кармы» или эмоционально-ментально-физических тенденций. Однако обстоятельства, с которыми он столкнется, в значительной степени связаны с тем, что он выражает. Другими словами, вы получаете то, что отдаете; все возвращается к своим истокам. Например, если человек выражает самодовольство и раздражительность, он автоматически вызовет такие же реакции со стороны других людей. Бесполезно обвинять карту рождения за созданные самим собой невзгоды.
Акцент современного, конструктивного использования астрологии должен заключаться в работе над натальной энергетической настройкой и в ее модификации, чтобы могло проявиться наиболее позитивное выражение соответствующих энергий. Поэтому в этой книге я попытался акцентировать глубинное понимание основных астрологических факторов и более глубокую оценку назначения всех астрологических приемов.
Эта книга была написана двумя отдельными частями. Первые шесть глав Части I были первоначально включены в
диссертацию на получение степени магистра по психологии в Калифорнийском государственном университете. Эта диссертация (в своей изначальной форме) была награждена в 1973 году призом Британской астрологической ассоциации за наиболее ценный вклад в астрологию в течение года. Моя основная задача при написании этой части заключалась в том, чтобы прояснить различные подходы к астрологии и раскрыть ее практическую полезность, особенно в направлениях, непосредственно связанных с психологией. Хотя эта часть книги была написана главным образом для тех, кто совершенно не знаком с астрологической точкой зрения, студенты и астрологи-практики могут извлечь пользу из нее, так как она не только способствует синтезу и более глубокому пониманию астрологических предпосылок, но также помогает отвечать на бесконечные вопросы публики или на критику несведущих людей.
Вторая часть книги обеспечивает основу для понимания астрологической теории с точки зрения энергии через систематическое объяснение древней концепции четырех стихий. Поскольку стихии описывают фактические энергии, символизируемые астрологическими факторами, понимание этих принципов позволяет человеку синтезировать значение карты рождения практическим и непосредственным образом. Мне кажется, что самое большое препятствие для изучения студентом астрологии или для способности астролога-практика использовать астрологию практическим, полезным образом — это отсутствие синтезирующих методов в большинстве представленных астрологических публикаций. Сейчас выпускается много учебников для начинающих, но редко в каком из них можно найти объяснение, как вникнуть в основное значение астрологических факторов или как увидеть простой упорядоченный паттерн в бесконечных комбинациях, представленных в картах рождения. Здесь необходимо подчеркнуть, что, поскольку Часть II рассматривает главным образом основные принципы стихий, во многих случаях потребовались
обобщения, чтобы выявить при обсуждении существенные принципы. Однако читателей следует предупредить, чтобы они не отождествлялись только со стихией знака Солнца (или с любым другим одним фактором в картах). Как я пытался объяснить в этой книге, каждый фактор — это независимый акцент в паттерне всего целого, но сильный фактор не доминирует над всем паттерном, исключая другие точки акцента. Также следует сказать, что, хотя термин «энергия» может показаться довольно туманным некоторым читателям, наш язык просто не предоставляет более точных слов. В конце концов, световая энергия, если рассматривать ее как октаву, — это всего лишь одна из примерно семидесяти пяти октав в диапазоне частот опознаваемого электромагнитного спектра. Попытки описать трансцендентные энергии нашим ограниченным языком были очень сложной задачей, и я надеюсь, что читатели простят мне недостатки при передаче весьма тонких вовлеченных значений.
Подход человека к изучению любого явления, естественно, основан на цели, которую он имеет в виду, сознательно или подсознательно. Другими словами, то, что человек хочет делать со своими умозаключениями, определяет предпринимаемый им подход. В этой книге моей целью было обеспечение предпосылок и рамок для понимания астрологии в современных терминах и объяснение структуры и применения этой науки по отношению к современной психологии, психотерапии и энергетическим концепциям. Поэтому, большей частью, я не обращался к «оккультным» или «эзотерическим» аспектам астрологии не потому, что я считаю, что такой поход не имеет ценности, а просто потому, что он выходит за рамки этой работы.
Если мы заинтересованы в процветании новых идей, мы должны быть свободны от «известных» предположений, чтобы наше восприятие могло быть озарено чувством удивления. Такая свобода и открытость — это всегда характеристики истинной науки. Для достижения такой свободы необходимо
расчистить почву от интеллектуальных и эмоциональных предубеждений, поэтому я посвятил здесь так много страниц методичной критике существующих «научных» подходов и психологических методов.
Сегодня многие люди стремятся к более унифицированному и всеобъемлющему взгляду на жизнь, чем тот, что вытекает из чрезмерно специализированных дисциплин, которым обычно обучают в традиционных колледжах и институтах. Растет спрос на целостное и приносящее удовлетворение участие в жизненных циклах, и астрология может содействовать этому. Как писал физик-философ Л.Л.Уайт: «Глубочайший эстетический и научный принцип заключается в тенденции к простоте, порядку, изяществу и форме». Астрология раскрывает общий паттерн простоты, порядка, изящества и формы, который действует во вселенной в целом и в каждом человеке в частности.
В психологической сфере есть десятки «теорий личности», которые пытаются открыть и определить некое подобие порядка в характере и жизненном стиле индивидуума. Каждая теория личности допускает, что существует такая вещь как «человеческая натура», которую новорожденный приносит с собой в этот мир скорее в форме общих склонностей и потенциальных возможностей, чем определенных черт. Проблема со всеми теориями личности, обычно используемыми сегодня в психологии, заключается в том, что каждая из них неотъемлемо настроена на тот тип человека, который разделяет определенные характерные черты с изобретателем этой теории. Другими словами, поскольку теоретик предполагает, что каждый человек на некотором глубинном уровне подобен ему, и поскольку он не имеет космической структуры, позволяющей обрести более широкую перспективу человечества, использование в реальной практике этих ограниченных и пристрастных теорий имеет пагубные результаты. Если же однако, как указывают данные в этой книге, астрология действительно является языком, описывающим те самые энергии,
10
которые активируют человека, она вполне может быть наиболее точным способом описания того, что представляет собой «человеческая натура» каждого индивидуума. Именно к такому убеждению я пришел после интенсивного использования астрологии в течение последних девяти лет, поэтому за последние годы практики я постепенно отбросил все другие теории. Для меня астрология, несомненно, представляет собой наиболее точное и всеобъемлющее средство для понимания человеческой индивидуальности, поведения и развития.
Меня часто спрашивают о причинах возрождения популярности астрологии в последние годы. Я думаю, что частично ответ заключается в том, что западная культура больше не имеет какой-либо жизнеспособной мифологии. Миф служит живительной силой в любой культуре, показывающей взаимосвязь человека с более универсальной реальностью. Людям всегда необходим паттерн порядка для направления их коллективной жизни и наполнения смыслом их индивидуального опыта[1]. В этом смысле астрология заключает в себе всю мифологическую структуру. Профессор Джозеф Кэмпбелл пишет: «Человек не может жить во вселенной без веры в некий общий мифологический порядок. В сущности полнота его жизни, по-видимому, прямо пропорциональна глубине и размаху не его рационального мышления, а распространенной в его местности мифологии». Кэмпбелл заявляет, что у мифа есть три важнейшие функции: «вызывать чувство благоговения», «изображать космологию» и «вводить человека в реалии собственной психики».
Сегодня многие люди поняли, что правильное использование астрологии удовлетворяет всем этим трем функциям. Следовательно, если мы согласимся с определением мифа
Кэмпбелла, я думаю, мы должны согласится с тем, что астрология, как она это делала в течение прошедших веков, обеспечивает насущную и практическую мифологию нашего времени.
Часть I
Астрология
и
психология
Современная наука
и психология
Феномен человека должен оцениваться в космическом масштабе.
Тейяр де Шарден
Так же как мы переживаем сегодня всемирную революцию в средствах коммуникации, общественных моделях и международных отношениях, мы испытываем и революцию в наших взглядах на человека и на вселенную. Вращающееся колесо перемен никогда не останавливается, но сегодня мы, по-видимому, находимся в критической точке, где заканчивается старый жизненный цикл и начинают проявляться первоначальные характеристики наступающего цикла. Наука в целом и психология как самостоятельная дисциплина должны реагировать на эти изменения (и на меняющиеся потребности современных людей) творческим и непредубежденным образом. Большинство людей все еще ожидает от «науки» и так называемых «научных экспертов» ответов на существующие дилеммы, но слишком часто психологи, психиатры и другие специалисты, которые претендуют на знание ответов, мало что могут предложить обычному человеку. Смысл и значимость
персонального опыта (истинная сфера любого личностно-ориентированного психологического исследования) редко освещаются этими специалистами. Лишь немногие специалисты предпринимали значимые шаги к синтезу современных знаний в таком направлении, на которое может отзываться глубочайшая суть человека, например, д-р Карл-Густав Юнг и Пьер Тейяр де Шарден.
Но большей частью те, кто неискренне уверяют в преданности высшим идеалам поисков истины, унификации современного миропонимания и помощи своим собратьям, слишком часто отказываются рисковать, предпочитая уединение в своей профессиональной специализации. Очень редко находится человек, наделенный яркими творческими способностями и смелостью, готовый выдержать критические обвинения современников и коллег, который решает действовать по этим высшим идеалам.
Мы обнаруживаем, что в современной западной культуре человек все больше и больше отчуждается от себя и своей культуры. Он не имеет контакта со своими основами и корнями. Его традиции и культурные ценности разрушаются или отбрасываются. Человеку сегодня необходимо вновь установить контакт с сущностью человеческих традиций и с сутью своей психической жизни, обе из которых переступают пределы пространства и времени.
Насколько мне известно, ни одна «теория личности» в психологии не достигла понимания и описания Универсального Человека. Поэтому стоит обратиться к теориям, идеям и опыту, которые верны для каждого человека. Это, конечно, трудная задача, но так как возникает глобальное общество, нам стоит подготовить почву для его успешного рождения, обретая понимание, что же реально представляет собой человек. Какова же природа приближающегося нового мирового порядка? Хастон Смит, профессор философии и автор книги «Религии человечества» (H.Smith «The Religions of Man») утверждает:
Есть ... три великие цивилизации: Западная, Восточно-Азиатская (Китайская) и Южно-Азиатская (Индийская). Исторически, во время периодов подъема, каждая из них специализировалась на одной из трех проблемных сфер: Запад — на природе, Китай — на общественных отношениях, а Индия — на психологических взаимосвязях. Если изложенная выше гипотеза верна, каждой цивилизации стоит поучиться у двух других в сферах, которыми она пренебрегала.
Во-первых, мы можем взять у Китая уважение к семье, отношение к старости и отношение к персональной сфере в противоположность к отношению к обществу, т.е. высшую верность сообществу, сконцентрированную на семье. Из четырех целей человека, которые признаются в Индии, т.е. наслаждение, земной успех, долг и освобождение, Запад интересовался исключительно первыми двумя, с незначительным вниманием к долгу и полным отсутствием внимания к освобождению...
Во-вторых, новая цивилизация будет более экологической. Как отмечалось раньше, внимание Запада было поглощено природой. Китай и Индия тоже интересовались природой, но в духе Вордсворта, а не Галилея. Западное восприятие — это чувство господства над природой... Сейчас идут поиски нового, но как насчет качества?.. Я верю, что мы вернемся к торжеству простоты в экологическом аспекте новой цивилизации.
Мое третье предсказание о новой цивилизации заключается в том, что, когда придет время, возникнет более духовная ориентация по отношению к миру. В 19 веке мы рассматривали природу как машину, в 20 веке мы рассматриваем природу как организм, с меньшим детерминизмом и большей свободой.
Можем ли мы экстраполировать от механистического подхода в 19 веке, биологического в 20 веке к психологическому взгляду в 21 веке?.
И наконец, мы будем вступать в новую мировую цивилизацию в той мере, насколько мы способны достичь нового паттерна жизни, который представляет собой некий синтез трех основных акцентов прошлых цивилизаций: природы, общества и своего «Я».
Ганс Стоссель формулирует современную потребность человека следующим образом:
Сегодня необходимо прийти к более глубокому, духовному, космическому пониманию; потребность этого столетия — открытие. Оно должно быть временем обретения понимания (а не только веры), как быть в согласии со вселенной.
Именно этот синтез, этот союз человека с природой и чувство единства со вселенной может принести современному человеку астрология. Психолог Роберт Л. Мэрроун пишет: «Мысли человека о природе и его взаимосвязи с природой на протяжении летописной истории унижали или возвышали его, отделяли его от природного мира или объединяли его со вселенной». Чувство отдаления современного человека от природы и отсутствие отождествления с космосом объясняют, почему астрология должна быть «доказана», прежде чем множество людей признает ее как имеющую силу науку или искусство. Практически каждая культура, которую мы знаем, имела некоторую форму астрологии, но это не было связано с отсутствием «современного просвещения», а скорее с их непосредственным ощущением единства с космическим окружением. Популярные псевдонаучные предубеждения и приверженность к устаревшим научным теориям со стороны ученых,
просветителей и публики в целом являются одним из основных препятствий на пути нового синтеза знаний и новых надежд на будущее человека. Кажется, что большинство академических психологов поступает именно так, против чего предостерегал Роберт Оппенгеймер, т.е. стремится формировать психологическую науку, опираясь на физику образца прошлого века. Если мы посмотрим на современную физику, то увидим невероятное разнообразие и такие понятия как антивещество и неопределенность, описания которых звучат более похоже на мистический отчет о религиозном экстазе, чем на то, что мы привыкли ожидать от научных трудов. Однако большинство исследователей-психологов продолжает действовать так, как если бы они были биохимиками или физиками прошлого века. Поэтому, хотя астрологи-практики могут извлечь пользу из знакомства с определенными знаниями и процедурами современной психологии, они должны остерегаться недооценки астрологии и переоценки эффективности современной психологии в своих попытках достичь более утонченной и респектабельной астрологической практики. Как говорил Карл-Густав Юнг: «Очевидно, что астрология может многое предложить психологии, но менее очевидно то, чем последняя может содействовать своей старшей сестре».
Наука — это мощное орудие, как и астрология. Знания, приобретаемые благодаря этим методам, могут быть использованы для двух целей: для манипуляции или для понимания. К сожалению, наука на Западе использовалась в основном для первой цели, не только в сфере естественных наук, но и в психологии. Физик-философ Л.Л.Уайт пишет: «Наука сама по себе могла бы извлечь пользу из более полного признания подсознательных предпочтений, которые направляли ее историческое развитие и все еще существуют и по сей день». Пришло время, чтобы наука в целом и астрология и психология в частности приняли на себя новое обязательство по поиску истины и понимания, а не просто по сбору разрозненных фактов. Хотя астрология тоже использовалась и может быть
использована для целей манипуляции, ее синтез с лучшими знаниями психологии может обеспечить нас хорошим средством для глубокого понимания себя, вселенной и других людей.
Хотя некоторые ученые (включая психологов) пытаются отстаивать идею, что необходим новый и творческий подход, чтобы наука могла двигаться вперед, они же, по природе своих позиций и персонального отождествления с «наукой», препятствуют развитию такого подхода. Другими словами, они не имеют представления об истинном творческом процессе (в отличие от простого сбора и сопоставления фактов). Многие не осознают, что раздвоение их личности (профессионально «объективной», но персонально «субъективной») мешает возникновению у них творческого процесса. Это обусловлено тем, что творчество представляет собой продукт индивидуальной целостности и интеграции личности или стремления к такой целостности. Как пишет в своей работе Рудин (Rudin «Psychotherapy and Religion»): «Человек не может ускользнуть от собственной души, не калеча свою жизнь и не приговаривая себя на болезнь в физической сфере и на предательский, стереотипный труд в интеллектуальной сфере». По-видимому, последователи и ученики истинных первопроходцев в любой сфере, уверенные, что они обнаружили истину, вскоре становятся косными и фанатичными и замораживают идеи теоретика-новатора, что на десятилетия сдерживает процесс нового развития. Аналогичный процесс происходил и в некоторых астрологических кругах, приводя к дроблению и разногласиям в той сфере, которая отчаянно нуждается в непредубежденном единении.
Люди, совершившие творческий прорыв, чьи имена почитаются последующими поколениями, всегда относились к тем, кто по-настоящему открыт для всего нового. Именно эта открытость приводит творческого человека в сферы исследований и мышления, которые являются профессионально неортодоксальными и культурно нешаблонными. Как отмечал Алфред Норт Уайтхед, практически все действительно новые
идеи имеют определенный аспект глупости, впервые появляясь на свет. Нам нужно только посмотреть на имена и жизненный путь некоторых величайших созидателей Западной культуры, чтобы осознать, как много из них было занято исследованиями в сферах, на которые было наложено официальное табу в то время. Эйнштейн говорил о «мистическом» опыте изначального постижения и о «религиозном» чувстве истинного понимания:
Наиболее прекрасная и самая глубокая эмоция, которую мы можем испытать, — это ощущение таинственного. Это сила всей истинной науки. Понимание, что то, что непостижимо для нас, реально существует, проявляясь как высшая мудрость и сияющая красота, которую наши слабые возможности могут постичь в наиболее примитивных формах, — это понимание представляет собой центр истинной религиозности.
Карл-Густав Юнг не только использовал астрологию в качестве психологического орудия в своей практике, но также потратил многие годы на исследование психологических аспектов алхимического символизма. В конце своей карьеры Зигмунд Фрейд писал в письме: «Если бы я мог прожить жизнь снова, я бы посвятил ее духовным исследованиям, а не психоанализу». Астроном и физик Кеплер говорил о том, что у него было сильное желание не верить в эффективность астрологии, но «неизменное совпадение звездных конфигураций и земных событий вызвало у него вынужденную веру». К другим известным астрологам-ученым относятся Фрэнсис Бэкон, Бенджамин Франклин, Джон Непер (изобретатель логарифмов) и Исаак Ньютон. Ведь именно Ньютон, когда его спросили, что он хочет изучать в Кембридже, лаконично ответил: «Математику, чтобы я мог проверить астрологию». А на упреки Галлея (первооткрывателя кометы) за веру в такое суеверие Ньютон
ответил: «Очевидно, что вы не заглядывали в астрологию, я же это делал».
Чем больше мы узнаем о жизни, тем больше склонны приходить к идеям, которые объединяют многие жизненные сферы и многие интеллектуальные дисциплины. Такие унифицирующие идеи отчаянно нужны сегодня, особенно в сфере психологии — науки, которая наиболее тесно связана с жизнью человека. Для меня очевидно, что астрология представляет собой именно тот паттерн порядка и единства, которого недостает сегодня психологии. Целостность, здоровье и интеграция отдельного человека — это отправная точка для здоровья и жизнеспособности общества. Как может общество, чьи образовательные учреждения проповедуют фрагментарный подход к жизни и искаженный взгляд на мир, порождать здорового творческого индивидуума? То, что сейчас нужно больше всего, особенно в сфере образования, — это тщательное исследование наших предположений о природе человека и смысле его существования. Если мы будем честные собой, то сможем быть открыты к тому, что существует. Тогда, чтобы создать новую психологию (и астрологию), сосредоточенную на здоровье и целостности индивидуума, мы должны начать развивать истинную науку жизни, имеющую дело со всем психо-физическим существованием, фокальной точкой которого является сознание. Но, прежде чем мы сможем сделать это, мы должны освободиться от устаревшего пристрастия материалистического мышления и признать, что различные виды исследований требуют разных подходов.