Метод контрольного близнеца
Наконец, для определения влияния средовых воздействий на развитие того или иного признака в экспериментах можно применить метод контрольного близнеца.В экспериментальную и контрольную группы включают по одному близнецу из каждой пары. Если один близнец из пары подвергается воздействию определенного фактора, а другой служит контролем, то можно непосредственно оценить возможный вклад этого фактора в изменчивость признака.
В работах А. Гезелла и его сотрудников показано, например, что разница в речевом развитии, стимулированном тренировкой в возрасте 1,5-2 лет, стерлась в течение трех месяцев.
Шведский исследователь А. Незлунд [цит. по: 434] оценил таким методом разные способы обучения чтению и показал, что одного, оптимального для всех способа нет, их эффективность зависит от уровня интеллектуального развития ребенка.
3 группы исследований
1. исследуется взаимодействие между созреванием и тренировкой, при этом близнецов-партнеров обучают одному и тому же, но в разных возрастах,
2. сравнивается эффективность разных способов обучения,
3. изучают вопрос о том, насколько существенными могут быть различия, создаваемые средой у генетически идентичных индивидуумов.
Метод приемных детей
Метод приемных детейпозволяет выяснить, что больше влияет на развитие признака — генетические задатки, или определенное воздействие среды. Для этого изучают детей, принятых на воспитание в другие семьи. В основе метода лежит сравнение их сходства с роди телями биологическими и теми, которые их усыновили. Сходство с биологическими родителями трактуется как свидетельство генетических влияний, сходство с приемными — как показатель влияния общей среды.
Две современные программы: Техасский и Колорадский проекты исследования приемных детей.
При использовании метода приемных детей определяют:
1. корреляцию в развитии изучаемого признака между биологическими родителями и их детьми, воспитывающимися в других семьях.
2. корреляцию между разлученными братьями и сестрами, отданными в другие семьи или оставшимися с биологическими родителями. (Здесь тоже налицо отсутствие общих средовых влияний и сходство генотипа.)
3. корреляцию между детьми и приемными родителями
4. корреляцию между приемными детьми и родными детьми усыновителей.
Выделяют две схемы этого метода: полную и частичную. Первая предполагает объединение данных, полученных на двух группах: разлученных родственников (биологические родители и их отданные усыновителям дети; разлученные сиблинги) и приемных сиблингов; вторая — либо одну, либо другую группу данных. В первом случае, как пишут Р. Пломин и его соавторы, есть «генетические» родители (биологические родители и их отданные дети), «средовые» родители (усыновители со своими приемными детьми) и в качестве контроля дополнительная группа «генетические плюс средовые» родители (обычная биологическая семья). Сопоставление этих трех групп позволяет надежно «развести» факторы, формирующие семейное сходство.