Расстановка: Влияние судьбы
Клаудия: Мне хочется расставить мою родительскую семью.
Б.Х.: Хорошо. Кто к ней принадлежит?
Клаудия: Отец, мать и три дочери. Через двенадцать лет после рождения младшей дочери моя мать родила сына от другого мужчины. Тогда мои родители развелись, а мать вышла замуж во второй раз, но потом и с ним развелась.
Б.Х.: Почему же твои родители развелись?
Клаудия: Мы, дети, долго верили в то, что это случилось потому, что отец был алкоголиком. Он довольно много пил. Но на самом деле связь между ними очень рано ослабла.
Б.Х.: А с чьей стороны были все твои погибшие тетки?
Клаудия: Это сводные сестры отца от первой жены дедушки. Она умерла при рождении шестого или седьмого ребенка.
(Клаудия выбирает из группы тех, кто будет играть роли в ее расстановке и сообщает участнице, играющей роль младшей сестры, что та уехала жить в Канаду.)
Б.Х.: Так как ты сообщила ей об этом, она не сможет испытывать спонтанные чувства. Если во время расстановки у нее появится желание уехать, мы не будем знать, возникло ли это чувство спонтанно или потому, что ты ей рассказала.
Рис. 16.1:
О - отец, М - мать; 1 — первый ребенок, дочь; 2 — второй ребенок, дочь (Клаудия); 3 — третий ребенок, дочь; 2ММ — второй муж матери, отец четвертого ребенка; 4 — четвертый ребенок, сын.
Б.Х.: Как чувствует себя отец?
Отец: Мне очень хочется обнять мою дочь, но я сдерживаюсь. Я чувствую, что многое здесь не в порядке. У меня такое впечатление, словно я совершил что-то непозволительное. (Отец и дочь улыбаются друг другу.)
Б.Х. (Клаудии): Как ты думаешь, почему у твоего отца такие чувства? С кем он идентифицируется?
Рис. 16.2:
Ой — отец отца; +1ЖОО — первая жена деда Клаудии со стороны отца,
умерла при родах.
Клаудия: С собственным отцом?
Б.Х.: Тогда кого представляет для него эта дочь? Его первую жену. Он и его дочь словно отражают отношения его собственного отца с первой женой. Поэтому их мы тоже добавим в расстановку.
Б.Х.: Как сейчас чувствует себя отец?
Отец: Сейчас я знаю, откуда пришел, но не знаю, куда хочу.
Б.Х. (играющему роль отца): Тебе лучше или хуже?
Отец: Намного лучше.
Б.Х.: Это уже неплохо. Изменилось что-либо в связи с твоей дочерью?
Отец: Почти ничего.
Б.Х. (исполняющей роль Клаудии): Как чувствует себя вторая дочь?
Второй ребенок: Здесь мне немного лучше. Прежде никто из людей, стоящих напротив, меня совершенно не интересовал. Но мне хотелось бы уйти и отсюда. Мне трудно смотреть на мать.
Б.Х: Как чувствует себя мать?
Мать: Я немного сердита на старшую дочь, но не знаю почему. Когда ты добавил в расстановку деда с его первой женой, мой первый муж и вторая дочь стали более важными и интересными для меня, но дочь — больше, чем муж.
Б.Х. (Клаудии): Что случилось в родительской семье твоей матери?
Клаудия: Ее брат умер через шесть недель после рождения, а отец погиб на фронте, когда ей было десять лет.
(Б.Х. изменяет констелляцию и добавляет в расстановку мать отца и его сводных сестер, умерших в концентрационном лагере.)
Рис. 16.3:
МО — мать отца; +СО — сводная сестра отца, умершая в польском концлагере.
14-3099
Б.Х.: Как чувствует себя отец сейчас?
Отец: Намного лучше.
Первый ребенок: С того момента, как я стою здесь, рядом с отцом, я уже не так сильно на нем зафиксирована и менее зависима от него.
Второй ребенок: Я никак не могу решить, смотреть мне на семью отца или нет. В прежней констелляции меня словно что-то заставляло не смотреть на них. Но сейчас это стало возможным.
Б.Х.: Чем было вызвано это изменение?
Второй ребенок: Это случилось, как только первая жена деда появилась в моем поле зрения.
Первая жена деда Клаудии со стороны отца: Да, я это заметила.
Б.Х.: Она самая важная фигура в этой констелляции.
Третий ребенок: Мне хорошо.
Мать: Я чувствую себя здесь очень плохо. Людей, стоящих слева от меня, я вовсе не замечаю.
Четвертый ребенок: Когда я стоял напротив первого мужа моей матери, я испытывал сильную агрессию. Это сразу изменилось, как только его отца поставили позади него. Сейчас же, стоя рядом с матерью, я чувствую агрессию по отношению к ней. Здесь мне очень плохо.
Б.Х.: Встань с другой стороны от своего отца. Как тебе там?
Четвертый ребенок: Здесь гораздо лучше.
Б.Х. (исполняющей роль матери): Как ты чувствуешь себя сейчас?
Мать: Плохо.
Рис. 16.4:
+БМ — брат матери, умерший в детстве.
Б.Х. (Клаудии): Твоей матери хочется уйти. Была ли у нее попытка самоубийства?
(Клаудия плачет.)
Б.Х: Есть у нее такое желание?
Клаудия: Иногда мне кажется, что однажды она это сделает.
Б.Х: Она действительно хочет уйти... Сейчас мы добавим в расстановку ее умершего брата.
(Б.Х. ставит участника, играющего роль умершего брата матери, справа от нее.)
Мать: Сейчас мне лучше.
Четвертый ребенок: Мне тоже.
Б.Х.: Вероятно, ты идентифицируешься с этим братом.
(Матери): Сейчас тебе лучше?
Мать: У меня озноб. Я чувствую холод в области головы и спины. Мне здесь неплохо, но все-таки я чувствую сильный холод.
(Б.Х. добавляет в расстановку участника, играющего роль погибшего на фронте отца матери.)
Рис. 16.5:
+ОМ — отец матери, погибший на фронте.
Б.Х.: Что изменилось для брата матери?
Брат матери: Мне стало легче после того, как отца поставили сюда.
Мать: Я чувствую, что принадлежу к этим двоим.
Б.Х. (группе): Я думаю, что если бы она сознательно попыталась на некоторое время включить этих умерших в свою жизнь, то смогла бы вернуться в свою теперешнюю семью и занять там подходящее место.
14*
Рис. 16.6
(Б.Х. немного отодвигает назад отца и брата матери.)
Б.Х. (участнице, играющей роль матери): Как ты себя сейчас чувствуешь?
Мать: Лучше, потому что мои брат и отец здесь. С того момента, как они пришли сюда, все неприятные чувства у меня исчезли. Сейчас я могу на всех смотреть, но одновременно мне кажется, что я изолирована от них. В отношении моего второго мужа и сына, стоящего слева от меня, что-то еще не в порядке.
Второй муж: Я думаю, что она меня обманула. Мне не хватает настоящей связи.
(Б.Х. ставит сына рядом с матерью.)
Четвертый ребенок: У меня вспотели руки. Мне хочется смотреть на брата матери.
(Б.Х. ставит сына справа от его отца.)
Четвертый ребенок: Здесь мне лучше.
Третий ребенок: А мне плохо.
Б.Х.: Встань рядом с матерью.
(Группе): Эта дочь внутренне говорит: «Лучше, если уйду я, чем ты, мамочка».
(Клаудии): Встань на свое место в констелляции... Тебе там хорошо?
(Клаудия медлит с ответом.)
Б.Х.: Встань рядом с младшей сестрой.
(Клаудия отрицательно качает головой.)
Б.Х: Все же попробуй!
(Она сопротивляется и начинает плакать.)
Б.Х.: Иначе ты никогда не узнаешь, как бы это могло быть.
(Клаудия становится рядом со своей младшей сестрой.)
Клаудия: Я не доверяю матери.
Мать: Я беспокоюсь о ней. Когда она подошла поближе, у меня возникли хорошие чувства к ней.
(Клаудия плачет. Б.Х. ставит брата матери слева от нее.)
Б.Х. (Клаудии): Как ты себя сейчас чувствуешь? Лучше?
(Клаудия согласно кивает.)
Первый ребенок (обращаясь к Клаудии): Как только ты заняла место рядом со мной в качестве мой сестры, мне внезапно стало плохо, у меня закружилась голова.
Б.Х. (первому ребенку): Встань возле сестер. Как ты себя там чувствуешь?
Первый ребенок: Мне здесь лучше.
Отец: Мне бы очень хотелось узнать, в чем мои проступки.
Б.Х.: Это вопрос твоего отца и чувства, которые ты перенял от него.
Отец: Только стоя возле моих дочерей, я в состоянии выдержать ситуацию.
(Б.Х. снова изменяет констелляцию.)
|Рис. 16.7
Второй муж: У меня затекло левое плечо. После того, как брат моей жены пришел сюда, мне тоже захотелось к ней.
Б.Х.: Благодаря его присутствию ты видишь ее в другом свете. (Клаудии): Сейчас тебе хорошо? (Клаудия улыбается и кивает.) Б.Х.: Значит, мы решили проблему.
Короткая беседа
Участники курса начинают короткую беседу, действие которой подобно действию сиесты после обильного обеда. Она позволяет группе успокоиться и набраться сил для дальнейшей совместной работы. Каждый участник снова получает возможность рассказать о своих впечатлениях от расстановок семей, задать вопросы и наверстать упущенное. Таким образам все узнают о том, что волнует каждого, и осознают, что им еще необходимо сделать — в группе или по отдельности. Кроме того, им становится ясно, какие темы будут преобладать в дальнейшей работе и чего еще можно ожидать.
Стоять, опираясь на обе ноги
Анне: С сегодняшнего утра у меня такое чувство, что мне легче стоять, опираясь на обе ноги. Раньше, как правило, я стояла, опираясь на одну ногу. Кроме того, твой совет о том, как правильно дышать, помогает мне дышать вообще. Когда я так дышу, я могу стоять, опираясь на обе ноги.
Побег от полноты счастья
Ида: Сегодня утром, когда мы расставили семью Софи, я сказала себе, что не могу выдержать этой дискуссии о счастье и несчастье. У меня возникла сильная потребность выйти. Но я осталась.
Б.Х.: Полноту счастья и несчастья вместе трудно выдержать.
Ида: Да. Это действительно трудно.
Б.Х.: Поэтому некоторые сознательно держатся подальше от счастья, предпочитая ему депрессию. Быть в депрессии легче. Решение проблемы состоит в том, чтобы смело посмотреть счастью в глаза, как если бы оно было твоим противником.
О целостности человека
Вильгельм: Я чувствую себя хорошо. Во время нашей утренней работы у меня возникло странное впечатление, словно я нашел собственную целостность. Мне стало ясно, что мне почти ничего больше не нужно.
Б.Х.: Я понимаю. Мне хочется сказать тебе кое-что о чувстве совершенства и о том, как оно развивается. Чувство совершенства возникает у человека, когда каждый, принадлежащий к его собственной семейной системе, получает принадлежащее ему место в его сердце. В этом и состоит смысл внутренней целостности. Только на основе этой целостности мы можем развивать себя. Но если хотя бы одного члена семейной системы не хватает, человек будет чувствовать себя неполноценной личностью.
(Клаудии): Сейчас, после твоей расстановки, во время которой все члены твоей семьи собрались вокруг тебя, ты, должно быть, чувствуешь себя целостной. (Клаудия согласно кивает.)
Софи: Я чувствую себя хорошо. Я слежу за всеми событиями. Я немного устала, но мне хорошо.
Б.Х.: Такая усталость даже полезна. (Софи смеется.)
Клара: После того, как ты сегодня утром ответил на мой вопрос, я чувствую большое облегчение.
Б.Х.: Во время расстановки твоей семьи ты действительно чудесно показала процесс личного совершенствования.
(Группе): Сейчас я расскажу вам одну историю, поясняющую подобный процесс. Если вы выслушаете ее с полным доверием, возможно, она окажет на вас то действие, о котором в ней рассказывается.
Праздник
Один человек отправился в дорогу и скоро заметил вдали свой собственный дом. Он направился к этому дому. Достигнув его, он открыл дверь и вступил в большую комнату, подготовленную к празднику.
На праздник собрались все люди, сыгравшие важную роль в жизни этого человека. Каждый из них приносил что-то с собой и, побыв немного в доме, уходил.
Все приходили с подарком, который этот человек уже полностью оплатил: мать, отец, братья и сестры, оба дедушки, обе бабушки, дяди и тети - все, кто уступил свое место в системе для него, все, кто заботились о нем. Соседи, друзья, учителя, возлюбленные, дети — все, кто был и продолжает быть важным в его жизни. И каждый из пришедших приносил что-то с собой и, побыв немного в доме, уходил. Так, как приходят мысли, принося нам что-то и, побыв немного, уходят. Так же, как наши желания или страдания — и они приносят нам что-то и, побыв немного, тоже уходят. Так же, как и жизнь, что приходит, что-то приносит с собой и, побыв немного, уходит прочь.
После праздника человек остается в своем доме с многочисленными подарками и с теми людьми, которые действительно еще должны остаться с ним на некоторое время. Он подходит к окну и смотрит на другие дома, зная, что и в них однажды будет подобный
праздник, и он будет на нем, принесет что-то с собой и, побыв немного, уйдет.
И мы здесь, на этом курсе, словно на подобном празднике, - принесли что-то с собой и взяли что-то для себя, еще немного пробудем здесь и потом уйдем...