Конь-качалка (дханурасана). 3 страница
Если соблюдать эти простые правила, то опасность растяжения исключается.
Точно также как "Алмазный сон" является комбинацией "Алмазного седа" и "Рыбы", так и "Мост" представляет собой совмещение "Кобры" и "Коня-качалки", и тем самым имеет комбинированное действие этих поз по отдельности.
"Король рыб" (МАТСИЕНДРАСАНА)
Сидя положить левую пятку как можно плотнее к нижней части тела и левое колено боком прижать к полу, затем поставить правую ногу за левым коленом на пол, и прижимая по возможности правое колено левой рукой к себе, постараться плечи вывести на одну линию с правой ногой (женщинам желательно при этом соблюдать, чтобы не прищемить левую грудь, а сесть так, чтобы правое бедро легло под грудью). Через несколько секунд перейти к тому, чтобы удерживать выпрямленным локтем левой руки (обращенным вперед) правое колено, а пальцами левой руки стопу правой ноги. Затем повернуть насколько можно верхнюю часть тела и лицо вправо, а правой рукой коснуться за спиной по возможности левой паховой области. Таким образом, ноги повернуты в одну сторону, а верхняя часть тела сильно в другую, как выжатое белье. Сначала помогать себе тем правилом, что "левое направо", а "правое налево" (т. е. левый локоть нужно класть на правое колено, а правую ногу на левое колено, эту же самую позу повторить в другую сторону).
Это, впрочем, лишь половина (АРДХА МАТСИЕНДРАСАНА) позы, которой вполне достаточно, так как "вся" поза (при которой правая нога как в "Седе лотоса" кладется в паховый сгиб) настолько сложна, в чем вы убедитесь, овладевая "Седом лотоса", что ее обычно опускают.
Длительность упражнения. Первоначально удерживать несколько секунд (по индивидуальным способностям тела) и затем довести до 1-2 минут.
Действие этой позы заключается в том факте, что при ней один раз растянута левая сторона тела, правая сжата, другой раз наоборот. Вследствие этого почки и надпочечники, затем желудок, селезенка и поджелудочная железа с одной стороны и печень, желчный пузырь с другой, попеременно омываются кровью, благодаря чему достигается всеобъемлющее оздоровление этих органов. Действие очень специфично, ибо это вращение корпуса вокруг своей оси не происходит ни при каком другом упражнении гимнастики или АСАНЫ. Поэтому его ничем нельзя заменить. Исходя из этого, это упражнение представляет неоценимую возможность со временем исправить столь часто встречающееся искривление позвоночника. Это действие поддерживается еще существеннее благодаря последней АСАНЕ нашего ряда.
"Треугольник" (ТРИКОНАСАНА)
Встать с разведенными примерно на 1 метр ногами (прямыми) и горизонтально вытянутыми руками, голова откинута назад (см. подготовительное упражнение к "Поцелую колен"). Затем наклонить верхнюю часть тела в сторону (голова постоянно откинута назад и колени прямые), пока не достанете пальцами руки носка ноги. Едва ли это удастся с первого раза. Когда же это получится, ступню ноги несколько повернуть при этом в сторону, перевести и другую руку медленно над головой в горизонтальное положение. Если голова с самого начала держится правильно (назад), то лицо в этой конечной позиции само обратится в сторону ладони. Побыть в этой конечной позе несколько (около 5-6 секунд) и вернуться в исходное положение в обратном порядке. Старайтесь избежать прежде всего переводить верхнюю руку вместе с наклоном корпуса, так как вес руки будет повышенной нагрузкой для мышц спины этой стороны. Это же рекомендуется и при возвращении в исходное положение. В качестве контроля рекомендуется - в "Короле рыб" прямая линия плеч сверху поставленной ноги, а при "Треугольнике" его форма -форма угла. Нельзя "округлять"верхнюю часть тела в тазобедренном суставе.
Как дальнейшую помощь в оценке степени совершенства овладения этими обеими позами, я рекомендую выполнить каждую из них лежа. При этом нужно обратить особое внимание, чтобы при "Короле рыб" оба колена (одной рукой держась за подъем ноги, другой прижимать другое колено к полу) и (по возможности) обе лопатки лежали на полу, при "Треугольнике" стараться обязательно лежать на обеих лопатках, что практически почти невыполнимо, но незаменимо как упражнение. Индийские книги рекомендуют 2-4 кратное повторение "Треугольника", мы этого не советовали, так как легко можно при этом получить растяжение. Много лучше и целесообразнее соответствует характеру АСАНЫ оставаться большее время в каждом упражнении этого ряда, чем повторять несколько раз, но короче. Действие "Треугольника", с точки зрения очевидного оживления и попеременного омывания кровью соответствующих сторон тела (еще в большей степени, чем в "Короле рыб"), заключается в "выпрямлении" позвоночника.
Почти каждый второй человек имеет более или менее сильный сколиоз (искривление позвоночника) главным образом из-за неправильной посадки в школьные годы при письме, рисовании и т. д. Смотря по степени, искривление это может быть устранено двумя последними упражнениями, а вернее обеими. Если искривление в верхней части тела, следует применять полный "Треугольник", если в нижней, то половина его (без перевода руки). Нагнитесь слегка вперед. Врач проведет пальцем по позвоночнику и возникший в результате этого след тотчас же укажет место искривления.
На этом заканчивается наша подборка АСАН (важнейших). Но нельзя забывать, что в заключение этого ряда, как уже упоминалось, нужно выполнить заключительную АСАНУ, а именно расслабление (CABАСАНА) в течение 1-2 минут.
Позы седа
Прежде чем перейти к 4-й ступени ЙОГИ - ПРАНАЯМЕ, мы должны овладеть еще несколькими позами посадки, которые с одной стороны являются конечной и единственной целью ступени АСАНА и с другой стороны, необходимы для изучения дыхательной техники и всех последующих практик ЙОГИ, как концентрация, медитация, отвлечение, так как они невыполнимы без твердой, принимаемой на длительное время посадки. Далее, выше приводилось основное положение Патанджали, как следствие овладением АСАНАМИ: "Благодаря этому не впадешь в противоположности".
При этом под "противоположностями" (ДВАНДВА) понимаются обычно все противоположные пары, как жара и холод, боль и блаженство, страдание и радость и т. д. А именно, благодаря многолетнему упражнению в АСАНАХ, восприятие таких противоположностей действительно значительно ослабляется, однако, заявление, что упражняющийся якобы не впадает в них, является преувеличением. Есть другое, более глубокое значение выражения "ДВАНДВА АНАБХИГХАТА", а именно "на торможение" (АНАБХИГХАТА") противоположностей (ДВАНДВА), причем последние из обеих тонкоматериальных пар в теле любого человека означают "СУРЬЯ-СВАРА" ("солнечное" или правое дыхание) и "ЧАНДРА-СВАРА" ("лунное" или левое дыхание), положительные и отрицательные магнетические потоки. Магнетический поток всей правой стороны тела, так же как и каждой отдельной части рассматривается учением ЙОГИ как положительный, соответсвующий магнетический поток левой стороны - как отрицательный. Общее здоровье человека и даже его психическое равновесие должно зависеть от правильной гармонии этих обоих потоков (сравните с ныне довольно широко признанным древне-китайским методом лечения иглоукалыванием и около полустолетия назад проведенными французскими исследователями д'Роша, Ленселином, Дюрвилем и др. научными экспериментами над эфирным и астральным телами человека, опубликованными в книге, вышедшей в издательстве "Эдисьон Дюрвиль" в Париже, которые блестяще подтверждают эту теорию ЙОГИ).
Итак, каждая АСАНА с точки зрения ее чисто физиологической ценности, а также и этой возвышенной цели ведет к определенной гармонии тонкоматериальной поляризации магнетических сил. Так как любое заболевание является, в конечном счете, нарушением этого магнетического равновесия, отсюда проявляется особая ценность АСАНЫ как мощного фактора напряжения, расслабления и зависимости от физической потребности. Так, "Алмазный сед", чтобы показать пример, рассматривался с точки зрения поляризации магнетических потоков, действует технически различно от "Седа черепахи" или от "Седа тельца", при котором держатся в первом голени, а в последнем бедра накрест (в "Алмазном седе" же прямые), хотя все три АСАНЫ предписаны против ишиаса (невралгии седалищного нерва).
Объяснение простое - во время "Алмазного седа" ступни остаются у тех частей тела и поддерживают соответствующие правый и левый потоки ног и седалищной группы, повышая тем самым напряжение, а в обеих последних позах ("Сед черепахи" и "Сед тельца") противоположное положение ног, расслабление этих боковых групп благодаря нейтрализации потоков. Но для чего же нужно это напряжение, если все в ЙОГЕ должно быть расслабленным? Поскольку речь идет о позах тела как таковых, в упражнениях ЙОГИ тело должно быть расслаблено. Это напряжение относится лишь к космической энергии (ПРАНА), которая при комбинации позы с соответствующим дыхательным упражнением действует в теле и вызывает оздоровление, концентрацию и тому подобное. Это дает нам важное сознание того, что ПРАНАЯМА означает не некий "контроль" за дыханием, как обычно считается, а напряжение (ЯМА) космической энергии (ПРАНА), которая создается дыханием, к чему должна перебрасывать мостик определенная поза посадки. Каковы же эти позы посадки? В Индии особенно любят две следующие:
1. "Совершенный сед" (СИДДХАСАНА).Сесть прямо, т. е. с прямой линией головы, шеи и спины на более или менее мягкую подстилку (ковер или матрац) со сложенными ногами, причем левая пятка в паху, правая - поверх лобковой кости со стопой просунутой между левой икрой и бедром с положенными на пол обеи ми коленями, обе лодыжки покоятся одна на другой. Эта поза посадки очень ценится йогинами, но предписана лишь для мужчин. Почему? На этот вопрос нигде нет указаний, но он очень важен. Отрицательные магнетические потоки левой части тела действуют в общем тормозяще, положительные (правой) на оборот возбуждающе. В то время как левая пятка, как предписано, непосред ственно касается области мужского полового органа, она тормозит образова ние семени в половых железах, что предусматривается индусами - прежде всего в непризнании подлинных причин в сексуальной психологии. Сомневаюсь, желательно ли это и западным людям, во всяком случае их следует в этом сориентировать. Это упражнение, если оно выполняется женщиной, не только не достигает своей цели, наоборот, правая выдвинутая пятка только ненужно возбуждает женский половой орган. То же самое происходило бы и в случае с мужчинами при обратном положении стоп. Из этих соображений выполнение "Совершенного седа" на длительность следут отвергнуть, разве только западные мужчины захотят сделать себя аскетами. Несомненно лучшей во всех отно шениях позой посадки является
2. "Сед лотоса" (ПАДМАСАНА).Положение тела то же самое, только ступни лежат иначе - правая в левом паховом изгибе, левая в правом, причем пятки касаются живота. Эта посадка относится и к мягкой и к жесткой подстилке. Его единственный недостаток - во всяком случае для людей на Западе - в том, что он необычно труден, ибо совершенное им овладение требует при систематической тренировке редко менее половины, чаще целый год и даже более. Его неоспоримое и недостижимое при всех других позах преимущество заклю чается в полном отключении ног, так как магнетические потоки от пяток устремляются непосредственно в сторону живота, благодаря чему возникает особенно сильное чувство состояния душевного равновесия, которое тем более ощутимо, чем дольше длится поза. И все же едва ли на Западе его выдержат так долго, как индусы, которые пользуются им с детства. Ничуть не менее рекомендуется выполнять его всем, особенно женщинам, желаю щим отрегулировать недостаточную или же избыточную форму яичников, и довести дли тельность выполнения до нескольких (10-15) минут.
Как замену или подготовительное упражнение для "Седа лотоса" я рекомендую "Свободный сед", который имеет два варианта:
а) так называемый "Сед Яджнавалкья", при котором ноги лежат параллельно перед нижней частью тела. Это первая предварительная ступень, и
б) собственно МУКТАСАНА, при которой ступни лежат друг на друге, как вторую предварительную ступень перед "Седом лотоса". Если при этом левая ступня сверху, получается упражнение практически как "Расслабленный сед лотоса", а если правая стопа лежит сверху - как "Расслабленный совершенный сед" без недостатков такового, но с новым недостатком в обоих случаях, так как ноги при этом не отключаются.
Собственно, для тех, кто изучал "Сед лотоса", обе предварительные ступени окажутся приемлемым переходом от европейского способа посадки. Если же сам этот заменитель позы представляет непреодолимые трудности (в большинстве, потому что колени во всех случаях должны опираться на пол), может сослужить хорошую службу вышеописанный "Алмазный сед", если не забывать держать сведенными вместе колени и концы ступней с тем, чтобы левый и правый потоки не действовали обособленно как, например, в "Седе лягушки", якобы требующим повышения способности сосредотачиваться.
Кроме того, следует соблюдать, чтобы во всех позах посадки голова, шея и спина оставались прямыми (вертикальными). Таким образом нужно избегать всех случаев выполнения каких-либо упражнений дыхательных и на сосредоточение в положении лежа, а именно исходя из следующей причины. Поднимающиеся вертикально из Земли магнетические лучи должны идти вдоль позвоночника, а не должны улетучиваться из тела, как это происходит в положении лежа. Тогда будет благотворным возникающее вследствие упражнений дыхания и сосредоточения оживление КУНДАЛИНИ, которое является безусловно необходимым в ЙОГЕ для всех психических переживаний и познаний. Не в последнюю очередь поднимается вызванное таким образом пламя КУНДАЛИНИ, которое как любое пламя направлено вверх и якобы при других положениях тела минует центры тонкоматериального тела или опаляет другие места, чего нужно избегать во всех случаях.
Остается сказать несколько слов о не менее важном - положении рук. Это не все равно, как, к сожалению, сказано в индийских книгах по ЙОГЕ, как и где держать руки или пальцы при упражнениях дыхания, концентрации или медитации. Положение рук и пальцев является наукой само по себе и она не возникла бы, если бы любое положение рук или пальцев (также называемая МУДРА) не имело бы значения. В действительности одно положение рук может влиять на дыхание, а через него на концентрацию и медитацию. Это основывается на переменном действии магнитных потоков в теле. Проведите на пробу такой эксперимент. Пусть читатель, сидя в любой позе, сплетет руки и положит их на низ живота, а через несколько секунд спустит их на колени ладонями вперед. Если при этом закрыть глаза и сосредоточиться на внутреннем чувстве, вы согласитесь со мной, что удержание рук у низа живота вызывает чувство сосредоточенной силы, в то время как положение тыльной стороны кисти на коленях, тотчас же вызывает ощущение отдачи силы. Если при этом ладони положить на колени, ощущение потери силы прекратится, но чувство силы не будет ярким, как при сложенных на животе руках. Тоже самое, если не более четко, ощущается и при положении ног. Если ноги перекрещены или касаются друг друга, возникает тихое чувство сжатой силы, которое начинает исчезать, как только ноги разъединяются. Этим простым экспериментом, который особенно отчетлив при упражнениях дыхания или концентрации, сказано все.
Теперь мы понимаем, почему йогины сидят всегда со сжатыми ногами. Но и это еще не все. Если руки лежат на коленях, они усиливают оба магнетических потока и следствием этого является повышенное напряжение и поэтому повышенная дыхательная деятельность. Вдох (между прочим, также форма "Солнечного дыхания") усиливается и тем самым начинает действовать концентрация (как напряжение принципа мышления). Это напряжение магнетических потоков обособляется и усиливается еще примечательным положением пальцев (СИНМУДРА) - большой палец и указательный согнуты вместе, остальные выпрямлены. Большой палец и указательный правой руки положительно заряжены, безымянный и мизинец - отрицательно, на левой руке наоборот, в то время как средние пальцы нейтральны (в боковых потоках руки, хотя по отношению друг к другу поляризованы). При дыхательных упражнениях, которые должны повышать силовой потенциал в теле, ладони держатся обращенными вовне, потому что в таком положении дается свободный путь приему космической ПРАНЫ из мирового пространства.
Во время концентрации напротив ладони должны лежать на коленях, чтобы быть изолированными от внешнего мира. Это положение кистей рук и пальцев относится не только к медитации, ибо каждая медитация является расслаблением и постоянно сопровождается особым видом дыхания, при котором преобладает выдох, о чем позже будет сказано подробно. Собственно, мастер медитации может впадать в состояние в любой позе, но упражняющийся будет действовать по меньшей мере безрассудно, если не будет соблюдать жестких законов природы. А этот закон гласит - если вдох затягивается, автоматически начинается концентрация и наоборот, если затягивается выдох, автоматически начинается медитация.
Непостижимо, почему сегодняшние йогины не говорят об этом ни слова и держат читателя их книг в неведении этой важной взаимозависимости, ибо все, что об этом знают, это то что "дыхание во время медитации становится спокойнее". Из упомянутого закона исходит целая техника концентрации и медитации - понятия, которые постоянно путают. Нужно лишь вводить соответствующий способ дыхания и от него зависящая ступень сознания будет приходить автоматически.
Поэтому техника дыхания практикуется постоянно перед концентрацией и медитацией, поэтому бесперспективно начинать концентрацию или даже медитацию без овладения техникой дыхания.
Вернемся к положению рук чтобы еще раз вкратце охватить. Кисти рук на колени - содействует замедлению вдоха. Пусть читатель проделает опыт. Пусть после того, как некоторое время посидит со сложенными руками, положит ладони на колени. Он тотчас же (уже в следующую секунду) почувствует потребность дышать дольше и глубже. При любом повторении эксперимента этот феномен неизбежно имеет место.
Итак, держать ладони на коленях помогает вдоху, а так как вдох является постоянным качеством концентрации, то это действие настолько сильно, что если посреди медитации положить руки на колени, сознание возвратится на ступень концентрации. Если руки переплести и еще того больше положить их на колени или ступни, то это сопровождается повышенным выдохом и медитацией. По этой причине часто требуется в качестве седа медитации "Сед лотоса" с перекрещенными (за спиной) руками, каждая рука держит противоположный носок стопы. Не нужен тяжелый вывих тела, ибо тоже самое перекрестное положение на животе делает точно то же самое с намного меньшими усилиями.
Из вышесказанного следует важное признание. Точно также как АСАНА требует сначала напряжения (растяжения) определенных частей тела и непосредственно за этим возможно большее расслабление всего тела, так же и с дыханием и следовательно случай с принципом мышления. Сначала далеко идущее напряжение жизненных сил (ПРАНА), благодаря чему затягивается вдох, чтобы позволить возникнуть более глубокой концентрации принципа мышления. Вслед за тем столь же полное расслабление ПРАНЫ и с ним растянутый выдох, который расслабляет принцип мышления и вызывает медитацию, пока наконец тело, дыхание и мышление "растворятся" (полностью забудутся) и вызовут интуитивное вдохновение из надсознания, но не из подсознания, как многие неправильно понимают, ибо это едва ли стоило бы стольких усилий (дар силы познания высоких миров и законов - высшая цель ЙОГИ, без которой все упражнения будут гимнастическими в лучшем случае, если не факирскими). Не только здоровый дух в здоровом теле является идеалом ЙОГИ, а гений - гений в здоровом теле, ибо не только гениальность в своей области, а и если нужно, во всех областях достигается совершенным йогином. "Ни сидение в позе лотоса, ни созерцание кончика носа не является ЙОГОЙ. ЙОГА есть единство души с мировым духом".
4. ПРАНАЯМА (Дыхательные упражнения)
Теперь мы подошли к четвертой ступени ЙОГИ, к ПРАНАЯМЕ. Это слово означает, как уже разъяснялось, "напряжение (ЯМА) космической жизненной энергии (ПРАНА)" и скрывает в себе всю тайну дыхательной техники. К сожалению, индийскими авторами не разъясняется, что сюда входит, хуже того, обозначается как "контроль дыхания".
Это неподходящее обозначение ведет к неправильному толкованию древних текстов, отображающих эту неправильную технику. Сюда следует добавить господствующее на Западе полностью неправильное представление о фактическом процессе дыхания в человеческом теле, а также от исходящей из этого неправильной дыхательной техники.
Все это столь же достойно сожаления, как и то, что сами специалисты бездумно распространяют и снова рекомендуют основанную на неправильных заключениях и часто ведущую к значительному ущербу для здоровья дыхательную гимнастику, невзирая на мысли о физиологических фактах. Поэтому мы будем творить добро заостряя наше внимание особенно на нескольких фактах физиологии дыхательных органов.
Мы начнем наше рассмотрение отдельных дыхательных упражнений по очереди, которая неплоха, однако способна заблудившимся в этой сфере и получившим ущерб при практическом применении этой ошибочной техники, полностью компенсировать.
Будут названы 8 дыхательных упражнений, как принадлежащих к ПРАНАЯМЕ:
1. САХИТА, 2. СУРЬЯБХЕДА, 3. УДДЖАЙН, 4. СИТАЛИ, 5. БХАСТРИКА, 6. БХРАМАРИ, 7. МУРЧХА, 8. КЕВА-ЛИ. Вместо последнего вида некоторые тексты разъясняют так называемый ПЛАВИНИ ("плавающий"), потому что человек, пользуясь этим дыханием, без всякого движения может держаться на воде сколько угодно долго. Начнем прямо этим ПЛАВИНИ.
В нормальных условиях человеческое тело (худое) плавает в соленой воде (морей, океанов и т. п.), но тонет в пресной (реках или озерах), даже если оно имеет некоторое жировое покрытие. Толстых людей вода в известной мере "носит". Каким же образом может худой человек, выполняющий это дыхательное упражнение, не утонуть в пресной воде, как единогласно утверждают индийские тексты? Как гласит предписание: наполните живот воздухом и оставайтесь без движения лежать, сидеть или стоять в воде в любой позе, пока голова наверху. Так как правильная техника давным давно забыта, некоторые хатха-йогины пытаются добиться того же результата тем, что просто глотают воздух и наполняют им желудок - отвратительная процедура, так как этот воздух позже должен быть извергнут. При всем этом правильная техника предельно проста - нужно дышать диафрагмой, только и всего! Даже разговор не помеха при этом способе дыхания, при условии, что за грудобрюшной преградой всегда будет оставаться достаточно много воздуха. Тем самым этот ПЛАВИНИ как способ дыхания, является безошибочным контролем правильного диафрагменного (полного) дыхания, потому что это полное дыхание является единственно правильным способом дыхания. Значит, если кто-либо вам попытается демонстрировать диафрагменное дыхание и при этом сам уйдет под воду, не верьте ему, он говорит бессмыслицу.
Взгляните на скелет грудной клетки попристальнее. Мы убеждаемся, что ребра прикреплены с обеих сторон, спереди к грудине, сзади к позвоночнику. Разденемся до пояса и сядем перед зеркалом. Теперь попытаемся, продолжая дышать спокойно, развести руки вверх и в стороны. Проделаем это же без дыхания. Во всех случаях мы убеждаемся, что дыханию это движение не мешает и не влияет на него никоим образом. Даже некоторое растяжение грудной клетки в нижней ее части (там, где имеются четыре "фальшивых" ребра) натянутыми мышцами рук (дельтовидной мышцей), это растяжение едва ли можно заметить. Отсюда мы делаем вывод, что, во-первых, дыхание независимо от этих движений рук и, что, во-вторых, верхушки легких (находящихся под первой, самой верхней парой ребер) этим незначительным растяжением нижней (открытой) группой грудной клетки никоим образом не растягиваются. Кому придет в голову надувать камеру шины тем, что он будет растягивать саму камеру? Но многие "эксперты по дыханию" верят в эту бессмыслицу, ибо они рекомендуют при вдохе поднимать и руки, благодаря чему, по их мнению, воздух достигнет и верхушки легких. Это еще не все, они даже утверждают, что это и есть диафрагменное дыхание. Но при этом диафрагма, которая всегда более или менее работает вместе с грудной клеткой, задействована в самой малой степени. А чему учит практический опыт врача-легочника? Что именно те пациенты чаще всего имеют катар верха легких или даже туберкулез легких, которые дышат грудной клеткой, причем почти исключительно поднимают грудную клетку вверх -техника, которая встречается не только у большинства женщин, но и спортсменов и даже нужна им. Они измеряют объем легких, к сожалению, не количеством вдохнутого воздуха, а только и единственно объемом груди. А при этом нашим единственным дыхательным инструментом является диафрагма, а не грудная клетка, как это определенно доказывает вышеописанный ПЛАВИНИ-феномен. Точно так же, как поршни воздушного насоса всасывают воздух, так действует и наша диафрагма при дыхании - вопрос лишь как нужно двигать эти поршни нашего тела?
На это индийская ЙОГА дает как достойный внимания, так и практический ответ - посредством определенного положения языка. Оно называется НАБХО-МУДРА и состоит в следующем. Корень языка (не кончик языка!) кладется на мягкое нёбо (маленький язычок), как для произнесения носового "н" в слове "ланге" (или как при дыхании носом открытым ртом). Если при этом проделать легкое нажатие языком на зев и так вдохнуть, возникает легкий храпящий звук и тотчас почувствуешь характерное давление на область анального отверстия, связанного с дыханием - включена диафрагма. Позже в этом искусственном средстве нужда отпадает, но положение языка имеет еще и другие преимущества и потому очень рекомендуется йогинами. Другая помощь - это уже известное сильное подтягивание после последовательного выдоха (УДДИЯНА БАНДХА). Если диафрагма, благодаря постепенному упражнению, достаточно опускается вниз, чем и объясняется ПЛАВИНИ-феномен - не в охвате груди, а в объеме диафрагмы заключается весь секрет.
Есть еще одно дыхательное упражнение, дающее более легкое изучение диафрагменного дыхания, а именно т. н. "воздуходувный мех" (БХАСТРИКА), которое нормальным образом должно проделываться диафрагмой, иначе оно легко причиняет чувство головокружения, знак, что дыхание неправильное. Но при этом мы были бы уже посреди практики, а нам еще приходится рассматривать нечто теоретическое. Что происходит, например, если мы стараемся, но дышим все же грудной клеткой, а должно быть диафрагменное дыхание? Пока мы делаем обычные глубокие вдохи при простой дыхательной гимнастике, не должно, с точки зрения уже объясненного несовершенного дыхания, возникать дальнейших осложнений, пока мы не переступили обычных границ. Но кто может сказать, где эти границы лежат, при условии, что грудное дыхание уже само по себе ненормально? Любая активизация и интенсификация этого ненормального дыхания гимнастики и особенно спорта, атлетики и т. п., таит в себе растущую опасность чрезмерного растяжения легочной ткани, которое неизменно возрастает, если упражняться в дыхании по ЙОГЕ этим способом.
Только подумайте, любое индийское дыхательное упражнение преследует целью сильное растяжение вдохов постоянно растянутым затаиванием дыхания - как мы сейчас увидим, это затаивание дыхания длится при каждом вдохе около 1,5 минут (от 48 до 144 секунд) и такие вдохи по индийским предписаниям нужно делать четырежды в день по 80, а всего 320, если хочешь удовлетворить эти условия. Это соответствует затаиванию дыхания около 8 часов ежедневно. Чудо ли, что человек этим безрассудным растяжением чрезвычайно нежной легочной ткани причинит себе непременно эмфизему легких, астму или еще что-либо похуже? Практика АСАН показала, что неосторожное перенапряжение эластичной и прочной мышечной ткани может привести к болям, длящимся днями - насколько же страшнее должен быть вред, если более нежная легочная ткань будет подвержена такому постоянному избыточному растяжению! Эта опасность исключена, если растягивать вместо этого диафрагму, т. е. дышать диафрагмой, и при этом еще после каждого выдоха ее крепко подтягивать (УДДИЯНА-БАНДХА), благодаря чему в легких возникает "отрицательное давление" (вакуум), так что легочная ткань то вздувается, то сжимается и поэтому остается эластичной. Иначе бы ни один самый опытный йогин не переносил бы это упражнение без вреда.
Но есть еще одна бессмыслица, которая широко распространена на Западе и даже рекомендуется специалистами по дыханию - я имею ввиду выдох через рот. Приверженцы этого метода могут говорить все что угодно, но они должны признать следующее:
1. Природа дала нам для дыхания нос, а не рот. Если мы должны, как многократно говорится, выдыхать через рот, чтобы достичь совершенно полного выдоха, то мать-природа наверняка снабдила бы нас в этом смысле.