Глава 2. Физика бритья по-челябински
Рассмотрим, какая цепочка событий привела героя нашей первой истории к скоростному избавлению от надоевшей уже щетины (а также не планировавшихся к удалению усов, бровей и ресниц). При выходе с завода-производителя газ в баллоне находится в сжиженном виде. То есть, простите за тавтологию, газ – не газ, а жидкость, которая, если вспомнить основы термодинамики (не пугайтесь, это школьная программа) несжимаема. То есть, жидкость заполняет весь объём баллончика, и газообразного бутана, пропана или их смеси внутри нет. И такое положение должно сохраняться во время транспортировки по долгой цепочке торговых фирм к конечному потребителю. То есть, к нам с вами. Но! Есть несколько «но».
Первое. Баллон может оказаться некачественный. Хорошо, если в нём есть большая дырка. Даже если её не заметить, к моменту доставки в магазин весь газ испарится и вытечет наружу. Конечно, чайку на таком баллоне не приготовишь, но взрываться там совершенно нечему. Увы, дырка бывает очень маленькая. Настолько, что заметной утечки газа не происходит. Зато происходит освобождение части внутреннего объёма баллона, жидкости становится куда испаряться. Отдельным пунктом проходят неисправности клапанов. Они вставлены в те самые «пимпочки», через которые топливо поступает в горелки. Когда баллон отключён от горелки, именно клапан и не даёт газу выходить наружу. Если клапан неисправен, он травит. Большую неисправность замечают на заводе. А вот маленькая вылезает исключительно при повышении температуры. Нагрейте баллон на солнышке и наслаждайтесь характерным запахом.
Второе. Баллон может быть деформирован. И не обязательно в контейнере, везущем это сокровище из Китая в Россию. Деформация возможна и в рюкзаке туриста. Уменьшить объём баллона находящаяся внутри жидкость не даст. А вот увеличить – запросто. Донышко вздуется и достаточно – внутри уже не только жидкость.
Наконец, третье. Как только вы начали использовать баллон, часть газа сгорела, и внутри появился свободный объём. Баллон при этом полностью исправен. Таким образом, в баллоне мы, чаще всего, имеем топливо в смеси двух состояний: жидкого и газообразного. При этом газообразная часть находится под довольно большим давлением.
Когда Серёга дрожащей рукой повернул ручку подачи газа, топливо через рассекатель начало выходить наружу. Вспышка пьезоподжига задержалась, газ начал накапливаться под днищем кастрюли. Не будь её, топливо просто улетучилось бы, но кастрюля не пустила газ вверх, а местная «микророза ветров» – в стороны. В итоге под днищем собралось количество газа, способное сработать как вакуумная минибомба (процессы, положенные в основу боеприпасов объёмного взрыва, очень похожи на описанный). Искра пьезоподжига сыграла роль детонирующего заряда. Но и это не всё. Нагревшийся на солнце баллон содержал газ под достаточно высоким давлением. Первая вспышка ударила по самому слабому его месту – клапану. Тот и так держал давление на пределе и от нагрева мгновенно «вылетел». Следом наружу вылетел газ, воспламенился и изобразил ту самую «стену огня», завершившую процесс бритья. Произошло всё описанное в доли секунды, так что Серёже сильно повезло, что именно в этот момент он моргал. Иначе ресницами бы не отделался.
А теперь его ошибки:
§ кастрюля стоящая на горелке не давала развеяться излишкам газа;
§ между началом подачи топлива и поджигом был создан временной интервал, из-за чего газа под днищем скопилось достаточно много;
§ баллон располагался достаточно близко к горелке, как следствие первая вспышка достала до ёмкости;
§ сам баллон («дихлофоска» фирмы «Tramp») имел только одно преимущество - был самым дешёвым на фестивальном рынке.
Практически все взрывы газовых баллонов и горелок происходят именно по этой схеме. При этом необязательно сочетание всех четырёх факторов, трёх, а иногда и двух, вполне достаточно.
Даже беглого взгляда на список достаточно, чтобы понять, что беды было не так сложно избежать.
Глава 3. Муки выбора
Анализ несчастных случаев в туризме убедительно доказывает: основы беды закладываются задолго до похода. Даже до начала его подготовки. Не исключение и проблемы с горелками. Первые ошибки совершаются уже на стадии выбора и покупки самой горелки.
Увы, основным критерием выбора для большинства покупателей является цена горелки. Нет, мало кому хватает смелости сказать хотя бы себе самому: «Да, неудобно, да, опасно, да, может в любой момент сломаться. Но зато вдвое дешевле! Жаба давит!» Всегда найдётся куча «обоснованных» и «серьёзных» аргументов в пользу именно самого дешёвого изделия (в лучшем случае, чуть дороже). И за всем этим всё равно прячется одна единственная причина: жаба давит! А в результате? И ломаются, и выходят из строя, и взрываются… И ни один «обоснованный» и «серьёзный» аргумент этому не препятствует.
Если же, выбирая для себя горелку, заставить собственную «жабу» немного помолчать, можно обратить внимание и на более интересные особенности различных моделей.
Во-первых, следует обратить внимание на производителей, ибо это, в первую голову, гарантия качества. Сейчас огромное количество наших и не наших фирм идёт по следующему пути: оформляется фирма (которая «производитель») и собственный «бренд» (естественно, «западный»), заказывается в Китае самые дешёвые горелки и разворачивается редкой силы рекламная компания. Всё по-взрослому: красивый дизайн, продуманный сайт, возможность покупать любым способом, хвалебные статьи в интернете и отзывы на форумах…
А потом… приличные с виду горелки не выдерживают десяти минут (!) работы в расчётном режиме. О многочисленных случаях отказа пьезоподжигов, засорения форсунок и т.п. и говорить не приходится.
Кто-то думает, что у «производителя» в связи с этим какие-то проблемы? Отнюдь! На любую претензию ответ всегда один: «Нарушены правила эксплуатации». И ни в одном суде Вы никогда не докажете, что ничего не нарушали!
Обратите внимание: поиск отзывов в Интернете ничего не даст, а то и введёт Вас в заблуждение. Недобросовестным фирмам выгоднее заплатить за предвзятые отзывы, чем тратиться на повышение качества.
Выход только один: брать горелки только надёжных и проверенных производителей, чьи изделия давно зарекомендовали себя по всему миру. Имена известны всем: Primus, MSR, Jetboil, Kovea. Это не значит, что какой-нибудь «Следопыт», «Tramp» или «Fire-Maple» делает исключительно взрывоопасную продукцию. Возможно, кто-нибудь из них когда-нибудь и слепит некий шедевр. Вот только проверять, чего этот шедевр стоит, лично мне не хочется. Бороду жалко.
Для справки. Тут необходимо отдельно сказать о продукции фирм Coleman и Camping Gaz. По качеству и надёжности эти горелки не уступают мировым лидерам. Неудобство только одно, но существенное: свой собственный стандарт крепления баллонов. В итоге пользователю этой продукции приходится пользоваться газом только этих фирм. В Москве и Санкт-Петербурге их купить не проблема, а, к примеру, в нашем райцентре на миллион жителей днём с огнём не найдёшь. Что уж говорить про города Кавказа, Крыма или Российской глубинки… А ведь в поездах и самолётах провозить газ категорически запрещено. На местах покупать надо!
Следующий вопрос – мощность горелок. Чем мощнее горелка, тем быстрее готовится еда. Уже плюс. Но есть и ещё один важный момент: хотя в единицу времени мощная горелка тратит больше газа, но на готовку горючего уходит меньше. Экономия топлива – немаловажная вещь. А потому – чем мощнее горелка, тем лучше.
Лирическое отступление. Стоит упомянуть исключение из правил. Системы для приготовления пищи Jetboil и аналогичная модель Kovea Alpine Pot. Представляет собой маломощную горелку, накручивающуюся на баллон, и присоединенную к ней кастрюльку. Имеет очень высокое КПД, вследствие чего даёт быструю скорость приготовления (три минуты на литр воды до закипания) при очень малом расходе газа (примерно четырехкратная экономия). Действительно очень удобная и качественная вещь. Но рассчитана только на двоих. Системы большей ёмкости уже не столь удобны.