Идеологическая зависимость

Третий общеизвестный путь, позволяющий избежать тяжко­го бремени осознания, - подчинить его идее группы или Велико­му Кормчему. Мы были свидетелями того, как целые народы от­казывались от индивидуального сознания и своих моральных цен-

* Мескалин - вещество, обладающее наркотическим действием, которое добы­вают из мескала, кактуса, растущего на севере Мексики и на юге Техаса. - Прим. переводчика.



Глава 4

ностей, истово поклоняясь харизматическому лидеру и следуя за ним. От Джонстауна до евангельского фундаментализма и далее до торговых обольщений, к сожалению, мы видим плоды соблаз­на группового мышления. Каждая идеология основана на некото­рой идее, быть может, даже на хорошей идее. Но любая идеология, которая подвергается унификации, чтобы стать общеприемлемой, грешит отсутствием сомнений и внутренней критики и разделяет людей на два лагеря, - такая теория начинает служить дьяволу. Любая идеология: религиозная, политическая и даже психологи­ческая, которая упрощает сложный миропорядок, чтобы сделать человеческую жизнь более комфортной, - служит дьяволу. Люди, предлагающие легкие ответы, не понимают сути вопроса. Оста­ваться внутри идеологии вместо личностного развития, в процес­се которого человек обязательно испытывает жизненные страда­ния, - это еще одна разновидность регрессии.

Каждый из нас может время от времени подвергаться регрес­сии, испытывая воздействие паттернов, о которых говорилось выше, ибо странствие оказывается и суровым, и продолжитель­ным. Но осознание масштабов, различий и императива космичес­кой драмы побуждает нас откликнуться на мифический зов, раз­дающийся в лабиринтах истории, который пробирает нас до моз­га костей.

Главное, что мы должны сделать, столкнувшись лицом к лицу с великими силами регрессии внутри и вне нас, - выразить свое намерение совершить странствие. Осознание раздвоенности, конфликта становится весьма болезненным, но сделать выбор в пользу своей индивидуации может только взрослый человек, ибо это единственный способ прожить свою жизнь во всей полноте, отдавая должное великому таинству. Этот выбор человек совер­шает не раз: его приходится делать ежедневно, сталкиваясь с де­монами страха, сомнений и забвения.

* Джонстаун - поселок в джунглях Гайаны, где была создана колония рели­гиозной секты «Народный храм» [Peoples Temple], члены которой переселились туда из Калифорнии по призыву главы секты Дж. Джонса [Jones, Jim] в начале 1977 г. В ноябре 1978 г. свыше 900 колонистов, в том числе женщины и дети, под влиянием своего фанатичного лидера Дж. Джонса совершили массовое само­убийство, приняв цианистый калий. Самоубийству предшествовало убийство Джонсом членов комиссии Конгресса США во главе с конгрессменом от штата Калифорния Л. Райаном [Ryan, Leo]. Название поселка стало символом религи­озного фанатизма. - Прим. переводчика.

В поисках божественной обители



Отступив назад и посмотрев на запутанный клубок челове­ческой истории, можно увидеть все величие космической драмы. В ней было много потерь, много случаев регрессии, изобилие лож­ных путей, но при этом во все времена ясно виден неизгладимый след духовного поиска каждой личности. По мнению Юнга, «каж­дый человек - это новый жизненный эксперимент и попытка най­ти новое решение»153. Миф Юнга об индивидуации - это миф эпо­хи, которая лишена мифа. Метафора космической драмы - это поиск пути в процессе духовного странствия, когда в жизни отсут­ствуют все известные ориентиры.

Мы - лишь крошечная частица истории, но несем на себе всю тяжесть ее надежд и обещаний. Оставаясь странниками в эпоху, которая утратила свой миф, мы видим задачу индивидуации в том, чтобы стать звучащей нотой в великой песне, которую непре­рывно пели с самого начала.

153 «Analytical Psychology and Education», The Development of Personality, CW 17, par. 173.

Глава 5

Мифическая интерлюдия:

Наши рекомендации