В выборке с IQ £ 110
Быстрые/точные (п= 39) | Импульсивные (п= 75) | Значения Р |
М времени первого ответа 21,0с | М времени первого ответа 30,0 с | 0,05 |
М количества ошибок 10,5 | М количества ошибок 17,8 | 0,05 |
Низкий показатель А2 (109) | Высокий показатель А2 (ИЗ) | 0,05 |
Низкий показатель A3 (102) | Высокий показатель A3 (НО) | 0,05 |
Низкий показатель А6 (108) | Высокий показатель А6 (115) | 0,05 |
Высокий показатель А7 (122) | Низкий показатель А7 (115) | 0,05 |
Высокий показатель А8 (135) | Низкий показатель А8 (128) | 0,05 |
Низкий уровень ассоциативного кодирования (5,5) | Высокий уровень ассоциативного кодирования (14,0) | 0,01 |
Высокий уровень предметного кодирования (87,5) | Низкий уровень предметного кодирования (78,0) | 0,01 |
Низкий показатель преобразования стимула в тесте Торренса «Круги» (0,78) | Высокий показатель преобразования стимула в тесте Торренса «Круги» (0,90) | 0,01 |
Высокая интерференция (33,0) | Низкая интерференция (24,0) | 0,01 |
Примечание.Буквой А обозначены субтесты интеллектуальной шкалы Амтхауэра: А2 — субтест «Определение общих признаков понятий» (способность к понятийной абстракции); A3 — субтест «Аналогии» (способность выявлять смысловые связи между словами); А6 — субтест «Ряды чисел» (способность устанавливать закономерность в числовых рядах); А7 — субтест «Составление фигур» (способность строить целостные пространственные представления); А8 — субтест «Кубики» (способность к пространственной ротации объекта). Ассоциативное кодирование означает преимущественное использование субъективных, эмоционально-личностных описаний неопределенных геометрических объектов (мягкий, веселый, угрожающий т. д.); предметное кодирование — использование предметных описаний (разбитое зеркало, игрушка, одуванчик и т. д.) по методике Артемьевой.
218_____________________________________________________Когнитивные стили
образовавших каждый кластер; средние арифметические основного и дополнительного показателей. В основной части таблицы — перечень продуктивных и стилевых характеристик интеллектуальной деятельности (в скобках приводятся их средние значения) с учетом уровня достоверности различий.
Таким образом, «быстрых/точных» отличает преобладание пространственных способностей над вербальными с преимущественной опорой на предметную стратегию кодирования неопределенных перцептивных стимулов. Любопытно, что именно быстрые/точные демонстрируют относительно более выраженный эффект интерференции, что является еще одним доказательством в пользу нашего предположения о продуктивной составляющей эффекта интерференции в методике Струпа.
Напротив, для «импульсивных» (быстрых/неточных) является типичным преобладание вербальных способностей над пространственными в сочетании с преимущественной опорой на ассоциативную стратегию кодирования неопределенных перцептивных стимулов. Весьма характерным представляется следующий факт: по набору представленных в таблице 20 интеллектуальных качеств «быстрые/точные» почти полностью идентичны «рефлективным». Другими словами, черты сходства имеют лица, находящиеся на разных полюсах стилевой оси импульсивность/рефлективность (этот факт уже неоднократно отмечался в предыдущих главах книги).
Рассмотрим доказательства «расщепления» полюса гибкости (в традиционной терминологии) когнитивного стиля ригидность/гибкость познавательного контроля с точки зрения значимых различий в интеллектуальных характеристиках между соответствующими субгруппами (гибкими и неинтегрирован-ными) в общей выборке испытуемых с высоким IQ (п = 149) (Кострикина, 2001). В таблице 21 приводятся значимые различия в интеллектуальных характеристиках соответствующих субгрупп. В верхней части таблицы указаны: количество испытуемых, образовавших каждый кластер; средние арифметические основного и дополнительного показателей. В основной части
Глава 5. феномен «расщепления» полюсов когнитивных стилей______________219
таблицы — перечень продуктивных и стилевых характеристик (в скобках приводятся их средние значения) с учетом уровня достоверности различий.
Таблица 21