Обсуждение истории болезни ребёнка
Обсуждение истории болезни поможет сэкономить время позднее. Используйте это, чтобы проинформировать родителя о том, в каком состоянии находятся зубы его ребёнка. Это поможет ему осознать необходимость оперативного вмешательства, роль профилактики и вообще поможет держать родителя "в курсе дела". Стратегия ведения приема за приемом может быть тогда запланирована с учетом эмоционального
состояния ребёнка и его возможной способности справляться с запланированным лечением. Если вы собираетесь использовать успокоительное, обсудите с родителем необходимость и возможные методы использования. На протяжении всего времени используйте подходящий язык совместно с объяснением альтернативных методов контроля над болью и волнением.
Родителю и ребёнку должна быть предоставлена возможность задать все интересующие их вопросы, касающиеся любых аспектов предстоящего лечения. На все вопросы Вы должны отвечать честно и достоверно.
Для успешного обсуждения
• Разговаривайте с родителем с позиции нужд ребенка.
• Говорите позитивно - например, "вместе мы сможем достичь этого с помощью...".
• Помните, что вы все сотрудничаете с одной целью - решить проблемы с зубами у
данного ребенка.
• Избегайте использования профессиональных терминов, не понятных родителю
и/или ребёнку.
• Используйте язык на понятном всем уровне.
• Подумайте о том, как избежать подробностей, которые могут напугать ребёнка, если
он присутствует при разговоре.
• Дайте родителю и ребёнку возможность самим участвовать в принятии решений.
• Убедитесь в том, что родители осознают свою личную ответственность за
благоприятный исход лечения.
• Дайте родителям время все обдумать (возможно, другой родитель или опекун также
захочет у Вас проконсультироваться).
• Предоставьте родителю и ребенку информационные листы - к примеру,
описывающие технологию успокоения. Это не только поможет им все лучше
запомнить, но и предотвратит искажение основных фактов (Рис. 4.5).
Рис. 4.5. Обсуждение истории болезни ребенка.
Согласие
Если речь идёт о родителях, то их согласие с врачом часто выражается в желании сидеть на стуле и просто позволить лечению идти своим чередом ("скрытое согласие"). У детей согласие выражается иным образом. Родитель или законный опекун должны дать согласие на лечение ребенка. Необходимо чтобы врач точно знал, кто из взрослых будет сопровождать ребенка и чтобы он мог подтвердить, что они уполномочены дать согласие на лечение ребенка. Ведь только родитель или законный опекун могут сделать это (Рис. 4.6).
Рис. 4.6. Полноправный ли это ребёнок?
Несмотря на то, что ребенок по достижении 16 летнего возраста считается вправе сам давать согласие на свое лечение, тем не менее, рекомендуется получать согласие либо родителей, либо опекуна во всех случаях, когда это возможно. Однако при получении согласия родителей, чьи дети старше 16 лет старайтесь учитывать пожелания ребенка. В действительности, для успешного завершения лечения молодых людей (18-21) их согласие является необходимым требованием. Более того, ребенок который не хочет или не может идти на контакт очень часто не поддается лечению, так как для гарантии успешного лечения необходимо его одобрение. Из этого следует, что, независимо от возраста, дети, должны добровольно согласиться на лечение и не должны быть принуждаемы к лечению против их воли.
Практические советы
Вы должны знать, кто из взрослых будет сопровождать ребенка.
Всегда проводите лечение детей дошкольного возраста в присутствии родителя, (это
предотвратит беспокойство при разлуке).
Научите родителей, как подготовить себя и детей к лечению.
Обсудите с родителями план лечения.
Будьте уверены в том, что родители знают какая им отведена роль в процессе
лечения их ребенка ("Мы все заодно").
Помните, что у вас должно быть письменное согласие родителей.
ГЛАВА 5
Технологии управления поведением
Цель
Цель данной главы - представить в общих чертах основные технологии управления поведением, которые должна использовать команда стоматологов для того, чтобы успешно лечить детей (Рис. 5.1).
Рис. 5.1. Используйте технологии управления поведением, чтобы "укротить" ребёнка! Результат
После изучения данной главы Вы должны будете уметь владеть и использовать, по отдельности или в комплексе, некоторыми стратегиями управления поведением, которые наиболее подходят для каждого индивидуального пациента.
Вступление
Термин "не идущий на контакт" часто применяется к тем детям, которые плохо себя ведут в кабинете зубного врача. Порой термин используется после первого посещения ребенка. Термин подразумевает собой, что ребенок умышленно не идет на контакт, но; как правило, это не правда. Ведь поведение детей является отражением их чувств. Нам следует помнить, что дети, в отличие от взрослых, не могут выбирать, посещать им стоматолога или нет: взрослые сами приводят их к стоматологу. У детей меньше развиты коммуникативные навыки, чем у взрослых, и они плохо умеют выражать свои страхи и беспокойства с помощью вербальных средств. Когда ребенок не может с чем-либо справиться, он предпочитает уйти от проблемы, и изменения в поведении ребенка, сидящего в стоматологическом кресле, которые Вы наблюдаете, свидетельствуют о том, что он волнуется или чувствует себя дискомфортно, и что он не может иначе сообщить Вам о том, что его что-то тревожит. Стратегии управления поведением помогают детям легче воспринимать различные ощущения, связанные с лечением зубов.
Управление поведением
Грайам Райт (1975) определил управление поведением как "средство, с помощью которых команда стоматологов эффективно и продуктивно проводит лечение ребенка". Он считает, что "позитивное отношение стоматолога" является целью управления поведением. Не так давно он внес поправки в определение, так, чтобы управление поведением проходило не только с целью выполнения требуемой задачи, но и с целью заинтересовать пациента в выполнении профилактики, что необходимо для будущего здоровья зубов. Для того, чтобы этого достичь, стоматолог должен установить с ребенком и с сопровождающим его взрослым доверительные отношения, чтобы обеспечить их согласие с профилактическим режимом и их согласие на лечение ("объединенное лечение") (Рис. 5.2).
Рис. 5.2. Счастливый и незабываемый визит к стоматологу.
• Методы управления поведением связаны с общением и образованием.
• Отношения между ребенком, его семьей и командой стоматологов - динамичный
процесс, который является ключом к успеху.
• Управление поведением начинается еще до того, как пациент зайдет в
стоматологический кабинет, и разрабатывает методику ведения диалога,
интонации, мимики и прикосновений.
• Не существует такого метода, который можно было бы применить в любой
ситуации. Вы должны выбирать подходящие технологии управления с учетом
индивидуальных особенностей ребенка.