Стимулирование без мотивации
Поведенческий подход в своем раннем варианте (Дж.Б. Уотсон, Э.
Торндайк) большинство психических функций рассматривал как имеющие
место, но не подвластные научным методам исследования. Гораздо
продуктивнее сосредоточить фокус научных исследований на тех аспектах
жизнедеятельности человека, которые могут быть надежно измерены и
воспроизведены, то есть на его поведении. Поэтому и вопрос повышения
мотивации работника должен быть переформулирован в терминах поиска
того сочетания производственных условий, которые надежно приводят к
более высокой производительности труда работников.
Одним из вариантов последовательного поведенческого подхода стал
гипотетико-дедуктивный бихевиоризм К.Л. Хала, сконцентрированный на
построении математической теории поведения. Халл не отвергал
«внутрипсихических» факторов, а искал их эквиваленты, доступные
объективному контролю. В состав указанных факторов он ввел такие, как
сила навыка (она считалась функцией количества проб, т.е. попыток
совершить реакцию), «драйв» (потребность), под которой понималась
величина, производная от депривации (лишения пищи, воды и т.п.),
подкрепление и др. Так, потребность активизирует поведение. Внешние
стимулы разряжают потребность и подкрепляют те реакции, которые ведут
к ее удовлетворению. Центральное понятие этой концепции – потенциал
реакции.
Поведение выступает в виде «связного» взаимодействия переменных,
«семейств» навыков и иерархии мотивов. Халл использовал любую
возможность для количественного выражения результатов своих
исследований, но в итоге признал невозможность создания единой
непротиворечивой системы связей между условиями и поведенческими
результатами.
Когнитивный (познавательный) бихевиоризм Э. Толмена
предусматривал между стимулом (условиями среды) и реакцией
(производительностью) три группы «промежуточных переменных»:
потребностную систему, систему ценностных мотивов (предпочтений
одних объектов другим) и бихевиорального поля (ситуацию, в которой
совершается действие). Сами промежуточные переменные определялись
как детерминанты, которые опосредствуют двигательную реакцию
(зависимая переменная) и раздражитель (независимая переменная).
Толмен не смог последовательно отстаивать ненужность признания
значения внутренних оставляющих поведения. Ему пришлось пересмотреть
интерпретацию классического закона упражнения. В классической
поведенческой интерпретации упражнение – это упрочение связи между
раздражителем и двигательным ответом. Толмен предложил такую
трактовку: упражнение есть образование новых познавательных структур –
познавательных карт, знаковых гештальтов, матриц «ценности-убеждения».
Оперантный бихевиоризм Б.Ф. Скиннера был подчинен главной задаче
– предсказывать и контролировать (управлять) поведение. В нем впервые
наметился переход от «линейного» представления о поведении к
утверждению роли обратной связи в построении его форм (Скиннер, 1984).
Правдоподобная модель, описывающая взаимодействие организма со
средой, всегда должна содержать три компонента:
а) событие, по поводу которого происходит реакция,
б) саму реакцию,
в) подкрепляющие последствия.
В своих исследованиях Скиннер во многом опирался на результаты И.
П. Павлова, который впервые назвал все события, усиливающие
поведенческие проявления, «подкреплением», а все возникающие в связи с
подкреплением изменения – «обусловливанием». В экспериментах Павлова
подкрепление сочеталось со стимулом, а в исследованиях Скиннера –
подкрепление зависит от реакции. Поэтому в первом случае происходит
увеличение уже существующей реакции или уменьшение интервала между
стимулом и реакцией. Во втором – повышается вероятность или частота
появления новой подкрепляемой реакции или новый вид поведения.
Б.Ф. Скиннер назвал эксперименты Павлова «респондентным»
обусловливанием, а собственные экспериментальные ситуации –
«оперантным» обусловливанием. Последний термин означает, что
поведение воздействует (operates) на среду, генерирует последствия.
Одновременно были введены понятия «оперантное поведение» и «оперант».
Человек постоянно воздействует на среду, и многие последствия его
действий имеют силу подкрепления. Таким образом, через оперантное
обусловливание среда конструирует репертуар поведения человека, создает
новые виды поведения. Аналогичные механизмы используются и при
управлении руководителя поведением подчиненного.
Модификации поведения.Скиннер стоял у истоков программированного обучения. Он ввели принцип членения процесса решения учебной задачи на отдельные операции, каждая из которых контролировалась подкреплением, служащим сигналом обратной связи. Такое конструирование процесса обучения было основано на вычленении простейшей оперантной реакции как единицы процесса поведения (научения). Это позволяло превратить каждую из частей процесса в объект управления. Поэтому появилась возможность
программирования обучения на всем его протяжении.
Однако аналогичные методы могут использоваться и для модификации
поведения сотрудников, занимающихся менеджментом. Так, разбивая
оплату работы на минимальные элементы (см. табл. 3) и изменяя
коэффициенты того или иного раздела оплаты, менеджер может в большей
или меньшей мере подкреплять требуемые элементы поведения
подчиненного. Изменение ситуации бизнеса или его целей, отраженное в
смене приоритетов оплаты, немедленно ведет к модификации поведения
подчиненных, например к усилению желания повысить свою квалифи-
кацию или больше времени находиться на рабочем месте.
Варьирование коэффициентами в разделах оплаты – необычайно
мощная система менеджмента, оно может вести к произволу менеджеров.
Поэтому, как правило, возможности варьирования ограничиваются
тарифным соглашением или коллективным договором между
работодателями и профсоюзом или работодателями и трудовым
коллективом.
Список рекомендуемой литературы
1. Уткин Э.А. Основы мотивационного менеджмента. – М.:
Издательство ЭКМОС, 2000
2. Травин В.В., Магура М.И., Курбатова М.Б.Мотивационный
менеджмент: Модуль 3; Изд-во Дело, 2005 – 95 с.
3. Бутова Т.В. Уткин Э.А. Мотивационный менеджмент: Учебное
пособие для вузов.- Теис 2004 г. 236 стр.
4. Сладкевич В. П. Мотивационный менеджмент /Курс лекций
Издательство: М.:Межрегиональная Академия управления
персоналом, 2001г.- 165 стр.
5. Маркин В. Н. Мотивационный менеджмент Издательство: РАГС,
2005 г. – 86 с.